Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
решение
г. Калининград обл. Дело № А21-2853/2008
«05» ноября 2008 г.
«28» октября 2008 года
оглашена резолютивная часть решения
«05» ноября 2008 года изготовлен полный текст решения
Судья Арбитражного суда Калининградской области Гурьева И. Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению СПК «Рыболовецкий колхоз «Труженик моря» к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, Управлению федеральной регистрационной службы по Калининградской области о признании недействительным ненормативного акта, незаконными действий,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.06.08г., Шток Я. А. по доверенности от 02.06.08г.
от ответчиков – ФИО2 по доверенности от 03.09.08г.
ФИО3 по доверенности от 24.06.08г.
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Труженик моря» (далее – колхоз) обратился в суд с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее – Теруправление) о признании недействительным распоряжения от 16.01.2008г. №11-р «О внесении земельного участка в реестр федерального имущества», принятое в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0224, расположенного в поселке Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области; признании незаконными действий управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее – УФРС РФ по Калининградской области) в части государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 56400 кв.м., с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0224, расположенный в поселке Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области.
Определением суда от 30 июля 2008 года третьим лицом по делу привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области.
Определением суда от 02 октября 2008 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области в связи с правопреемством.
В судебное заседание Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области своих представителей не направило, о времени и месте заседания извещено надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, зарегистрированного в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 1368 (решение от 28.01.1992г. десятой сессии 21 созыва Зеленоградского райсовета) в бессрочное (постоянное) пользование рыбколхозу «Труженик моря» был предоставлен земельный участок общей площадью 56400 кв.м. для обеспечения хозяйственной деятельности.
В последующем на основании постановления главы муниципального образования «Зеленоградский район» от 31 марта 2008 года № 386 «О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования СПК «Труженик моря» на земельный участок, расположенный в поселке Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области, для обеспечения хозяйственной деятельности, и о предоставлении СПК «Труженик моря» в собственность за плату земельного участка для обеспечения хозяйственной деятельности в поселке Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области» между администрацией муниципального образования «Зеленоградский район» Калининградской области и СПК «Рыболовецкий колхоз «Труженик моря» был заключен договор купли - продажи земельного участка № 182/2008, по условиям которого в собственность колхоза передан земельный участок с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0224, площадью 56400 кв.м., расположенный в пос. Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области с разрешенным использованием – для обеспечения хозяйственной деятельности.
Пунктом 2 данного договора определена цена отчуждаемого земельного участка в сумме 1 409 774 рублей.
В пункте 1 договора указано, что отчуждаемый земельный участок продается покупателю из земель поселений в границах, согласно кадастровому плану, прилагаемому к договору.
Оплата выкупаемого земельного участка произведена платежным поручением № 92 от 04.04.2008г. на сумму 1 409 774 рублей.
Колхоз обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на рассматриваемый земельный участок. Письмом от 04 мая 2008 года № 03/038/2008-815 УФРС по Калининградской области сообщило об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с «имеющимися противоречиями между заявленными правами и уже зарегистрированными правами: в Едином государственном реестре прав имеются сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0024».
Как установлено материалами дела, УФРС РФ по Калининградской области 11 февраля 2008 года внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 39-39-03/038/2008-077, согласно которой за Российской Федерацией признано право собственности на земельный участок (земли населенных пунктов для обеспечения хозяйственной деятельности) площадью 56400 кв.м. по адресу Калининградская область Зеленоградский район Куршское с/п, п. Рыбачий, кадастровый номер 39:05:00-00-00:0024; существующие ограничения (обременения) права: охранная зона.
Государственная регистрация прав произведена на основании распоряжения комитета по управлению федеральным имуществом по Калининградской области № 11-р от 16 января 2008 года «О внесении земельного участка в реестр федерального имущества».
Заявитель полагает, что названное распоряжение было принято в нарушение установленной компетенции и противоречит федеральному законодательству.
Доводы заявителя нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 № 423 «О создании национального парка «Куршская коса» в Калининградской области» в целях сохранения уникальных природных комплексов Куршской косы и использования их в просветительских, рекреационных, научных и культурных целях создан национальный парк «Куршская коса» Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 6621га. В состав национального парка «Куршская коса» включены 351га земель рыболовецкого колхоза «Труженик моря» Министерства рыбного хозяйства СССР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Калининградскому облисполкому совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР и другим заинтересованным министерствам и ведомствам предписано уточнить границы национального парка.
Приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 24.11.1987 № 272 в соответствии с указанным постановлением Совмина РСФСР создан государственный национальный парк «Куршская коса», в состав которого включены 351га земель рыболовецкого колхоза «Труженик моря» без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» земля, вода, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Пункт 6 указанной нормы гласит, что положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Ответчик в своих возражениях ссылается на Положение о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.04.2008 № 71 (далее – Положение, утвержденное Приказом № 71), утверждая, в том числе, что этим документом установлены границы национального парка.
