Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Калининград Дело № А21-2944/2020
«15» июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2020 года. Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Любимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клушиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области,
третьи лица: Администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ», Правительство Калининградской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
о признании незаконным бездействия по непринятию мер по направлению на подготовку документации по планировке территории и обязать принять решение
при участии в судебном заседании: согласно протоколу
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН <***>, место нахождения: 236016, <...>) (далее – Территориальное управление) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным
бездействия Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (ОГРН 1023900999011, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, 1) (далее – Агентство), выраженное в непринятии мер, направленных на подготовку документации по планировке территории в связи с обращениями собственником многоквартирных домов № 1, 6 по ул. Заречный проезд, № 4 по ул. Балтийской, № 4 по ул. Преображенского в г. Светлогорске.
В порядке восстановления нарушенного права Территориальное управление просило суд обязать Агентство принять решение о подготовке документации по планировке территории, в отношении элементов планировочной структуры, в границах которых расположены указанные дома.
В качестве третьих лиц Территориальным управлением указаны – Администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ», Правительство Калининградской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Представитель Территориального управления в судебном заседании требования поддержала в полном объёме.
Представитель Агентства возражал против удовлетворения требований и указал на то, что в силу положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации именно на Территориальном управлении лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом путем разработки документации по планировке территории, разработку которой Территориальное управление вправе инициировать, обратившись в Агентство в установленном порядке.
Представитель Правительства Калининградской области возражал против удовлетворения требований, поддержал доводы Агентства.
Третьи лица (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5) поддержали заявление, ссылаясь на отсутствие иной возможности по образованию земельного участка, необходимого для эксплуатации домов под принадлежащими им на праве собственности многоквартирными домами.
Администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ» в заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, позиции по иску не высказала.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд установил.
Как следует из материалов дела, в адрес Территориального управления поступили обращения собственников многоквартирных домов № 1 (ФИО4, ФИО5, № 6 (ФИО3) по ул. Заречный проезд, № 4 по ул. Балтийской (ФИО2, № 4 по ул. Преображенского (ФИО1) в Светлогорске по вопросу образования земельного участка под указанными многоквартирными домами.
Территориальное управление, являясь собственником земельных участков, на которых расположены указанные дома, обратилось в Агентство с заявлением для обеспечения подготовки проекта межевания территории, в отношении элементов планировочной структуры, в границах которых расположены указанные многоквартирные дома.
Письмом от 23.01.2020 Агентство сообщило, что подготовка проекта межевания территории может быть осуществлена по инициативе: органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Светлогорский городской окру», за счет средств местного бюджета, заложенных в муниципальной программе и физических или юридических лиц за счет их самостоятельных средств. Кроме того, Агентство указало на то, что заявлений от инициаторов подготовки указанной документации (физических или юридических лиц, администрации МО «Светлогорский городской округ») с указанием источника финансирования подготовки проекта и подтверждения границ проектирования в адрес агентства не поступало, а областным бюджетом не предусмотрено обеспечение финансирования разработки данной документации по планировке территории.
Территориальное управление, ссылаясь на то, что в связи с отсутствием проектов планировки для элементов планировочной структуры, в границах которых находятся вышеуказанные многоквартирные жилые дома лишено возможности исполнить обязанность по формированию земельных участков под ними, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд находит требование Территориального управления не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты права производится заявителем и зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, а удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Между тем наличие указанных обстоятельств судом при рассмотрении настоящего спора не установлено.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются случаи, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным
проектом межевания территории. К таковым, в частности, относится образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» (далее - Закон № 19) уполномоченные Правительством Калининградской области органы государственной власти Калининградской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в области градостроительной деятельности по принятию решения о подготовке документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, обеспечение подготовки по планировке территории, принятие решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 45
Градостроительного кодекса Российской Федерации, о внесении изменений в такую документацию, об отмене такой документации или ее
отдельных частей, о признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению.
Порядок подготовки документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, утвержден постановлением Правительства Калининградской области № 667 от 13.12.2017 «Об установлении порядка подготовки документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4.1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3, 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению» (далее – постановление № 667), в соответствии с пунктом 3 которого, решение о подготовке документации по планировке территории принимается Агентством, за исключением случаев, указанных в частях 1.1, 12.12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по инициативе органов местного самоуправления, физических или юридических лиц, заинтересованных в подготовке соответствующей документации по планировке территории, либо по собственной инициативе в случаях, указанных в частях 4.1, 5 статьи 45, части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В целях принятия решения о подготовке документации по планировке территории заинтересованное лицо направляет в уполномоченный орган заявление о подготовке документации по планировке территории (далее - заявление), в котором указывается следующая информация: вид разрабатываемой документации по планировке территории; вид и наименование объекта капитального строительства, линейного объекта, за исключением случая подготовки проекта межевания; основные характеристики планируемого к размещению объекта капитального строительства, линейного объекта, за исключением случая подготовки проекта межевания; источник финансирования работ по подготовке документации по планировке территории; цель подготовки документации по планировке территории; границы территории, в отношении которой планируется осуществить подготовку документации по планировке территории (пункты 5, 6 Постановления № 667).
Судом отклоняется довод Территориального управления о том, что обязанность по подготовке документации по планировке территории в отношении элементов планировочной структуры многоквартирных домов лежит на Агентстве, на основании следующего.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 утверждено Положение о
Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее – Положение), в пункте 1 которого определено, что Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе по оказанию государственных услуг, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.18 Положения Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.
Территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (пункт 3 Положения).
Таким образом, учитывая, что земельный участок, на котором располагаются многоквартирные жилые дома относится к собственности Российской Федерации, а также тот факт, что проект межевания в силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации является одним из документов, в соответствии с которым происходит образование земельных участков, именно на Территориальном управлении лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом путем разработки документации по планировке территории, разработку которой, Территориальное управление вправе инициировать, обратившись в Агентство установленным порядком.
Пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов
регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В случае, если разработка документации по планировке территории производится по заказу органов государственной власти Калининградской области либо по заказу федеральных органов государственной власти, то ее финансирование осуществляется за счет средств бюджета Калининградской области, за счет средств федерального бюджета соответственно.
В случае, если разработка документации по планировке территории производится на основании обращений физических и юридических лиц, финансирование разработки документации по планировке территории осуществляется за счет средств физических и юридических лиц - разработчиков документации по планировке.
Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Территориального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 8 Положения).
Суд соглашается с доводом Агентства и Правительства Калининградской области, что заявителем не представлено доказательств отсутствия финансирования, в том числе и отказа в выделении дополнительного финансирования на проведение работ по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности на основании проекта межевания, в связи с отсутствием полномочий на осуществления данного вида работ.
Таким образом, оснований для разработки документации по планировке территории за счет федерального бюджета не имеется.
Также арбитражный суд учитывает то обстоятельство, что Территориальным управлением не указано, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены Агентством, так как препятствий в принятии решения о подготовке документации по планировке территории со стороны Агентства не создается. На обращение Территориального управления Агентством дан ответ от 23.01.2020.
Суд также полагает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации у Территориального управления имеется право на подготовку документации по планировке и межеванию территории самостоятельно за счет собственных средств при срочной необходимости, что исключает нарушения прав заявителя.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Территориальным управлением бездействие Агентства не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный
апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья С.Ю. Любимова