Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-2680/2013
28 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2013.
Полный текст решения изготовлен 28.06.2013.
Судья Арбитражного суда Калининградской области Зинченко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петренко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Калининградская генерирующая компания» (ОГРН <***>; место нахождения: 236006, <...>)
об оспаривании постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (место нахождения: 236000, <...>) № 03-птэ-04-10 о назначении административного наказания от 18.03.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность, паспорт,
ФИО2, доверенность, паспорт;
от административного органа: ФИО3, доверенность, паспорт,
ФИО4, доверенность, паспорт;
установил: открытое акционерное общество «Калининградская генерирующая компания» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (далее – служба, административный орган, заинтересованное лицо) № 03-птэ-04-10 о назначении административного наказания от 18.03.2013.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Представители административного органа в удовлетворении заявления просили отказать.
Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд установил следующее.
На основании распоряжения руководителя службы от 29.01.2013 № 03-птэ и в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2013 год, утвержденным приказом службы от 25.10.2012 № 16, в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством в области ценообразования, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, стандартов раскрытия информации.
Срок проведения проверки – с 05.02.2013 не более 20 рабочих дней.
Копия распоряжения получена обществом 30.01.2013 вх. № 122 и вручена и.о. генерального директора общества ФИО5 05.02.2013 на руки.
21.02.2013 начальником отдела ФИО3, ФИО4 и главным инженером ГРЭС-2 ФИО6 составлен акт осмотра оборудования, используемого Светловским филиалом общества ГРЭС-2. К акту осмотра приложена фототаблица. У главного инженера ГРЭС-2 ФИО6 отобрана пояснительная записка описания технологического цикла работы ГРЭС-2.
Письмом от 22.02.2013 исх. № 378 руководитель службы затребовала от общества предоставления следующих документов:
- копии суточных ведомостей мазутного хозяйства (с информацией о расходе пара) за 2011-2012 годы;
- информацию об оборудовании, предназначенном для производства тепловой и электрической энергии, находящемся в консервации (наименовании, балансовой стоимости, амортизационных отчислениях).
При этом установлен срок представления информации – до 27.02.2013.
Одновременно указано, что непредставление данных документов к указанному сроку может повлечь невозможность исполнения службой функции по контролю за установленным порядком ценообразования в обозначенные распоряжением от 29.01.2013 № 03-птэ сроки, а также повлечет привлечение общества и его должностного лица к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Письмо получено обществом 25.02.2013 вх. № 238.
В ответ на письмо о предоставлении информации общество письмом от 27.02.2013 исх. № 270 (получено службой 05.03.2013 вх. № 850) представило информацию об оборудовании, предназначенном для производства тепловой энергии и (или) электрической энергии, находящемся на консервации, а также сообщило, что суточные ведомости мазутного хозяйства за 2011 – 2012 годы по Гусевскому филиалу общества «Гусевская ТЭЦ» находятся по адресу: <...>, а по Калининградской ТЭЦ-1 и РТС «Южная» - по адресу: <...>; ФИО7 филиал общества «ГРЭС-2» мазутным хозяйством не обладает.
27.02.2013 начальником отдела ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» ФИО3 подготовлено предложение о продлении срока проведения проверки, на основании которого руководителем службы вынесено распоряжение от 28.02.2013 № 03-птэ о продлении срока проведения плановой выездной проверки общества на 20 рабочих дней - до 02.04.2013.
При этом в качестве правового основания продления срока проведения проверки в распоряжении указана ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294).
В качестве основания для продления проверки указано: проведение проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений (ОАО «КГК» (ТЭЦ-1), Гусевский филиал «Гусевская ТЭЦ» и ФИО7 филиал «ГРЭС-2»; длительность проверяемого периода (2011-2013 годы); сложность технологических процессов; несвоевременное предоставление обществом сведений на запрос службы от 12.02.2013, предоставление обществом в ходе проверки недостоверных сведений, что послужило поводом для дополнительных проверочных мероприятий с выездом в ФИО7 филиал «ГРЭС-2»; необходимость исследования, анализа и обобщения большого объема документов, действий, связанных с получением объяснений должностных лиц общества, истребованием дополнительных документов, для выяснения всех обстоятельств предполагаемых нарушений, для проведения которых требуется дополнительное время.
Копия распоряжения о продлении срока проведения проверки получена обществом 28.02.2013 вх. № 275.
Письмом от 06.03.2013 исх. № 466 руководитель службы известил общество о необходимости явиться в службу к 11:30 13.03.2013 представителю, имеющему право представителя интересы и.о. генерального директора и общества для составления административных протоколов по фактам административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.6, ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ и дачи объяснений по существу вопросов. Одновременно были разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Письмо получено обществом 06,03.2013 вх. № 311.
13.03.2013 начальником отдела регулирования и контроля цен и тарифов в газоснабжении и непроизводственной сфере службы в отношении общества в отсутствие его представителя составлен протокол № 03птэ-02-15 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Определением № 03-птэ-03-16 от 13.03.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в отношении общества назначено на 10:50 18.03.2013.
Письмом от 13.03.2013 исх. № 519 общество извещено о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП, в отношении общества назначено на 10:50 18.03.2013. К письму приложены копии протокола об административном правонарушении № 03птэ-02-15 и определения № 03-птэ-03-16 от 13.03.2013. Письмо получено обществом 14.03.2013 вх. № 364.
18.03.2013 руководителем службы в отсутствие представителя общества вынесено оспариваемое постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Копия постановления направлена обществу письмом от 18.03.2013 исх. № 558 и получена заявителем 19.03.2013 вх. № 387.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Наличие в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 № 189 утверждено Положение о службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, согласно п. 1 которого служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Факт получения запроса службы и его неполного исполнения к установленному службой сроку подтверждается собранными по делу доказательствами.
