ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-3019/14 от 23.06.2014 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21 - 3019/2014

«30» июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена «23» июня 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме «30» июня 2014 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного секретарем Андреевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП КХ «Водоканал ГО «Город Калининград» (ОГРН 1023900591626)

к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области

о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2014г. №09-окк-04-08

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Коваленко А.А., Таранин А.А., по доверенности, паспорту

от заинтересованного лица: Гриценко М.Ю., по доверенности, паспорту

установил:

Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства «Водоканал» городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023900591626, место нахождения: 236022, г.Калининград Комсомольская,12) (далее – предприятие, МУП КХ «Водоканал», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – Служба по тарифам, (далее Управление, заинтересованное лицо) от 28.03.2014г. №09-окк-04-08 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании представители Предприятия, ссылаясь на представленные в дело материалы, а также письменные пояснения, заявленные требования поддержали ив полном объеме, просили суд их удовлетворить. Считают, что часть нарушений в действиях Предприятия вообще отсутствовала, а часть из них не привела и не могла привезти к каким-либо серьезным последствиям, поэтому имеются все основания для освобождения его от наказания ввиду малозначительности.

Представитель заинтересованного лица требования не признала, дала пояснения в соответствии с представленным отзывом.

В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующему.

МУП КХ «Водоканал», являясь субъектом естественных монополий в 2013 - 2014 годах осуществляло регулируемые государством виды деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о регулируемой деятельности.

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

МУП КХ «Водоканал», осуществляющее деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения и эксплуатирующее централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, обязано обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из постановления Правительства РФ от 17.01.2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Стандарты раскрытия информации), регулируемыми организациями информация должна раскрываться путем:

-обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;

-предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.

Согласно п. 6 Стандартов раскрытия информация раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Приказом ФСТ России от 15.05.2013г. №129 утверждены формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и водоотведение и правила заполнения указанных форм.

В соответствии с приказом Службы по тарифам от 29.06.2012 г. № 565-01/12 «Об определении формата представления информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары и услуги для которых регулируются Службой, должны представлять информацию, подлежащую свободному доступу в электронном виде, в формате шаблонов федеральной государственной информационной системы «Единая информационная аналитическая система ФСТ России» (ФГИС ЕИАС ФСТ России) с применением регионального сегмента.

Согласно соглашению об информационном взаимодействии между Федеральной службой по тарифам, Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области и Федеральным бюджетным учреждением «Информационно-технический центр ФСТ России», заключенному 04.03.2014 г., информационное взаимодействие между ФСТ России и Службой осуществляется и обрабатывается в ФГИС ЕИАС ФСТ России, при этом ответственным за решение программно-технических и технологических вопросов организации автоматизированного информационного взаимодействия со стороны Службы является Оболенский А.В.

Рабочей группой с участием Оболенского А.В., организованной в соответствии с Административным регламентом исполнения Службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденным приказом Службы от 25.09.2012 г. № 82-01/12, был проведен мониторинг по раскрытию информации организациями, осуществляющими следующие регулируемые государством виды деятельности: холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, утилизация(захоронение) твердых бытовых отходов, а также теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Службы по адресу: http://tarif39.ru/ в формате шаблонов ФГИС ЕИАС ФСТ России.

В результате мониторинга были выявлены организации, осуществляющие регулируемые государством виды деятельности, которыми не раскрыта (не в полном объеме раскрыта) информация в соответствии со стандартами раскрытия информации, среди которых значилось МУП КХ «Водоканал».

В результате анализа соблюдения МУП КХ «Водоканал» Стандартов раскрытия информации установлено, что Предприятием используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Службы по адресу: http://tarif39.ru/ в формате шаблонов ФГИС ЕИАС ФСТ России.

Анализ информации, содержащейся на указанном сайте, показал, что на сайте Службы не размещена информация:

-о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения на 2014 год. 17.03.2014 г. (после получения уведомления о составлении протокола 11.03.2014г.) размещена только ссылка на сайт Предприятия, где содержится указанная информация.

В соответствии с п.п. 3, 15, 16 и 27 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013г. №6 (далее - Стандарты раскрытия информации) указанная информация подлежала размещению не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования. Тариф на питьевую воду МУП КХ «Водоканал» на 2014 год установлен приказом Службы от 18.12.2013 г. № 115-02окк/13, таким образом, срок размещения указанной информации истек 18.01.2014 г.

Кроме этого, на сайте Службы размещена информация позже установленного срока:

-о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения за 4 квартал 2013 года - только 17.03.2014 г. (после получения уведомления о составлении протокола 11.03.2014 г.).

