ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-3070/18 от 13.12.2018 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 3070/2018

«19»

декабря

2018  года

Резолютивная   часть   решения    объявлена 

«13»

декабря

2018  года.

Решение   изготовлено   в    полном   объеме  

«19»

декабря

2018  года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи  Широченко Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Глодян В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного автономного учреждения Калининградской области «Центр спортивной подготовки сборных команд» (ИНН 3904033196, ОГРН 1023900592286)

к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253)

третье лицо: Министерство спорта Калининградской области (ИНН 3906356940, ОГРН 1173926022050)

о признании представления недействительным (в части),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель Зоренко Е.Ю. - на основании доверенности, паспорта, директор Губина К.О. - на основании приказа, паспорта;

от заинтересованного лица: представитель Михалев Н.А. - на основании доверенности, служебного удостоверения;

от третьего лица: представитель Калашникова Т.Г.- на основании доверенности, паспорта, представитель Тарасевич А.Н. - на основании доверенности, паспорта;

установил:

Государственное автономное учреждение Калининградской области «Центр спортивной подготовки сборных команд» (ИНН 3904033196, ОГРН 1023900592286) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принятым судом к рассмотрению заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253) (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным в части представления Министерства от 04 декабря 2017 года № 5768-ЕС с соответствующим возложением на Учреждение обязанности возместить в областной бюджет неправомерно использованные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 1 207 594,68 рублей и использованные неправомерно средства субсидии на иные цели в сумме 137 052 рублей.

По инициативе Учреждения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта Калининградской области (ИНН 3906356940, ОГРН 1173926022050) (далее - Министерство спорта).

В ходе судебного заседания, состоявшегося 06 декабря 2018 года, представители Учреждения уточненное заявление поддержали в полном объеме, ссылаясь на представленные в дело материалы, просили суд заявление удовлетворить.

Представитель Министерства заявление не признал, ссылаясь на изложенные в письменных отзывах аргументы, просил суд в удовлетворении предъявленного требования отказать.

Представитель Министерства спорта поддержал позицию Учреждения, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве аргументы, просил суд заявление удовлетворить.

Как дополнительно пояснили представители сторон, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, заявитель является государственным учреждением, на которое возложено исполнение части полномочий субъекта Российской федерации, перечень которых закреплен в статье 8 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в частности:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;

2) учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

4) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

5) организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации;

6) присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

7) реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации;

8) организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров в области физической культуры и спорта;

9) обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий.

В числе прочих полномочий заявитель осуществляет обеспечение подготовки спортивных сборных команд (основных и резервных) Калининградской области по видам спорта (обеспечение сборных команд современными материально-техническими средствами), организует работы по экипировке, доставке, размещению спортсменов, тренеров и специалистов сборных команд, их обеспечению, организует работы по формированию сборных команд и так далее.

В соответствии с Уставом Учреждения к числу основных видов деятельности, осуществляемых Учреждением, относится:

- исполнение мероприятий региональных государственных программ в сфере физической культуры и спорта;

- организация, проведение (участие в проведении) на территории Калининградской области областных, всероссийских и международных мероприятий в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Калининградской области на соответствующий год;

- командирование (направление) сборных команд Калининградской области, спортсменов, тренеров и иных специалистов для участия в соревнованиях по видам спорта и иных физкультурных и спортивных мероприятиях за пределами Калининградской области.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. 

Пунктом 42 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 04 декабря 2015 года № 677 (далее - Порядок), установлено, что представление бюджетному или автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого учредителем с бюджетным или автономным учреждением.

Из материалов дела усматривается, что государственным заданием на 2016 год, утвержденным Министерством спорта для заявителя, учреждению было установлено выполнить следующие работы: организовать и провести официальные спортивные мероприятия (международные, всероссийские, межрегиональные, региональные, выездные). 

Финансовое обеспечение выполнения утвержденного государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 42 Порядка установлено, что представление автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого учредителем с автономным учреждением.

Как видно из материалов дела, 11 января 2016 года между Учреждением и Агентством по спорту Калининградской области заключено соглашение № 15 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями №15/1 от 28 марта 2016 года, № 15/2 от 27 апреля 2016 года, № 15/3 от 30 мая 2016 года, №15/4 от 28 июля 2016 года, № 15/5 от 18 ноября 2016 года.

Сторонами не оспаривается, что по вышеуказанному соглашению Учреждению была предоставлена субсидия в размере 69 264 168 рублей; соглашением № 15 от 11 января 2016 года стороны определили права, обязанности и ответственность, в том числе объем и периодичность перечисления субсидий в течение финансового 2016 года.

