ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-2390/15 от 30.06.2015 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-2390/2015

“10”

июля

2015 года

«30» июня 2015 года оглашена резолютивная часть решения, полный текст изготовлен 10 июля  2015 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе: Талалас Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Остапенко А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «Тивори» (ОГРН <***>, ИНН  <***>)

К Администрации Пионерского городского округа Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным ненормативного акта,     

при участии: 

от заявителя: ФИО1  по доверенности, паспорту;

от заинтересованного лица: ФИО2  по доверенности, паспорту;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тивори»  (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением  о признании недействительным постановления  Администрации Пионерского городского округа  (далее – Администрация) от 10 марта 2015 № 160 «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, общей площадью 133, 5 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с земельным участком, на котором расположено данное здание».

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.

Третье лицо  о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

Информация о месте и времени судебного заседания была размещена  судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно статье 121 АПК РФ.

Судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

Представитель Администрации просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на непредставление заявителем доказательств нарушения его прав и законных интересов. Отзыв приобщен к материалам дела.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, установил следующее.

Обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение – пристройка к кафе-бару «Фортуна», общей площадью 26, 4 кв.м, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от  29.06.2000 года.

Пристройка находится в границах земельного участка с кадастровым номером 39:19:010210:15, на котором расположено здание киноконцертного зала «Маяк» (местонахождение: <...>), и также примыкает к ККЗ «Маяк».  Земельный участок с кадастровым номером 39:19:010210:15 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования МАУ культуры «Концертный зал «Маяк».

Рядом с принадлежащим обществу строением (пристройкой к кафе-бару «Фортуна»)  располагается нежилое здание городской инспекции безопасности дорожного движения, площадью 133, 5 кв.м, находящееся в собственности муниципального образования «Пионерский городской округ» (свидетельство о государственной регистрации права от 24.01.2012 серии 39-АБ № 013473).  Местоположение здания: <...>. Нежилое здание пожарной инспекции расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:19:010210:415, площадью  385 кв.м.

Во исполнение прогнозного плана (программе) приватизации муниципального имущества Пионерского городского округа на 2015 год, утвержденного решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа  от 29.01.2015 № 9, Администрацией 10.03.2015 издано Постановление № 160 «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, общей площадью 133, 5 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с земельным участком, на котором расположено данное здание».

В порядке подготовки к проведению аукциона Администрация в газете «Новости Пионерского» № 10 от 13-19 марта 2015 и в сети Интернет опубликовала информационное сообщение о проведении аукциона по продаже недвижимого имущества - нежилого здания, общей площадью 133, 5 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с земельным участком площадью 385 кв.м., с кадастровым номером 39:19:010210:415.

По результатам проведенного 30.04.2015  аукциона победителем признан ФИО3, с которым 20.05.2015 заключен договор № 71.

Заявитель указывает, что границы земельного участка с кадастровым номером 39:19:010210:415 примыкают вплотную к принадлежащему обществу строению, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 39:19:010210:15,  что исключает возможность прохода/проезда к данному строению.

Ссылаясь на то, что реализуемый на торгах земельный участок с кадастровым  номером 39:19:010210:415  был сформирован с нарушением закона, без извещения и согласования границ с Обществом, как правообладателем объекта недвижимого имущества, находящегося на смежном земельном участке;  в информационном сообщении о проведении аукциона  не включено условие об обременении земельного участка; что сервитут установлен только до 14.04.2020;  не разрешен вопрос об адресе продаваемого здания,  что влечет для Общества негативные последствия, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктов 1-3 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.п. 4, 5 п.1 ст. 31 Устава муниципального образования Пионерский городской округ, утвержденного решением Совета депутатов Пионерского городского округа № 61 от 30.09.2010 к компетенции администрации городского округа, в том числе относится:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в рамках компетенции, установленной законодательством, настоящим Уставом и нормативно-правовыми актами окружного Совета депутатов;

управление муниципальной собственностью, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности в порядке, установленном окружным Советом.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами к полномочиям администрации Пионерского городского округа относятся вопросы распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона о приватизации обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты.

Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации от 26.03.2015 № 205, был сформирован земельный участок с условным кадастровым номером 39:19:010210:415/чзу 1,  площадью 73 кв.м., утверждена схема границ указанного земельного участка  с разрешенным использованием для организации проезда/прохода на смежный земельный участок,. Соответствующие  сведения  об обременении части земельного участка внесены в ЕГРП, что подтверждается  сведениями из кадастровой выписки  о земельном участке с кадастровым номером 39:19:010210:415 по состоянию на 13.04.2015 № 39/15-ВС-135999. При этом дата истечения сведений временного характера об обременении части земельного участка установлена до 14.04.2020 года.