При этом общество не обращалось в службу с ходатайством о продлении срока исполнения запроса.
Указание в ответе на запрос места нахождения необходимой службе информации по месту нахождения филиалов общества не является доказательством исполнения запроса, поскольку службой запрашивалась не информация о месте нахождения необходимых сведений, а сами сведения, необходимые заинтересованному лицу для осуществления контроля за применением регулируемых государством цен и тарифов.
Кроме того, информация затребовалась у надлежащего лица – ОАО «Калининградская генерирующая компания», деятельность которого являлась предметом проверки, и которое в силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» несет ответственность за деятельность филиалов и представительств.
Доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требования службы, обществом в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюден.
Ходатайство общества об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении исх. № 351 от 15.03.2013 не касалось дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в отношении общества (в ходатайстве изложена просьба об отложении рассмотрении дела по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в отношении и.о. генерального директора общества ФИО5).
Довод общества о нарушении периодичности проведения плановых проверок, предусмотренной ч. 2 ст. 9 Закона № 94, поскольку в ноябре 2010 года в отношении общества уже была проведена плановая выездная проверка, основан на неправильном толковании закона.
Действительно, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294 плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако ч. 9 названной статьи предусмотрено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.
Между тем, в соответствии с п. 3.2 Устава общества общество осуществляет в том числе, следующие виды деятельности: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок; производство электрической и тепловой энергии; организация энергосберегающих режимов работы оборудования электростанций, соблюдение режимов поставки энергии в соответствии с договорами; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов; обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям общества, в соответствии с заключенными договорами.
По мнению суда, в рассматриваемом деле не имеет правового значения то обстоятельство, что проведение проверки поручено не должностным лицом службы, а работникам ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов», поскольку требование о предоставлении информации исх. № 387 от 22.02.2013 вынесено уполномоченным лицом - руководителем службы, что соответствует пп. 1 п. 10 Административного регламента исполнения службой государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденного приказом службы от 25.09.2012 № 82-01/12, согласно которому уполномоченные должностные лица службы при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право требовать от лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления государственного контроля (надзора).
Требование о предоставлении информации вынесено, направлено и получено обществом в пределах срока проведения проверки, определенного распоряжением от 29.01.2013 № 03-птэ (до его продления).
Довод заявителя о том, что по результатам проверки службой не был составлен и вручен обществу акт проверки, не принимается судом, поскольку к рассматриваемому делу отношения не имеет, так как общество привлечено к административной ответственности не за нарушения, выявленные в ходе проверки, а в связи с непредставлением информации, затребованной в ходе проверки.
Также отклоняется судом довод заявителя о том, что в отношении общества не было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, поскольку в силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случае, если после выявления административного правонарушения в указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ областях, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ относится к административным правонарушениям против порядка управления (глава 19 КоАП РФ) и не относится к областям, указанным в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Кроме того, в рассматриваемом случае не требовалось проведение экспертизы и иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может служить непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что и имело место быть в рассматриваемом случае.
При этом согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Довод общества о том, что в распоряжении о проведении проверки не была указана, информация, представление которой необходимо для проведения проверки, и которая впоследствии была затребована письмом от 22.02.2013 исх. № 387, не может быть принят судом во внимание, так как действующее законодательство не запрещает контролирующим органам истребовать в ходе проверки дополнительную информацию, относящуюся к предмету проверки.
Сведения, необходимые уполномоченному органу при проведении проверки, и срок их представления самостоятельно определяются контролирующим органом.
В своем заявлении общество указывает также на неправомерность составления административным органом акта проверки от 21.02.2013.
Действительно, ссылка на указанный акт имеется в оспариваемом постановлении. Вместе с тем, обстоятельства, отраженные в акте, не являются единственным основанием для привлечения к административной ответственности. Заинтересованному лицу не были представлены в установленный срок затребованные им копии суточных ведомостей мазутного хозяйства за 2011-2012 годы по Гусевскому филиалу общества «Гусевская ТЭЦ» и по Калининградской ТЭЦ и РТС «Южная».
В судебном заседании 26.06.2013 судом было рассмотрено и отклонено ходатайство представителя административного органа о вызове в судебное заседание в качестве свидетеля ФИО8 При этом суд исходил из того, что показания названного лица не имеют отношения к рассматриваемому спору (ч. 1 ст. 67 АПК РФ), поскольку, как указал представитель службы, она может дать показания в части своего участия как начальника отдела службы, при проведении проверки. Также суд руководствовался требованиями ст. 68 АПК РФ о том, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении составлен начальником отдела регулирования и контроля цен и тарифов в газоснабжении и непроизводственной сфере службы ФИО9 в пределах полномочий, предусмотренных п. 1.2 приказа службы от 03.05.2011 № 7 «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Оспариваемое постановление вынесено руководителем службы, который в силу пп.14 п. 42 названного выше административного регламента от имени Службы рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и принимает решения о применении административных наказаний.
Административное наказание назначено заинтересованным лицом в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае судом не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявления следует отказать.
В определениях суда и судебных заседаниях лицам, участвующим в деле, предлагалось раскрыть и предоставить суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а также разъяснялись положения ч. 3 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ. Также суд обращал внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, на вопрос суда о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении суда, иных доказательств, каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Калининградская генерирующая компания» (ОГРН <***>; место нахождения: 236006, <...>) об оспаривании постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (место нахождения: 236000, <...>) № 03-птэ-04-10 о назначении административного наказания от 18.03.2013 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.А. Зинченко