Пунктом 2.3.5 соглашения предусмотрено, что заявитель обязан обеспечить эффективное и рационального использование средств субсидии.

Приказом  Агентства  по  спорту  Калининградской  области  от  26  декабря  2016 года № 140 установлен порядок проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Калининградской области.

В соответствии с пунктом 6 этого Порядка обязательными документами для проведения региональных официальных мероприятий на территории Калининградской  области являются: 1) положение (регламент) о региональном официальном мероприятии, разработанное с установленными Агентством по спорту порядком утверждения положений (регламентов) об официальных областных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях Калининградской области и требованиях к их содержанию; 2) смета на проведение регионального официального мероприятия в рамках выделенных и согласованных объемов финансирования и определенных нормами расходов на материальное обеспечение участников физкультурных мероприятий, проводимых учреждениями, включая финансовое обеспечение медицинского обслуживания физкультурного мероприятия согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 марта 2016 года № 134н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных  мероприятий), включая порядок  медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; 3) списочный состав спортивных судей, принимающих участие в региональном официальном мероприятии.

Приказом Агентства по спорту Калининградской области от 24 марта 2016 года № 29 утвержден Порядок направления спортсменов и их представителей на выездные мероприятия, включенные  в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Калининградской области, согласно которому направление спортсменов и их представителей, физических лиц (тренеров, специалистов и так далее), сопровождающих спортсменов на выездные мероприятия, осуществляет Учреждение (пункты 1 и 2 Порядка).  

Согласно пункту 7 Порядка, в связи с направлением спортсменов и их представителей на выездные мероприятия обеспечиваются расходы, связанные с оплатой: 1) проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно; 2) проживания в период проведения спортивных мероприятий и во время  нахождения в пути; 3) обеспечение питанием в период проведения спортивных мероприятий и во время нахождения в пути; 4) страхования; 5) визового обслуживания;6) прочих сопутствующих расходов.

При этом заявитель должен обеспечивать оплату расходов, связанных с направлением спортсменов и их представителей на выездные мероприятия (пункт 10 Порядка). Основанием для компенсации расходов является договор поручения (пункт 9 Порядка).

Как установлено судом, на основании Приказа от 31 июля 2017 года № 1468 Министерством в отношении Учреждения была проведена плановая выездная проверка на соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по результатам которой составлен акт проверки от 09 октября 2017 года.

Рассмотрев акт проверки и собранные в ходе проведения проверки документы, Министерство в соответствии с частью 2 статьи 268.1 и части 2 статьи 259.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) вынесло в отношении Учреждения оспариваемое представление (исх. № 5768-ЕС от 04 декабря 2018 года), согласно которому заявителю в срок до 25 декабря 2017 года предписано возместить в областной бюджет неправомерно использованные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 1 231 594,68 рублей и 137 052 рублей как неправомерно использованных средств субсидии на иные цели.

В представлении указано, что в нарушение пункта 2.3.5 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 11 января 2016 года № 15 Учреждением произведены неправомерные расходы на общую сумму 1 231 594,68 рублей, а именно:

1) Международный турнир по боксу «Янтарные перчатки» - 128 895 рублей;  

2) Всероссийские соревнования юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова - 446 120 рублей;  

3) Всероссийский Фестиваль по хоккею среди любительских команд (Дивизион 40+) - 25 660 рублей;  

4) Кубок и первенство России по бодибилдингу, фитнесу, бодифитнесу и классическому бодибилдингу - 154 763 рублей;  

5) Тренировочное мероприятие по вольной борьбе в Польше - 124 553,38 рублей;  

6) Первенство Северо-Западного федерального округа среди юношей по греко-римской борьбе - 26 192,80 рублей;  

7) Оплата въезда (выезда) личных автомобилей на арендованную территорию - 24 000 рублей;  

8) Первенство России среди юниоров по тхэквондо - 25 409,50 рублей;  

9) Оплата билетов на финал кубка России по пляжному футболу - 276 000 рублей.

Кроме того, в нарушение пункта 2.3.1 соглашения от 09 июня 2016 года № 23 о предоставлении субсидии  на проведение спортивно-оздоровительных соревнований «Малые олимпийские игры» средства субсидии в сумме 137 052 рублей использованы Учреждением на оплату индивидуальному предпринимателю Коростелеву Д.П. за фактически не оказанные им услуги.

Не согласившись с вынесенным Министерством представлением в части соответствующего возложения на Учреждение обязанности возместить в областной бюджет неправомерно использованные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 1 207 594,68 рублей и использованные неправомерно средства субсидии на иные цели в сумме 137 052 рублей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим уточненным требованием (Учреждение не оспаривает эпизод по оплате въезда (выезда) личных автомобилей на арендованную территорию в размере 24 000 рублей).

