ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-2664/09 от 12.05.2009 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-2664/2009

“19”

мая

2009 года

«12» мая 2009 года оглашена резолютивная часть решения

«19» мая 2009 года изготовлено мотивированное решение

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи

Гурьевой И. Л.

При ведении протокола судебного заседания

Судьей Гурьевой И. Л.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «НБМ»

к

ФГУ «Национальный парк «Куршская коса»

о

признании незаконными действий

При участии в заседании:

От заявителя: ФИО1 директор по протоколу от 07.09.2005г.

От ответчика: ФИО2 по доверенности от 31.03.2009г.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «НБМ» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Куршская коса» (далее – Учреждение), выразившихся в отказе в предоставлении пропусков на проезд на территорию национального парка «Куршская коса», изложенном в письме от 09 февраля 2009 года № 118. Одновременно заявитель просит обязать ответчика предоставить обществу пропуски в соответствии с просьбой, заявленной в письме от 14 января 2009 года № 11/77.

Представитель ответчика требования не признал, считает оспариваемые действия законными и обоснованными; изложены доводы в соответствии с представленным отзывом.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд пришел к следующим выводам.

Как свидетельствуют материалы дела, общество на праве аренды обладает земельным участком природного объекта особо охраняемой природной территории в лесничестве «Зеленоградское», квартал № 26, выдел № 23, площадью 0,15га, для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха без права капитального строительства (договор аренды от 01 октября 2003 года № 54 со сроком действия – 49 лет). На арендуемом участке находится одноэтажный с мансардой гостевой дом, общей площадью 44,8 кв.м., приобретенный обществом по договору купли-продажи от 23.04.1993г.

Письмом от 14 января 2009 года № 11/77 общество запросило учреждение о предоставлении двух пропусков для проезда через КПП на Куршской косе на 2009 год.

09 февраля 2009 года в предоставлении пропусков было отказано со ссылкой на неоплаченный штраф по постановлению по делу об административном правонарушении 2008 года.

Общество, посчитав, что указанные действия ответчика незаконны, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (статья 201 АПК РФ).

Национальный парк «Куршская коса» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 06 ноября 1987 года № 423.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 33-ФЗположение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

01 апреля 2008 года Министерством природных ресурсов Российской Федерации Приказом № 71 утверждено Положение о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса» (далее – Положение).

На момент рассмотрения дела указанный акт опубликован не был.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Пунктом 8 приведенного Указа Президента Российской Федерации требования об обязательном официальном опубликовании установлены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, прошедших государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что Положение о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.04.2008 № 71, применяться не может.

В соответствии с указанным Положением директором Учреждения 02 февраля 2009 года утвержден Регламент деятельности контрольно-пропускных пунктов на территории федерального государственного учреждения «Национальный парк «Куршская коса» (далее – Регламент), в пункте 2.1 которого установлено, что пропуск транспортных средств на территорию национального парка осуществляется на основании положения о проезде, утверждаемого директором национального парка. В пункте 2.8 Регламента сказано, что проезд без оплаты разрешается, помимо прочих, лицам, имеющим в собственности домовладения в поселках,- по пропускам, выданным Федеральным государственным учреждением «Национальный парк «Куршская коса» на основании технического паспорта на строение, регистрационного удостоверения на объект недвижимости или документа, подтверждающего такое право, а также лицам, имеющим договор аренды земельного участка.

Приказом Учреждения от 04.12.2008 года № 304, введено Положение о проезде на территорию национального парка «Куршская коса» с 01 января 2009 года (далее – Положение о проезде), утверждено Положение директором Учреждения 08 декабря 2008 года. В данном Положении о проезде со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) и Положение о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.04.2008 № 71, установлено посещение национального парка «Куршская коса» на платной основе. Указанным документом регламентирован размер платы за однодневное посещение и транзитный проезд; за посещение территории национального парка и использование ее в рекреационных целях, согласно договорам, заключенным субъектами, осуществляющими туристическую деятельность, с государственным учреждением «Национальный парк «Куршская коса»; стоимость годового пропуска, а также установлен порядок посещения территории национального парка. В пункте 5 раздела IV Положение о проезде указано, что посещение без оплаты разрешается лицам, имеющим в собственности домовладения в поселках,- по пропускам, выданным Федеральным государственным учреждением «Национальный парк «Куршская коса» на основании технического паспорта на строение, регистрационного удостоверения на объект недвижимости или документа, подтверждающего такое право, а также лицам, имеющим договор аренды земельного участка. Из раздела VII положения о проезде следует, что все граждане, посещающие НП «Куршская коса», обязаны соблюдать Правила пребывания в национальном парке, установленные Федеральным государственным учреждением «Национальный парк «Куршская коса». За нарушение Правил пребывания в национальном парке у нарушителя изымается пропуск и составляется протокол об административном правонарушении.

При издании вышеприведенных документов, устанавливая платность посещения парка и пропускной режим, Учреждение, помимо Положения, не подлежащего применению в связи с отсутствием регистрации и опубликования, ссылается на статью 13 Закона № 33-ФЗ, в соответствии с которой на национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Согласно статье 16 Закона № 33-ФЗ национальные парки могут получать средства от просветительской, рекреационной и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам, которыми они распоряжаются в установленном порядке.

Взимание платы за вход на территорию национальных парков не предусмотрено действующим законодательством.

Основанием для отказа обществу в выдаче пропусков послужил факт неоплаченного штрафа по постановлению ФГУ «Национальный парк «Куршская коса» от 30.10.07г. № 307 о привлечении ООО «НБМ» к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу №А21-2566/2009 признано незаконным и отменено указанное постановление ФГУ «Национальный парк «Куршская коса». Данное решение имеет преюдициальное значение для настоящего дела.

Более того, факт неоплаты штрафа не предусмотрен действующим законодательством в качестве основания, ограничивающего доступ к земельному участку, находящемуся в аренде со строением, находящимся в собственности.

Суд учитывает, что вышеуказанные документы, устанавливающие платность и пропускной режим для посещения национального парка «Куршская коса», не являются предметом настоящего спора. Оспариваются действия по отказу в выдаче пропусков, которые независимо от оценки правомерности установления пропускного режима, суд признает незаконными по вышеприведенным доводам.

Данные действия ответчика нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, которая осуществляется на территории национального парка «Куршская коса».

Письмо Учреждения в адрес общества от 04 мая 2009 года № 376 с приглашением прибыть для получения пропусков суд расценивает как признание заявления ответчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия ФГУ «Национальный парк «Куршская коса», выразившиеся в отказе в предоставлении ООО «НБМ» пропусков на проезд на территорию национального парка «Куршская коса», изложенном в письме от 09 февраля 2009 года № 118.

Обязать ФГУ «Национальный парк «Куршская коса» выдать ООО «НБМ» пропуски на проезд на территорию национального парка «Куршская коса» в установленном порядке.

Взыскать с ФГУ «Национальный парк «Куршская коса» в пользу ООО «НБМ» государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд со дня вынесения, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Судья И. Л. Гурьева