Судом установлено, что информация о существующем обременении земельного участка с кадастровым номером 39:19:010210:415 в виде сервитута площадью 73, 8 кв.м. для обеспечения прохода/проезда на соседний участок была указана в информационном сообщении, размещенном на официальном сайте www.torgi.gov.ru) в сети интернет,   при продаже муниципального имущества, что подтверждается представленной в материалы дела информацией по лоту № 1.

Кроме того, сведения о наличии указанного обременения отражены  в п. 1.3 договора № 71 купли-продажи нежилого здания и земельного участка от 20.05.2015, заключенного по результатам торгов с ФИО3

Обременение в виде сервитута поставлено на кадастровый учет, что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской  о земельном участке с кадастровым номером 39:19:010210:415 по состоянию на 13.04.2015 № 39/15-ВС-135999.

Таким образом, доводы общества об отсутствии в информационном сообщении сведений об имеющемся обременении земельного участка (сервитуте), противоречат материалам дела.

Администрацией в материалы дела представлена копия вступившего в законную силу решения Светлогорского городского суда Калининградской области от 20.05.2015 по делу № 2-550/2015 по заявлению ФИО1, являющегося учредителем ООО «Тивори»,  к Администрации Пионерского городского округа.  Из решения следует, что ФИО1 обращался в суд общей юрисдикции с требованиями  о признании недействительными Постановления Администрации от 10.03.2015 № 160 «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, общей площадью 133, 5 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с земельным участком, на котором расположено данное здание»    и   Постановления Администрации от 26.03.2015 № 205 о формировании и утверждении схемы границ  земельного участка с условным кадастровым номером 39:19:010210:415/чзу 1 для проезда/прохода и обязании Администрации провести межевание земельного участка  с кадастровым номером 39:19:010210:415.

В удовлетворении заявления ФИО1 было отказано в связи с недоказанностью нарушения прав заявителя как гражданина. Между тем судом было установлено, что территория земельного участка  с кадастровым номером 39:19:010210:415 не огорожена, установлен сервитут для проезда/прохода к строению, принадлежащему Обществу. Кроме того, судом было установлено, что к объекту заявителя существует второй проезд/проход через заднюю дворовую территорию ККЗ «Маяк».

В материалы настоящего дела заявителем представлены фотографии   и схема расположения объектов, из которой также следует, что территория земельного участка  с кадастровым номером 39:19:010210:415 до настоящего времени не огорожена, существует беспрепятственная возможность проезда/прохода к объекту Общества, как через  земельный участок с условным кадастровым номером 39:19:010210:415/чзу 1, на который установлен сервитут, так и через заднюю дворовую территорию ККЗ «Маяк». 

Доводы Общества о том, что Администрацией не решен вопрос об адресе продаваемых объектов, поскольку адрес  нежилого здания, общей площадью 133, 5 кв.м.  и земельного участка площадью 385 кв.м., с кадастровым номером 39:19:010210:415, такой же, что и адрес  строения, принадлежащего заявителю - <...>, что влечет негативные последствияи путаницу, в том числе и в будущем, для пользования имуществом Общества, судом не принимаются во внимание в связи со следующим.

Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Заявитель вправе  обратиться в администрацию, как к компетентному органу,  с заявлением об установлении нумерации домов, чтобы исключить возможные негативные последствия, в том числе и в  будущем, для пользования своим имуществом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Общество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов при издании Администрацией оспариваемого постановления.

Кроме того, исходя из материалов дела, суд приходит к выводу, что основанием требования заявителя  по существу является спор о границах земельного участка с кадастровым номером 39:19:010210:415, который, как следует  из текста заявления, был сформирован без извещения правообладателя строения, находящегося на смежном земельном участке. У самого заявителя какое-либо право на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему строение, не оформлено.

В рамках настоящего дела предъявлено требование о признании недействительным постановления о приватизации муниципального объекта и земельного участка, которые по договору  перешли в собственность третьего лица.

Суд считает, что  избранный заявителем способ защиты права не приведет к восстановлению каких-либо прав Общества на часть спорного земельного участка, необходимого для проезда/прохода, поскольку факт признания Постановления недействительным  сам по себе не повлечет изменение границ сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 39:19:010210:415.

С учетом изложенного суд отклоняет доводы заявителя о нарушении оспариваемым Постановлением его прав и законных интересов.

          Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявления отказать. 

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                       Е.А. Талалас