В обоснование заявления Учреждение указало на отсутствие в оспариваемом представлении ссылок на нарушение конкретных норм действующего бюджетного законодательства РФ, а также неправомерности выводов о нецелевом использовании заявителем полученных субсидий.

Заявитель обращает внимание, что при расходовании средств субсидий им были в полной мере соблюдены принципы адресности и целевого характера использования денежных средств в соответствии с положения статьи 38 БК РФ, а обратное не было установлено проверяющим органом и не нашло отражение в оспариваемом представлении. По мнению заявителя, является ошибочным вывод Министерства о необоснованном использовании заявителем бюджетных средств субсидии, предоставленной с целью выполнения государственного задания.

В рассматриваемом случае возмещение понесенных расходов осуществлялось заявителем в целях выполнения государственного задания на основании первичных документов в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Министерством не учтено, что финансово -хозяйственная деятельность заявителя на постоянной основе контролируется его учредителем - Министерством спорта, которым не было выявлено фактов нарушений и необоснованного расходования средств субсидий на выполнение государственных заданий.

Аналогичные аргументы были приведены в ходе рассмотрения дела и Министерством спора, а Министерство (заинтересованное лицо) возражало против удовлетворения заявления по изложенным в письменных отзывах аргументам по причине неправомерного использования Учреждением средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также средств субсидии на иные цели.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд находит уточненное заявление подлежащим частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

На основании статей 38 и 162 БК РФ принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По правилам пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Порядок предоставления субсидий бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Суд соглашается с позицией заявителя о необоснованности вынесенного Министерством представления в части возложения обязанности возвратить (возместить) в областной бюджет средства субсидии в общей сумме 206 615,80 рублей, то есть по трём эпизодам:

- всероссийский фестиваль по хоккею среди любительских команд (Дивизион 40+) г. Сочи, субсидия в размере 25 660 рублей;

- кубок и первенство России по бодибилдингу, фитнесу, бодифитнесу и классическому бодибилдингу, субсидия в размере 154 763 рублей;

- первенство Северо-Западного федерального округа среди юношей по греко-римской борьбе, субсидия в размере 26 192,80 рублей.

В отношении представления в части требования Министерства обеспечить возврат в областной бюджет денежных средств в размере 25 660 рублей, израсходованных Учреждением в рамках спортивного мероприятия «Всероссийский Фестиваль по хоккею среди любительских команд 40+» (г. Сочи), суд отмечает следующее.

По этому эпизоду Министерство пришло к выводу, что по причине отсутствия у заявителя первичных документов на приобретение билетов игрокам Пригарину Леониду и Перегудову Эдуарду  по маршруту Калининград - Санкт-Петербург - Сочи, вышеуказанные расходы осуществлены не в целях организации и проведения официальных всероссийских спортивных мероприятий.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2013 года № 1877-р, с 2014 года в Калининградской области ежегодно проводится региональный этап Всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских команд, и команда-победитель регионального этапа командируется (направляется) на финал соревнований.

Приказом от 21 апреля 2016 года № 0113/187 во исполнение государственной программы утверждено направить в город Сочи на период с 07 по 14 мая 2016 года для участия в финальных соревнованиях Всероссийского Фестиваля по хоккею среди любительских команд (дивизион Любитель 40+) хоккейную команду «Запад России» в составе 14 человек; сопровождающим, а также материально ответственным лицом определен тренер Савельев Игорь Викторович, с которым было решено заключить договор поручения. В рамках участия в данном мероприятии была утверждена смета № 187, которой определен лимит возмещения расходов на проезд - 344 100 рублей.

Согласно статье 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Доверитель обязан возмещать поверенному понесенные издержки. Выполнение поверенным своих обязательств по договору должно подтверждаться двухсторонним актом сдачи-приемки работ.

Из материалов дела усматривается, что 21 апреля 2016 года с Савельевым И.В. был заключен договор поручения, в соответствии с которым поверенный принял на себя обязательство безвозмездно совершить от имени и за счет Учреждения сопровождение спортивной делегации для участия в спортивном мероприятии, подготовку и сбор информации на лиц, участвующих в спортивном мероприятии, организацию поездки (бронирование и приобретение билетов, бронирование и оплату проживания, питания в период участия в спортивном мероприятии и т.д.).

В соответствии с актом выполненных работ по договору поручения к смете № 187, обязательства поверенным были выполнены в полном объеме и без замечаний.  

Учреждением в рамках осуществления данного мероприятия Савельеву И.В. (тренеру сборной команды) было перечислено средств в сумме 343 900 рублей на покупку билетов согласно платежным поручениям № 476 от 25 апреля 2016 года, № 477 от 25 апреля 2016 года, №831 от 06 июня 2016 года.

