ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-2565/18 от 30.07.2018 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области  Рокоссовского ул., д. 2-4, Калининград, 236040 

E-mail: kaliningrad.info@.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

Калининград Дело № А21-2565/2018
« 06 » августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена « 30 » июля 2018 года  Полный текст решения изготовлен « 06 » августа 2018 года 

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сычевской С.Н., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зеленовой Н.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с  ограниченной ответственностью «Теплостан» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: <...>) об оспаривании постановления Министерства  регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>,  ОГРН <***>, место нахождения: 236007, <...>) 

 № 2/2018 по делу об административном правонарушении от 30.01.2018, 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно 

предмета спора:

- открытое акционерное общество «Калининградгазификация» 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт № 3202 35942, доверенность от 05.06.18г.;  от заинтересованного лица: 

ФИО2, удостоверение № 2300, доверенность от 09.01.18г.;  от третьего лица: ФИО3, паспорт № <...>, доверенность от 

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Приморский берег» (далее –  МУП «Приморский берег», Предприятие, заявитель) обратилось в  Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании  постановления Министерства регионального контроля (надзора)  Калининградской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо,  административный орган) от 30 января 2018 года № № 2/2018 о привлечении к  административной ответственности по части 3 статьи 9.23 Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

В обоснование своей позиции заявитель указывает на отсутствие  противоправных и виновных действий со стороны общества, кроме того в  рассматриваемом случае общество считает возможным признать выявленное  правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием. 

Определением суда 09 июля 2018 года в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено открытое акционерное общество «Калининградгазификация». 

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные  требования в полном объеме. 

В судебном заседании представитель Министерства, заявленные  требования не признал, находя оспариваемое постановление законным и  обоснованным, представитель третьего лица поддержал позицию министерства. 

Стороны пояснили, что все доказательства в порядке статьи 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК  РФ), которые они намеревались представить, имеются в распоряжении суда,  иных доказательств, каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или  истребовании дополнительных доказательств не имеется. 

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и дав им  оценку в соответствии со статьей 71АПК РФ, суд установил следующее. 

Между ОАО «Калининградгазификация» и ООО Управляющая  организация «ТЕПЛОСТАН» заключен договор на техническое обслуживание  внутридомового газового оборудования от 02.12.2014 № 17/05-412-2014/УК. 

ОАО «Калининградгазификация» направлено уведомление от 28.09.2017   № 657 в адрес ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» вх. № 372 от  29.09.2017 о проведении технического обслуживания внутридомового газового  оборудования в многоквартирном доме № 19 по ул.Киркенесской в г.Балтийске  Калининградской области 03.11.2017, 07.11.2017. 

Согласно актам ОАО «Калининградгазификация» от 03.11.2017,  06.11.2017, 07.11.2017 допуск в кв.кв. №№ 4, 5, 7, 12, 17, 19, 20, 24, 30, 32, 33 не  обеспечен. 

ОАО «Калининградгазификация» повторно направлено уведомление от  08.11.2017 № 740 в адрес ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» вх.   № 457 от 08.11.2017 о проведении повторного технического обслуживания  внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме № 19 по  ул.Киркенесской в г.Балтийске Калининградской области 29.11.2017 с 9 час. ОО  мин. 

Согласно акту ОАО «Калининградгазификация» от 29.11.2017 допуск в  кв. № 5 не обеспечен. 

ОАО «Калининградгазификация» направлено извещение № 1 от  30.11.2017 № 865 в адрес ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» вх.   № 504 от 30.11.2017 о сообщении удобной даты и времени допуска сотрудников  ОАО «Калининградгазификация» для проведении технического обслуживания  внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме № 19 по  ул.Киркенесской в г.Балтийске Калининградской области, т.к. ранее допуск в  кв. № 5 не обеспечен. 


ОАО «Калининградгазификация» направлено извещение № 2 от  11.12.2017 № 930 в адрес ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» вх.   № 531 от 11.12.2017 о сообщении удобной даты и времени допуска сотрудников  ОАО «Калининградгазификация» для проведении технического обслуживания  внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме № 19 по  ул.Киркенесской в г.Балтийске Калининградской области, т.к. ранее допуск в  кв. № 5 не обеспечен. 

Согласно акту ОАО «Калининградгазификация» от 15.12.2017 об отказе в  допуске к внутридомовому газовому оборудованию допуск в кв. 5 не обеспечен,  ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» в нарушение п.51 Правил не  сообщило дату и время возможного допуска к выполнению работ по  техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. 

 Протоколом № ЖК-4/6 от 19.01.2018, составленным по результатам  рассмотрения вышеуказанного материала, зафиксирован факт нарушения ООО  Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» требований пункта 51 Правил  пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и  содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при  предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 № 410. 

Рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства в области  обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и  внутриквартирного газового оборудования, заместителем министра  регионального контроля (надзора) ФИО4 вынесено постановление №  2/2018 от 30.01.2018, которым ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН»  признано виновным в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ, и  ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000  руб. 

 Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный  суд с рассматриваемым заявлением. 

Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной  ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего  четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную  сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании  доказательств, полученных при возбуждении дела об административном  правонарушении или проведении административного расследования и  отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ


В соответствии с частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ отказ в допуске  представителя специализированной организации для выполнения работ по  техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении  таких работ в установленном порядке влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на  должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических  лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей. 

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при  использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового  оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению  регулируются Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах  по обеспечению безопасности при использовании и содержании  внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее -  Правила). 

В соответствии с п.46 Правил пользования газом в части обеспечения  безопасности при использовании и содержании внутридомового и  внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной  услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от  14 мая 2013 № 410 (далее - Правила), выполнение работ по техническому  обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового  оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые  предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте  внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в  соответствии с настоящими Правилами. 

Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном  многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении  планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков  (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до  сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет",  путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в  том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и  домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или  почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими  уведомить о времени и дате выполнения этих работ. 

В случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые  или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о  техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений,  доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46  настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка,  предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил (п.47 Правил). 

Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о  техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в  договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, 


позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о  дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового  и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до  их проведения (п.48 Правил). 

Исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить  дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с  предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени  допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением  последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников  исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому  оборудованию (п.49 Правил). 

Заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня  получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом,  позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об  удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10  календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или  нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или  ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.  Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое  или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить  исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для  проведения указанных работ (п.50 Правил). 

При невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил  исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в  соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7  календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом,  позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем,  информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по  техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования (п.51 Правил). 

Исполнитель в согласованные с заказчиком дату и время выполняет  работы по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования, связанные с необходимостью  получения доступа в соответствующее жилое или нежилое помещение (п.52  Правил). 

Если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2  раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое  помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом  обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового  оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и  время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к  внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию,  расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности  проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в  соответствии с указанным договором. Этот акт подписывается сотрудниками 


исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае  отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта -  сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами (п.53 Правил). 

В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для  выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или)  внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске  сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному  газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные  сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика,  препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по  техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного  газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают  заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от  принятия акта делают в акте соответствующую отметку (п.53 Правил). 

Копия акта направляется исполнителем в орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление  государственного жилищного надзора, или орган местного самоуправления,  уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля  (далее - органы жилищного надзора (контроля) (п.53 Правил). 

Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что  сообщения в адрес ОАО «Калининградгазификация», предусмотренные  п.п.50,51 Правил не представлены. 

Суд полагает, что факты указанного выше нарушения подтверждаются  совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе  протоколом об административном правонарушении и другими материалами  административного дела. 

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит  административной ответственности только за те административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

По смыслу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Согласно данной формулировке вины субъекты административного  производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных  правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми  обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для  соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля,  при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности,  какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно  установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все  меры. 


Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при  наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных  препятствий, находящихся вне контроля данного лица. 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Договором  на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от  02.12.2014 № 17/05-412-2014/УК не предусмотрен порядок допуска в квартиры,  в связи с чем после получения извещений ООО Управляющая организация  «ТЕПЛОСТАН» направляет собственникам уведомления о допуске в квартиры.  После получения извещений о том, что в квартиру не обеспечен допуск, ООО  Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» направляет виновным лицам  требования о необходимости обеспечения допуска. 

Законодательством Российской Федерации запрещен доступ в жилые  помещения, который возможен только в аварийных случаях. 

ООО Управляющая организация «ТЕПЛОСТАН» со своей стороны  приняло все меры по обеспечению необходимого допуска, ответственность  возлагается непосредственно на собственников, в частности на собственника  кв.5. 

Обществом были направлены два уведомления ООО Управляющая  организация «ТЕПЛОСТАН» собственникам кв.5 об информировании времени  доступа в квартиру для выполнения работ по техническому обслуживанию или  ремонту внутридомового газового оборудования от 01.12.2017 и 12.12.2017. 

Собственники жилых помещений несут всю ответственность за  необеспечение доступа в принадлежащее ему имущество. 

Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела  доказательства, суд полагает, что обществом, в рассматриваемом случае были  приняты необходимые и своевременные меры, направленные на соблюдение  требований Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при  использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового  оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, что  свидетельствует об отсутствии вины ООО Управляющая организация  «ТЕПЛОСТАН» во вмененном административном правонарушении  применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ

Учитывая изложенное, суд считает, что в действиях общества отсутствует  состав административного правонарушения, ответственность за которое  установлена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава  административного правонарушения является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении. 

 Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

 Р Е Ш И Л:

Заявление ООО Управляющая компания «ТЕПЛОСТАН» (232520,  <...>, кВ.30; факт. адрес: 


Постановление должностного лица Министерства регионального  контроля (надзора) Калининградской области от 30 января 2018 года № 2/2018 о  назначении административного наказания признать незаконным и отменить. 

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд. 

Судья С.Н. Сычевская