Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21-3024/2008 | ||
“01” | октября | 2008 года | Оглашена резолютивная часть решения | |
«06» октября 2008 года изготовлено мотивированное решение
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи | ФИО1 | |
При ведении протокола судебного заседания | Судьей | |
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Содружество-Соя» | |
к | Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области |
о | Признании недействительным предписания от 12.03.08г. № 2-ОН |
при участии: | ||
от заявителя: | ФИО2 по доверенности от 11.07.08г. | |
от ответчика: | ФИО3 по доверенности от 29.09.08г., ФИО4 по доверенности от 30.09.08г. | |
установил:
Закрытое акционерное общество «Содружество-Соя» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Калининградской области (далее – Управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 12 марта 2008 года № 2-ОН, указывая на нарушение ответчиком норм материального права.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считая оспариваемый ненормативный правовой акт законным и обоснованным.
Управление по недропользованию по Калининградской области и закрытое акционерное общество «Калининграднефть», привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, своих представителей в судебное заседание не направили, в представленных отзывах считают оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие третьих лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением с 05 по 07 марта 2008 года проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом требований законодательства о недрах при застройке площадей залегания полезного ископаемого в границах горных отводов, в ходе которой установлено, что Обществом по границе охранно-санитарной зоны эксплутационной скважины № 2 Веселовского нефтяного месторождения построена ветка железной дороги, которая ведет от железнодорожной станции Шиповка до производственного терминала по глубокой переработке маслосодержащих культур южнее пос. Волочаевское Калининградской области. При этом у Общества (застройщика) отсутствует разрешение на застройку площади залегания полезного ископаемого в нарушение статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и пункта 18 Правил охраны недр (ПБ 07-601-03).
По итогам проверки административным органом 12 марта 2008 года обществу выдано предписание, в котором указано на необходимость получения разрешения на застройку горного отвода Веселовского месторождения нефти.
Пунктами 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) установлено, что в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые проверки.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 134-ФЗ по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Оспаривая предписание, Общество полагает, что на нее неправомерно возложены обязанности по получению разрешения на застройку, так как железнодорожная ветка уже введена в эксплуатацию; считает, что выполнило все требования закона для застройки земельного участка, выделенного для строительства железной дороги, ссылаясь при этом на справку от 02 марта 2005 года, выданную Территориальным агентством по недропользованию по Калининградской области, об отсутствии месторождений полезных ископаемых на территории участка строительства железной дороги от ст. Шиповка до терминального комплекса южнее пос. Волочаевское Калининградской области.
Суд признает позицию заявителя ошибочной.
В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с учетом изменений и дополнений) проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Факт строительства обществом ветки железной дороги на территории горного отвода Веселовского нефтяного месторождения без соответствующего разрешения установлен судом, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.
Из письма Управления по недропользованию по Калининградской области от 15.01.2008г., а также пояснений представителя данного органа, содержащихся в отзыве, следует, что, действительно, в марте 2005 года обществу была выдана справка об отсутствии месторождений полезных ископаемых на участке под строительство железной дороги от ст. Шиповка до производственного терминала по глубокой переработке маслосодержащих культур. Как было установлено впоследствии, ООО «Содружество-Соя» при подаче заявления представило копию только южной части земельного участка под строительство железной дороги, без участка, где расположено Веселовское нефтяное месторождение, разработку которого ведет ОАО «Калининграднефть». Таким образом, справка от 02.03.2005г. исх. № 106 распространяется только на ту часть земельного участка, который был предоставлен в Калининграднедра.
Поскольку застройка спорной территории (площади залегания полезного ископаемого) проведена без соответствующего разрешения, действующее законодательство не предусматривает право пользования такого земельного участка, административным органом правомерно выдано предписание об устранении обществом нарушений законодательства в сфере природопользования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья | ФИО1 |
(подпись, фамилия) |