Билеты были частично оплачены Савельевым И.В. по безналичному расчету в пользу ООО «Турне-Транс» на общую сумму 318 200 рублей, а два билета, купленные за наличный расчет игрокам Пригарину Леониду и Перегудову Эдуарду, были приобретены за наличные денежные средства; соответствующие первичные документы были представлены Савельевым И.В. в Учреждение, в том числе билеты и кассовые чеки.  Вся ответственность за возмещение денежных средств участникам соревнований возлагается на ответственное лицо, утвержденное приказом и указанное в договоре поручения.  

Судом установлено, что такие расходы Учреждением были произведены на основании подтверждающих документов и в полном соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Калининградской области, утвержденным приказом Агентства по спорту Калининградской области от 31 декабря 2015 года № 113, а именно: сметой расходов от 21 апреля 2016 года № 187, утвержденной приказом директора Учреждения и согласованной Министром - руководителем агентства по спорту Калининградской области, вызовом ОО «Ночная хоккейная лига» № 438/СО от 24 марта 2016 года, ходатайством Калининградской региональной федерации хоккея от 31 марта 2016 года, Положением о мероприятии, утвержденным Министром спорта России Мутко В.Л., заявочным листом на участие команды в мероприятии, утвержденным директором Учреждения, договором поручения с материально ответственным лицом Савельевым И.В. с подтверждающим актом оказанных услуг, протоколом соревнований, первичными документами, подтверждающими факт понесенных расходов и факт совершения поездки (билеты, банковская выписка, кассовые чеки, посадочные талоны, платежное поручение).

Все указанные первичные документы и их содержание соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

По мнению суда, денежные средства в сумме 25 660 рублей, израсходованные Учреждением на обеспечение участия победителя регионального этапа Всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских команд в финале соревнований в городе Сочи, были использованы заявителем правомерно. В соответствии с государственным заданием Учреждение обеспечило целевое использование данных средств: калининградская команда «Запад России» (40+) приняла участие в финале Всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских команд в городе Сочи, заняла итоговое 7 место, что подтверждается сведениями об итоговом положении команды.

В отношении представления в части требования Министерства о возврате денежных средств в сумме 154 763 рублей, возмещенных заявителем в рамках спортивного мероприятия «Кубок и Первенство России по бодибилдингу, фитнесу, бодифитнесу и классическому бодибилдингу», суд отмечает следующее.

По данному эпизоду Министерство пришло к выводу о том, что заявителем неправомерно перечислены указанные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания без подтверждающих документов, в том числе платежных ведомостей, доверенности и копии паспорта на Федорова П.Н.

Однако заинтересованным лицом не принято во внимание нижеследующее.

Положение 29-го открытого кубка России по бодибилдингу и фитнесу, утвержденное 11 марта 2016 года, предусматривало,  что участниками соревнований являются сборные команды регионов и их представители.

По этому основанию издан приказ от 31 марта 2016 года № 01-13/147 о направлении команды для участия в Кубке и первенстве России по бодибилдингу, фитнесу, бодифитнесу и классическому бодибилдингу в количестве 6 спортсменов и представителей команды: тренера-судьи Тимошенко А.В., представителя команды Смолякова Ю.Ф. и тренера-сопровождающего Федорова П.Н.; этим приказом была утверждена смета расходов на мероприятие, согласно которой возмещение проезда составило 154 800 рублей.

С Федоровым П.Н., являющимся материально ответственным лицом, 31 марта 2016 года был заключен договор поручения, по условиям которого поверенный обязан осуществить бронирование и приобретение билетов, мест проживания, организовать питание в период участия в спортивном мероприятии; по условиям договора поручения Учреждение обязано возместить поверенному понесенные последним расходы.   

В целях участия в соревнования были приобретены билеты для спортсменов и их представителей на общую сумму 154 763 рублей по направлению Калининград-Санкт-Петербург; Санкт-Петербург-Мурманск; Мурманск-Санкт-Петербург; Санкт-Петербург-Калининград, что подтверждается материалами дела.

По мнению Министерства, материально ответственному лицу Федорову П.Н. были перечислены денежные средства в отсутствие первичных документов - платежных ведомостей на выдачу средств участникам соревнований (представителям). Однако такие документы не являются кассовым документом учреждения, а являются фактом подтверждения передачи денежных средств материально-ответственным по мероприятию лицом третьим лицам в рамках отчетности, перечень которой не регламентирован. Данный документ, как и доверенности на передачу прав получения возмещения средств, не является обязательным документом, как и копии паспортов (персональные данные).