Вместе с тем, на момент принятия оспариваемого распоряжения и совершения оспариваемых действий действовало Положение о государственном учреждении «Национальный парк «Куршская коса», утвержденное Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 31 января 2001 года, в соответствии с пунктом 3 которого в границы национального парка включены помимо земель лесного фонда земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Функциональное зонирование национального парка приведено в приложении 4 к Положению, а в приложении 3 приведено описание функциональных зон. В соответствии с указанными документами в границы национального парка «Куршская коса» вошла зона хозяйственного назначения, которая включает в себя земли, находящиеся в ведении администрации Куршского поселкового округа – жилые территории поселков Лесное, Рыбачий, Морское, а также сельскохозяйственные угодья пос. Рыбачий.
В Положении, утвержденном Приказом №71, пос. Рыбачий отнесен к функциональной зоне обслуживания посетителей, которая (п. 29.5) предназначена для размещения мест ночлега, палаточных лагерей, устройства автостоянок и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и иного обслуживания посетителей.
В свидетельстве о регистрации права Российской Федерации на рассматриваемый земельный участок указано на существующее ограничение (обременение) права: охранная зона. В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны могут создаваться на прилегающих к землям особо охраняемых природных территорий земельных участках.
Анализ вышеприведенных документов не позволяет прийти к однозначному выводу о функциональном назначении земли в пос. Рыбачий, в том числе и спорного земельного участка.
Также на основании документов, имеющихся в деле, суд пришел к выводу о том, что как на момент совершения оспариваемых действий, так и на день рассмотрения дела в суде границы Национального парка «Куршская коса» не установлены. Работы по установлению границ особо-охраняемых природных территорий, в том числе национального парка «Куршская коса», только планируются.
Так, в соответствии с письмом Роснедвижимости от 20.05.2008г. № ВК/2171, в 2008 году и в период 2009-2010 годов организованы работы по установлению границ особо охраняемых природных территорий, в том числе национального парка «Куршская коса». Для этих целей выделены средства федерального бюджета в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов».
При таких обстоятельствах законных оснований утверждать, что спорный земельный участок находится в границах национального парка, не имеется.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами; межевание земельного участка – мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Таким образом, земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. При этом территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (п. 1 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 16 выписок из государственного земельного кадастра от 13.11.2007г. № 05/07-2-10167, от 27.02.2008г. № 05/08-2-01937 (особые отметки) площадь рассматриваемого земельного участка «ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании».
Таким образом, регистрация прав на земельный участок, границы которого не определены и подлежат уточнению, преждевременна.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на земельном участке кадастровый номер 39:05:00-00-00:0224 расположены объекты недвижимости, принадлежащие колхозу на праве собственности, в том числе: цеха рыбообрабатывающего комплекса, пирс, здания холодильника, проходной, склада и прочее, что подтверждает ведение на данном земельном участке хозяйственной (производственной) деятельности, но не деятельности по обслуживанию туристов. Следует отметить, что колхоз «Труженик моря», занимающийся рыбодобычей и рыбообработкой, является основным на Куршской косе градообразующим предприятием.
Данные обстоятельства также позволяют усомниться в том, что в Положении, утвержденном Приказом № 71, при отнесении пос. Рыбачий к функциональной зоне обслуживания посетителей, речь шла о рассматриваемом земельном участке.
Также суд отмечает следующее.
Действующее земельное законодательство в качестве основного признака, отделяющего земли поселений от земель остальных категорий, выделяет их нахождение в пределах черты поселений. В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Черта городских, сельских поселений представляет собой их внешние границы (статья 83 Земельного кодекса Российской Федерации). Она должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, чтобы один и тот же участок не попадал под правовой режим двух различных категорий земель. Для того, чтобы обеспечить необходимую охрану земельных участков, занятых особо охраняемыми природными территориями, при вхождении их в состав земель поселений, в Земельном кодексе предусмотрено (пункт 10 статьи 85), что их использование осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса, т.е. требованиями, установленными для соответствующего вида земель в составе категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», однако без отнесения их к указанной категории.
Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004г. в статье 14 устанавливает, что земельные участки могут относиться только к одной категории, а расположенные в черте поселений земельные участки подлежат отнесению к землям поселений.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок включен в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, тогда как в силу статьи 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Суд отклоняет доводы Теруправления о том, что права заявителя оспариваемым актом не нарушены.
Право колхоза на обращение в суд о признании недействительным распоряжения о внесении земельного участка в реестр федерального имущества подтверждено, прежде всего, его доводами о нахождении на данном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности.
Ссылки ответчика на различные решения судов не могут быть приняты во внимание, так как эти решения приняты по спорам между иными лицами и по иным основаниям.
При таких обстоятельствах суд признает недействительным распоряжение Теруправления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 16.01.2008г. № 11-р, а действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, выразившиеся в регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не законными.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 197-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования СПК «Рыболовецкий колхоз «Труженик моря» удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Территориальногоуправления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 16.01.2008г. №11-р «О внесении земельного участка в реестр федерального имущества», принятое в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0224, расположенного в поселке Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области.
Признать незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, выразившиеся в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 56400 кв.м., с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0224, расположенный в поселке Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Судья И. ФИО4