Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21 - 2810/2022 | |||||||
«04» | октября | 2022 года | |||||||
Резолютивная часть решения объявлена | «29» | сентября | 2022 года. | ||||||
Решение изготовлено в полном объеме | «04» | октября | 2022 года. | ||||||
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Широченко Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЦЖИ-Черняховск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании приказа недействительным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: извещен, не явился;
от заинтересованного лица: представитель ФИО1 - на основании доверенности, служебного удостоверения;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЦЖИ-Черняховск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Министерство) о признании недействительным приказа Министерства от 29 октября 2021 года № ЖК-3592/пр по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Калининградской области, повлекших включение сведений о многоквартирном доме в <...> в реестр лицензий ООО Управляющая компания «ИНСТЕР-СЕРВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>), об исключении из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Калининградской области недействительной записи, восстановив в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Калининградской области сведения об управлении многоквартирным домом за управляющей компанией - обществом.
Общество, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя общества в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представитель Министерства заявление не признал, ссылаясь на изложенные в письменных отзывах аргументы, просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Как дополнительно пояснил представитель Министерства, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации им раскрыты и предоставлены суду все известные ему доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у него не имеется.
Заслушав представителя Министерства, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 29 октября 2021 года № ЖК-3592/пр «О внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами» (далее - приказ от 29 октября 2021 года) в соответствии с пунктами 7, 9, 11 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр (далее - Порядок) внесены изменения в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома № 6 по ул. Красноармейской в г. Черняховске, а именно: указанный дом исключен из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет заявитель, и включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО Управляющая компания «ИНСТЕР-СЕРВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>), в связи с соответствием заявления и документов, представленных лицензиатом, требованиям пункта 5 Порядка.
Общество не согласилось с приказом от 29 октября 2021 года и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, доводы которого сводятся к недостоверности представленных лицензиатом документов, отсутствию достаточного кворума для принятия решения по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению заявителя, такое собрание следует признать несостоявшимся.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления - в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В силу подпункта 2 пункта 21 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года № 484, Министерство в рамках осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, вносит изменения в реестр лицензий субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр утвержден Порядок, согласно пункту 2 которого изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
В силу пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, поименованные в подпунктах «а» - «к».
На основании пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированном потребительским кооперативом.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что в Министерство 20 сентября 2021 года поступило заявление ООО Управляющая компания «ИНСТЕР СЕРВИС» по вопросу включения многоквартирного дома № 6 по ул. Красноармейской в г. Черняховске Калининградской области в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет данный лицензиат.
Приказом Министерства от 29 сентября 2021 года № ЖК-3195/пр указанное заявление о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области приостановлено на срок не более чем 30 рабочих дней в связи с установлением несоответствия требованиям, указанным в подпункта «а» пункта 10 Порядка, а именно: выявленными противоречиями сведений, уже содержащихся в реестре на момент рассмотрения заявления.
Министерством в период с 15 октября 2021 года по 05 ноября 2021 года проведена внеплановая документарная проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, оформленных протоколом от 26 июня 2021 года № 1.
По результатам проведенной на основании приказа Министерства о проведении внеплановой документарной проверки физического лица ФИО2 от 19 октября 2021 года № ЖК-3417/пр не выявлено нарушений в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, оформленных протоколом от 26 июня 2021 года № 1.
В силу пункта 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В связи с соответствием представленных лицензиатом заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка Министерством было подготовлено заключение по вопросу принятия решения о внесении изменений в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО Управляющая компания «ИНСТЕР-СЕРВИС», и вынесен приказ от 29 октября 2021 года № ЖК-3592/пр.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
Согласно статье 181.4 ГК Р решение собрания является недействительным только в силу признания его таковым в судебном порядке.
Частью 6 статьи 46 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
При таком положении, обжалование решения общего собрания собственников помещений возможно только в судебном порядке путем предъявления самостоятельного требования.
В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Между тем, сведения о признании недействительным протокола от 26 июня 2021 года № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 6 по ул. Красноармейской в г. Черняховске в материалы дела не представлены.
Также, вопреки позиции заявителя, в соответствии с действующей с 20 декабря 2020 года редакцией Порядка протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не является обязательным приложением к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, а направляется на хранение в орган государственного жилищного надзора в порядке части 1 статьи 46 ЖК РФ.
Следовательно, Министерство проводит не проверку протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а проверку поступившего заявления о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области.
В соответствии с Порядком Министерством проводится выявление только признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Данные признаки выявляются путем проверки документов, представленных заявителем. В свою очередь, достоверность представленных документов Министерство не вправе ставить под сомнение в силу отсутствия у него соответствующих полномочий. Рассмотрение заявления и документов в целях принятия решения о включении или не включении многоквартирного дома в реестр лицензий осуществляется исключительно по документам, представленным заявителем (пункт 9 Порядка).
Суд приходит к выводу о том, что при вынесении оспариваемого приказа от 29 октября 2021 года Министерство действовало в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом процедуры внесения изменений в реестр лицензий; у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа во внесении соответствующих изменений в реестр. Принятое Министерством решение о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области является законным, обоснованным и не нарушает права заявителя.
Правовые основания для признания приказа от 29 октября 2021 года недействительным судом не установлены.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таком положении, в удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 156, 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Д.В. Широченко |
(подпись, фамилия) |