Между Учреждением и Федоровым П.Н. подписан акт выполненных работ по договору поручения, поверенным предоставлены соответствующие первичные документы, билеты, кассовые чеки об оплате в пользу ООО «Алвис» и ООО «СБК», доверенности от 31 марта 2016 года на получение денежных средств, выданных Федорову П.Н.

При этом вся ответственность за возмещение денежных средств участникам соревнований в случае их предварительного сбора возлагается на ответственное лицо, утвержденное приказом и договором поручения.

Судом установлено, что такие расходы были произведены заявителем в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Калининградской области, утвержденным приказом Агентства по спорту Калининградской  области  от  31  декабря  2015  года, сметой расходов от 31 марта 2016 года № 147, утвержденной приказом директора Учреждения и согласованной Министром-руководителем Агентства по спорту Калининградской области, ходатайством Федерации бодибилдинга Калининградской области от 29 марта 2016 года, Положением о мероприятии, заявочным листом на участие команды в мероприятии, утвержденным директором Учреждения, договором поручения с материально ответственным лицом Федоровым П.Н. и подтверждающим актом оказанных услуг, первичными документами, подтверждающими факт понесенных расходов и факт совершения поездки (билеты, банковская выписка, кассовые чеки, посадочные талоны, платежное поручение), итоговым протоколом соревнований первенства России - 2016; все представленные первичные документы соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

По мнению суда, денежные средства в сумме 154 763 рублей, израсходованные Учреждением на обеспечение участия спортсменов в открытом кубке России в г. Мурманске, были использованы правомерно; в соответствии с государственным заданием Учреждение обеспечило целевое использование данных средств и сборная команда Калининградской области приняла участие в соревнованиях, что подтверждается итоговым протоколом.

В отношении представления Министерства в части требования о возврате в областной бюджет средств субсидии в размере 26 192, 80 рублей как неправомерно использованных в рамках проведенного «Первенства СЗФО среди юношей по греко-римской борьбе», суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, приказом от 10 февраля 2016 года № 01-13/ были направлены для участия в Первенстве СЗ ФО по греко-римской борьбе в период с 23 февраля 2016 года по 02 марта 2016 года спортсмены 1999-2001 года рождения в количестве 11 человек, судья  Андрусенко В.С. и тренер-представитель и сопровождающий Михеев И.В.; была утверждена смета № 76 с возмещением расходов на проезд в размере 65 520 рублей.

С Михеевым И.В. 10 февраля 2016 года был заключен договор о безвозмездной добровольческой деятельности к смете № 76, согласно которому Михеев И.В. вправе получить возмещение фактически понесенных расходов, связанных с выполнением услуг в соответствии со сметой и положением на данное мероприятие.

Учреждением представлены в материалы дела квитанции по оплате железнодорожных билетов №3707 на сумму 30 467,30 рублей, № 5031 на сумму 8 118,60 рублей; №7730 на сумму 18 075,20 рублей, № 7774 на сумму 8 117,60 рублей. Всего на приобретение билетов затрачено 64 700 рублей.

Как полагает заинтересованное лицо, квитанции № 7730 и 7774 представлены не в оригиналах, а в копиях, таким образом, заявителем не представлены оригиналы первичных учетных документов.

Однако возмещение расходов Михееву И.В. за проездные документы в сумме 26 192,80 рублей производилось Учреждением по оригинальным документам, выданным при покупке билетов железнодорожной кассой г. Мурманска и оплаченных Михеевым И.В. личной банковской картой.

Согласно справке о состоянии вклада Михеева И.В. - ответственного лица в рамках проведенного мероприятия, в счет оплаты за билеты было списано четыре платежа: 25 февраля 2016 года банком было осуществлено списание денежных средств в размере 30 467,30 рублей за билет № 3707, купленный 21 февраля 2016 года; 03 марта 2016 года списано 8 117,60 рублей за билет № 5031, купленный 27 февраля 2016 года, так и соответственно за билеты, по оригиналам которых было произведено возмещение и в отношении которых заинтересованное лицо возражает: за билет № 7477, купленный 27 февраля 2016 года, произведено списание 03 марта 2016 года, за билет № 7730, купленный 26 февраля 2016 года, было произведено списание 03 марта 2016 года.

При этом Министерство не ставит под сомнение тот факт, что калининградские спортсмены действительно принимали участие в первенстве СЗФО по греко-римской борьбе, следовательно, расходование средств субсидии имеет исключительно целевой характер, средства субсидии израсходованы Учреждением в целях исполнения государственного задания.

Суд полагает, что по этому эпизоду Учреждение обоснованно использовало 26 192,80 рублей субсидии в рамках проведенного «Первенства СЗФО среди юношей по греко-римской борьбе» на цели выполнения государственного задания.