Указанная информация согласно п.п. 3, 21 и 32 Стандартов раскрытия информации подлежала размещению ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация. Срок размещения указанной информации истек 31.01.2014г., просрочка составила 1 месяц и 17 дней;

-о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения за 4 квартал 2013 года - только 17.03.2014 г. (после получения уведомления о составлении протокола 11.03.2014 г.).

Указанная информация согласно п.п. 3, 42 и 53 Стандартов раскрытия информации подлежала размещению ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация. Срок размещения истек 31.01.14г., просрочка составила 1 месяц 17 дней.

-о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения на 2014 год -только 31.01.2014 г.

Согласно п.п. 3, 36, 37 и 48 Стандартов раскрытия информации указанная информация подлежала размещению не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования. В связи с тем, что тариф на водоотведение МУП КХ «Водоканал» на 2014 год установлен приказом Службы от 18.12.2013 г. № 115-02окк/13, срок размещения указанной информации истек 18.01.2013г., просрочка составила 13 дней.

По факту выявленных нарушений в отношении Предприятия в присутствии законного представителя Службой по тарифам 18.03.14г. был составлен протокол об административных правонарушениях по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, а 28.03.14г. вынесено постановление о привлечении к ответственности по указанной статье Кодекса в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обжаловало его в суд.

Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений, неопубликование сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Суд считает доказанным в полном объеме состав правонарушения, вмененный Предприятию.

Доводы заявителя о том, что вся необходимая информация о тарифах была им размещена путем указания ссылки на сайт Предприятии, а также путем публикации в печатном издании и в установленные сроки, проверены судом и отклонены как необоснованные.

Как следует из справки ООО «Институт системного мониторинга», ссылка на сайт Предприятия с информацией о тарифе на регулируемые услуги в сфере холодного водоснабжения на 2014 год размещена на сайте Службы в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФСТ России только 17.03.2014г.(после получения Предприятием уведомления о составлении протокола), то есть (нарушением установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013г. № 6 срока.

Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 17.01.2013 г. №. 6 размещение на сайте Службы ссылки на сайт Предприятия, а не самой информации, а также опубликование информации о регулируемой деятельности на сайте Предприятия, а не на сайте Службы, не свидетельствуют о соблюдении Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. С 31.01.2013 г. информация о регулируемой деятельности в обязательном порядке должна быть размещена именно на сайте Службы;

Согласно справки ООО «Институт системного мониторинга» информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения размещена на сайте Службы в формате шаблонов ФГИС ЕИАС ФСТ России только 17.03.2014 г. (после получения Предприятием уведомления о составлении протокола), то есть с нарушением установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013г. № 6 срока.

Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 17.01.2013 г. № 6 размещение информации о регулируемой деятельности на сайте Предприятия, а не на сайте Службы, не свидетельствуют о соблюдении Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. С 31.01.2013 г. информация о регулируемой деятельности в обязательном порядке должна быть размещена именно на сайте Службы.

Сроки размещения информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 г. № 6, а не шаблоном ФГИС ЕИАС ФСТ России;

Приказ Службы от 18.12.2013 г. № 115-02окк/13 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МУП КХ «Водоканал» городского округа «Город Калининград» опубликован в печатном издании Службой, а не Предприятием. Выполнение своих обязанностей Службой по опубликованию нормативных правовых актов не снимает обязанности с организаций, осуществляющих регулируемые государством виды деятельности, в частности МУП КХ «Водоканал» раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доводы заявителя о принятии достаточных мер по недопущению вмененного ему службой по тарифам административного правонарушения и как следствие этого наличия оснований для признания нарушения малозначительным, не принимаются судом.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из разъяснений п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Как видно из материалов дела, в данном случае имеет место пренебрежительное отношение МУП КХ «Водоканал» к исполнению публично-правовой обязанности, длительный характер неисполнения предусмотренной законом обязанности.

Доказательств исключительного характера допущенных заявителем правонарушений в материалы дела не представлено.

При этом добровольное устранение Предприятием части выявленных нарушений, применительно к обстоятельствам настоящего дела, не свидетельствует о малозначительности данного правонарушения.

Поскольку предприятие не представило доказательства того, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых частью 1 статьи 9.1 Кодекса установлена административная ответственность, суд приходит к выводу о том, что назначенная административным органом мера наказания определена соразмерно содеянному.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований МУП КХ «Водоканал» ГО «Город Калининград» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10-дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Залужная Ю.Д.

(подпись, фамилия)