При таком положении, суд находит неправомерным представление Министерства в части требования о возмещении Учреждением в областной бюджет средств субсидии в общей сумме 206 615,80 рублей; субсидия в этой части была израсходована заявителем законно, обоснованно и при наличии соответствующих подтверждающих документов, представленных Учреждением в материалы дела.

Вместе с тем, суд не усматривает надлежащих и достаточных оснований для отмены представления в остальной оспариваемой части - в силу следующего.

Эпизод «Спортивное мероприятие «21 Международный турнир по боксу «Янтарные перчатки»; сумма подлежащей возврату в бюджет субсидии составляет 128 895 рублей (смета от 24 октября 2016 года № 288).

В рамках проведения международного турнира по боксу «Янтарные перчатки» Учреждением с гражданином Гавриленко С.М. заключен договор поручения физическому лицу к смете от 24 октября 2016 года № 288, согласно которому Гавриленко С.М. принял на себя обязательство на безвозмездной основе совершить от имени и за счет Учреждения следующие действия: формирование отчетных документов по спортивному мероприятию и выплата денежных средств в соответствии с предоставленными первичными документами, в том числе Гавриленко С.М. обязался осуществлять сбор документов по судейской коллегии, рабочему персоналу, медицинскому персоналу и т.д., в том числе ведомость на получение денежных средств, выплату указанным лицам денежных средств.

Согласно акту выполненных работ от 24 октября 2016 года по указанному договору поручения, Гавриленко С.М. услуги по договору оказаны в полном объеме, в том числе осуществлено предоставление платежной ведомости на выплату денежных средств; сумма по отчету к возмещению составляет 128 895 рублей.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ любой факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом, при этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 этого Закона.

Вместе с тем, представленная к проверке справка от 23 декабря 2016 года № 1310 не является таким первичным учетным документом. В ходе проверки Министерством установлено отсутствие предоставленной Гавриленко С.М. платежной ведомости, а также не представлены билеты (посадочные талоны), которые в данном случае являются первичными учетными документами.

Таким образом, отсутствуют (к проверке не представлены) документы, подтверждающие факт приобретения билетов судьями, вместе с тем, на основании платежных поручения от 23 декабря 2016 года № 235 на сумму 120 945 рублей и от 26 декабря 2016 года № 2375 на сумму 7 950 рублей Учреждением в пользу Гавриленко С.М. по смете от 24 октября 2016 года № 288 перечислены средства субсидии в качестве компенсации проезда нештатным сотрудникам на рассматриваемое спортивное мероприятие.

Поскольку у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие приобретение билетов и обосновывающие выплату спорной суммы, суд находит обоснованным представление Министерства о возврате Учреждением субсидии в размере 128 895 рублей.

Эпизод «Спортивное мероприятие «Всероссийские соревнования юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова»; сумма подлежащей возврату в бюджет субсидии составляет 446 120 рублей.

При проверке организации и проведения 3 этапа «Всероссийских соревнований юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова» в городе Сочи Министерством установлено неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги в указанной сумме, поскольку организация и проведение этого спортивного мероприятия за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не осуществлялись; имело место авансирование расходов на проезд, а документы, подтверждающие произведенные за счет средств субсидии расходы, Учреждением к проверке представлены не были в силу их отсутствия.

В отношении имеющихся документов установлено, что:

- расходный кассовый ордер от 10 февраля 2016 года № 75 на сумму  43 000 рублей на выдачу Хафизову А.Э. (на основании копии доверенности от Колотыркина И.В.), основание: по смете «Золотя шайба», номер не указан; в связи с отсутствием утвержденных смет расходов по этому мероприятию на момент оформления расходного кассового ордера осуществление выплаты за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в размере 43 000 рублей, является необоснованным;

- платежное поручение от 03 марта 2016 года № 118 на перечисление Колотыркину И.В. денежных средств в размере 283 800 рублей, основание: аванс проезда на спортивные мероприятия нештатным сотрудникам по смете № 94 на сберегательную книжку;

- платежное поручение от 11 апреля 2016 года № 345 на перечисление Колотыркину И.В. денежных средств в размере 119 320 рублей, основание: аванс проезда, питания на спортивные мероприятия нештатным сотрудникам по смете «Золотая шайба» на карту ОАО «Сбербанк России».

Итого Учреждение авансировало гражданину Колотыркину И.В. денежные средства в размере 446 120 рублей, и в нарушение части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ Учреждение не подтвердило данный факт хозяйственной деятельности соответствующими первичными учетными документами.

Эпизод «Спортивное мероприятие «Тренировочное мероприятие по вольной борьбе в Республике Польша»; сумма подлежащей возврату в бюджет субсидии составляет 124 553,38 рублей.

На основании платежных поручений от 30 ноября 2016 года № 1667 и от 23 декабря 2016 года № 2330 Учреждение гражданину Ходжаеву В.В. за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания были перечислены денежные средства в размере 100 000 рублей и 24 553,38 рублей на проживание и проезд.

Однако документы, подтверждающие оплату таких расходов на тренировочные мероприятия (помимо двух справок Федерации борьбы Польши от 06 декабря 2016 года о стоимости оплаты питания, проживания, отдыха и пользования спортивным инвентарем в размере 960 евро по каждой из двух справок), отсутствуют (к проверке представлены не были).

Следовательно, Министерство пришло к верному выводу о том, что заявителем допущено неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в сумме 124 553,38 рублей, выразившееся в неправомерном перечислении средств субсидии в пользу гражданина Ходжаева В.В. при отсутствии платежных документов, подтверждающих произведенные им на проживание расходы.

Эпизод «Спортивное мероприятие «Первенство России среди юниоров по тхэквондо»; сумма подлежащей возврату в бюджет субсидии составляет 25 409,50 рублей.

По данному эпизоду Министерством в ходе проверки установлено, что Учреждение в нарушение пункта 10 Порядка о направлении спортсменов на выездные мероприятия компенсировало тренеру Самохину А.А. денежные средства в размере 30 000 рублей на проживание в гостинице «Басым» в городе Нальчике. Заявителем в пользу тренера возмещены расходы на проезд в сумме 49 400 рублей; при этом к проверке представлены билеты только по направлению Нальчик - Москва в сумме 23 900 рублей. Первичные документы, подтверждающие оплату проезда тренера на сумму 25 409,50 рублей по направлению Москва-Нальчик, Учреждением к проверке представлены не были.

По этому основанию заинтересованное лицо верно установило, что заявителем допущено неправомерное расходование средств субсидии в размере 25 409,50 рублей, выразившееся в неправомерном перечислении этих денежных средств тренеру Самохину А.А. при отсутствии соответствующих первичных документов (билетов), подтверждающих произведенные расходы.

Эпизод «Спортивное мероприятие «Финал кубка России по пляжному футболу»; сумма подлежащей возврату в бюджет субсидии составляет 276 000 рублей.

По этому эпизоду Учреждением к проведению проверки представлен договор корпоративного обслуживания от 12 сентября 2016 года № 19/16, заключенный между Учреждением и ООО «Стар Трэвел» (исполнителем), согласно которому исполнитель производит бронирование, оформление и продажу авиабилетов для участников соревнований. Из условий договора следует, что авиабилеты бронируются для отправки на соревнования «Финал Кубка России 2016 года в г. Сочи».

Стоимость услуг по данному договору установлена в размере 276 000 рублей; оплата осуществлена 16 сентября 2016 года на основании платежного поручения № 1455.

Согласно пункту 3.2 договора заказчик оплачивает стоимость авиабилетов согласно выставленному счету в течение 7 дней; в данном случае счет № 25032 выставлен 14 сентября 2016 года, однако в нем не указано, на имя каких конкретно граждан приобретаются авиабилеты.

Министерством также установлено, что генеральный директор ООО «Стар Трэвел» является одновременно главным тренером и игроком команды, которая направляется на соревнования.

К проверке представлены билеты на общую сумму 312 500 рублей, в том числе по направлению Калининград - Москва - Сочи на сумму 151 700 рублей, по направлению Краснодар - Москва - Москва - Калининград на сумму 160 800 рублей. На этих билетах имеются отметки об их оплате 01 сентября 2016 года, однако договор с ООО «Стар Трэвел» на приобретение и бронирование билетов заключен позднее - 12 сентября 2016 года.

Следовательно, заявителем произведена оплата в пользу ООО «Стар Трэвел» за билеты для мероприятия, которые приобретены 01 сентября 2016 года. Кроме того, согласно представленным к проверке электронным билетам, все они приобретены за наличный расчет, о чем имеется соответствующая отметка.

На основании изложенного, суд полагает, что Учреждением допущено неправомерное расходование средств субсидии в размере 276 000 рублей, выразившееся в перечислении указанной суммы субсидии в качестве оплаты ранее приобретенных для мероприятия билетов.

В свою очередь, в отношении эпизода по расходованию денежных средств субсидии «на иные цели»  в  сумме  137 052  рублей  суд  отмечает  следующее.

В рамках исполнения соглашения от 09 июня 2016 года № 23 «О предоставлении субсидии на иные цели государственному автономному учреждению Калининградской области «Центр спортивной подготовки сборных команд» (далее - соглашение № 23) Учреждением заключен ряд договоров, в том числе договор от 13 июня 2016 года № 2306-1608/2016 на организацию и проведение «Малых олимпийских игр» среди детских летних оздоровительных учреждений Калининградской области, заключенный Учреждением с индивидуальным предпринимателем Коростылевым Дмитрием Павловичем (далее - договор) на сумму 137 052 рублей.

Однако Министерством в ходе проверки установлено, что указанный договор содержит признаки сделки, не отражающей фактически происходившие факты хозяйственной жизни, по следующим причинам:

- предмет договора дублирует государственные услуги (работы), отраженные в разделе 5 утвержденного государственного задания Учреждения на 2016 год, что свидетельствует о том, что заявитель мог осуществить такие работы своими силами, а на представленных фотографиях мероприятия «Малые олимпийские игры» находятся только сотрудники Учреждения (данное обстоятельство сторонами подтверждается), в связи с чем, необходимость заключения такого договора отсутствовала;

- в штате Учреждения имеются работники, занимающиеся организацией и проведением спортивных мероприятий, в частности, работники отдела реализации ВФСК ГТО, отдела спортивно-массовой работы;

- место проведения мероприятия в договоре указано: город Калининград, однако фактически рассматриваемое мероприятие проводилось в городе Зеленоградске;

- в представленных к проверке фотографиях мероприятия «Малые олимпийские игры» не зафиксированы какие-либо факты, свидетельствующие оказание услуг по спорному договору, как-то: отсутствуют приобретенные исполнителем призы, широкополосные акустические системы, усилитель, микшерный пульт, радиосистема, ди-джей, ведущий. Министерством верно установлено, что представленные к проверке сценарии на 2 смены составлены формально, идентичны друг другу и не содержат специально разработанных для мероприятия специфических данных и творческой ценности, фактически не требовали дополнительной оплаты, составлены только на 2 страницах, на одном из таких сценариев имеется печать Учреждения, однако какие-либо отметки исполнителя на данных сценариях отсутствуют, как того требуют положения договора с индивидуальным предпринимателем Коростылевым Дмитрием Павловичем;

- Учреждением не представлены сведения относительно того, какой именно персонал подбирался исполнителем.

Кроме того, данный договор содержит в себе обязательство по приобретению призов для участников соревнований, однако сувенирная продукция оплачена не исполнителем, а именно Учреждением в сумме 18 120 рублей в рамках соответствующих договоров от 22 июня 2016 года № 9-ЦСП и от 15 августа 2016 года № 11-ЦСП с поставщиком ООО «Олимп-Стар».

Следовательно, по этому эпизоду Учреждением допущено неправомерное расходование средств субсидии на иные цели в сумме 137 052 рублей, выразившееся в расходовании средств субсидии на оплату услуг, подтверждение фактического оказания которых отсутствует.

Суд приходит к выводу о том, что по указанным выше шести эпизодам отсутствуют (не представлены к проверке) первичные учетные документы, подтверждающие факт хозяйственной жизни, а также обосновывающие цель и размер израсходованной суммы, при этом в силу части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ любой факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом. Эти документы составляются по формам,  утвержденным  руководителем  экономического  субъекта  (часть  4  статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленный частью 2 указанной статьи.

Отсутствие таких документов по шести эпизодам свидетельствует о необоснованном расходовании Учреждением субсидии в соответствующих суммах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Учреждения следует удовлетворить частично и признать недействительным представление Министерства в части предписания заявителю возместить в областной бюджет использованные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в общей сумме 206 615,80 рублей.

Соответственно, в остальной части представление следует оставить без изменения, а требования заявителя по указанным выше шести эпизодам - без удовлетворения.

Учреждение при подаче заявления в суд уплатило 3 000 рублей в качестве государственной пошлины, что подтверждается чеком-ордером от 22 марта 2018 года.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Возмещение расходов Учреждения по государственной пошлине следует отнести на Министерство.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

    Р Е Ш И Л:

Заявление Государственного автономного учреждения Калининградской области «Центр спортивной подготовки сборных команд» (ИНН 3904033196, ОГРН 1023900592286) удовлетворить частично.

Признать недействительным представление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253) от 04 декабря 2017 года № 5768-ЕС в части предписания Государственному автономному учреждению Калининградской области «Центр спортивной подготовки сборных команд» (ИНН 3904033196, ОГРН 1023900592286) возместить в областной бюджет использованные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 206 615,80 рублей.

В удовлетворении остальной части заявления - отказать.

Взыскать с Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253) в пользу Государственному автономному учреждению Калининградской области «Центр спортивной подготовки сборных команд» (ИНН 3904033196, ОГРН 1023900592286) расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                        Д.В. Широченко

  (подпись, фамилия)