ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-3213/2021 от 01.06.2021 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http: www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 3213/2021

«08»

июня

2021 года

Резолютивная часть оглашена 01 июня 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 июня 2021 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи

Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.

рассмотрев заявление ИП ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Северо – Западного управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 30.03.2021 №48-758-826/ПС,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по паспорту и доверенности от 11.11.2020,

от заинтересованного лица: ФИО3 по удостоверению и доверенности от 11.12.2020,

установил:

ИП ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо – Западного управления Ростехнадзора (далее – заинтересованное лицо, Ростехнадзор) о назначении административного наказания от 30.03.2021 №48-758-826/ПС.

Информация о месте и времени проведения судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

Как дополнительно пояснили стороны, в порядке статьи 65 АПК РФ ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела.

Заслушав представителе сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку, как того требует статья 71 АПК РФ, суд установил следующее.

На основании распоряжения от 11.02.2021 № 48-758/Рк Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проводилась плановая выездная проверка ИП ФИО1 с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности: Сеть газопотребления ИП ФИО1, регистрационный № А21-04032-0001, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский р-н, пос. Ново-Дорожный.

В Акте проверки Ростехнадзора от 23.03.2021 № 48-758-1171/А зафиксированы нарушения:

-подпункт а) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 (далее — Положение о лицензировании) - отсутствует документ, подтверждающий наличие на праве собственности или ином законном основании сооружения - наружного подземного и надземного газопровода высокого и среднего давлений, проложенного от места разграничения балансовой принадлежности с ОАО «Калининградгазификация» до зданий котельных № 1, 2, 3 и до здания газопоршневых установок ИП ФИО1,

- подпункт а) пункта 5 Положения о лицензировании - Отсутствует документ, подтверждающий наличие на праве собственности или ином законном основании здания котельной № 2, эксплуатируемого ИП ФИО1; Отсутствует документ, подтверждающий наличие на праве собственности или ином законном основании здания котельной № 3, эксплуатируемого ИП ФИО1; Отсутствует документ, подтверждающий наличие на праве собственности или ином законном основании здания газопоршневых установок, эксплуатируемого ИП ФИО1;

- подпункты е) и з) пункта 5 Положения о лицензировании; части 1, 2 статьи 9, часть 1 статьи 14.1 № 116-ФЗ; пункт 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утв. постановлением правительства РФ от 18 декабря 2020 года N 2168 (далее - Правила организации и осуществления производственного контроля); пункт 1 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" - Индивидуальный предприниматель ФИО1, назначенный приказом № 22 от 27.11.2020 ответственным за осуществление производственного контроля на предприятии, не имеет дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности.;

- подпункт з) пункта 5 Положения о лицензировании; часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 11 № 116-ФЗ; пункты 3, 4, 9, 10, 11, 19 Правил организации и осуществления производственного контроля – Не обеспечены организация и осуществление производственного контроля на ОПО «Сеть газопотребления ИП ФИО1»: - отсутствует план мероприятий по соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте на 2021г.; результаты проверок соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, а также выявленные отступления от требований промышленной безопасности не регистрируются в журнале проверок (последняя запись в Журнале 17.08.2020),

- подпункт з) пункта 5 Положения о лицензировании; часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 11 № 116-ФЗ; пункты 4, 5 Правил организации и осуществления производственного контроля - Положение по организации и проведению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах должностными лицами ИП ФИО1 не содержит: порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности; порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасныхпроизводственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников; порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

- подпункты к), с), т) пункта 5 Положения о лицензировании; часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 № 116-ФЗ; пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года № 420 (далее - Правила проведения экспертизы промышленной безопасности) - отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности наружного подземного и надземного газопровода высокого и среднего давлений, проложенного от места разграничения балансовой принадлежности с ОАО «Калининградгазификация» до зданий котельных № 1, 2, 3 и до здания газогенераторной, внесенное в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации газопроводов,

- подпункты к), с), т) пункта 5 Положения о лицензировании; часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 № 116-ФЗ; пункт 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности - Отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания котельной № 2, внесенное в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания котельной, Отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания котельной № 3, внесенное в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания котельной,

- подпункты к), с), т) пункта 5 Положения о лицензировании - Допускается эксплуатация здания котельной № 1, по истечении сроков, указанных в экспертизе промышленной безопасности № 18ЭПБ, per. №21-ЗС-00997-2013 (срок безопасной эксплуатации здания котельной истек в сентябре 2018г.),

- подпункт р) пункта 5 Положения о лицензировании; пункт 5 статьи 2 № 116-ФЗ пункты 7, 8, 9 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведени государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471

п. 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора № 140 от 08.04.2019 - Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно в состав ОПО «сеть газопотребления ИП ФИО1, per. № А21-04032-0001, не включены газопроводы среднего давления, проложенные от котельной № 1 до котельных № 2, 3 и здания газопоршневых установок; технические устройства, эксплуатируемые в котельных № 2, 3 и в здании газопоршневой установки (газоиспользующее оборудование, предохранительные и запорные устройства), введенные в эксплуатацию в 2015 и 2018 г.,

- подпункт и) пункта 5 Положения о лицензировании;

часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 10 № 116-ФЗ; пункты 2, 3, 7, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года№ 1437 - Отсутствует согласованный с аварийно-спасательным формированием (службой) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО «Сеть газопотребления ИП ФИО1».

По данному факту административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол №48-758-925/ПТ об административном правонарушении от 23.03.2021.

Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения административным органом в отношении ИП ФИО1 постановления о назначении административного наказания от 23.03.2021 №48-758-612/ПС, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

ИП ФИО1, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Суд находит не подлежащим удовлетворению заявленные требования, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия либо бездействие при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).

Опасный производственный объект - это категория объекта, предусмотренная ст.2 Закона 116-ФЗ о промышленной безопасности, включенного в реестр опасных производственных объектов. Под безопасностью объектов понимается главным образом защищенность личности и общества от последствий возможных аварий на опасных объектах.

Включение в реестр опасных производственных объектов, подтверждает тот факт, что данный объект относится к категории опасных производственных объектов в независимости от факта дальнейшей его эксплуатации (либо временной не эксплуатации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

С учетом указанного, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом о промышленной безопасности ОПО обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

При рассмотрении административного дела Ростехнадзором было установлено, что административное правонарушение, совершенное предпринимателем, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Допущенное обществом правонарушение может угрожать как жизни и безопасности людей, так и окружающей среды.

В данном случае нарушение обязательных требований промышленной безопасности создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица и заявителем не опровргнуто, все выявленные нарушения по характеру являются потенциально опасными, форт «Дона» относится к объектам 3 класса опасности и эксплуатируется без экспертизы с 2018 года. Кроме того, предприниматель в 2018 году привлекался к административной к ответственности за аналогичные нарушения (А21-9479/2018).

Заинтересованное лицо возражало против снижения назначенного административного штрафа и замены наказания на предупреждение.

Выявленные нарушения подтверждается материалами дела и заявителем не оспариваются.

Факт принятия мер по устранению нарушений после проведения проверки не отменяет того обстоятельства, что в период, предшествующий проведению проверки, эксплуатация опасного производственного объекта осуществлялась с нарушением лицензионных требований. Устранение нарушений говорит о том, что у предпринимателя имелась возможность принять меры по соблюдению лицензионных требований.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, суд не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Значительное количество нарушений требований безопасности на опасном объекте, выявленных в ходе проверки ИП ФИО1, свидетельствуют о невозможности снижения суммы штрафа.

Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, определенного положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судом не установлено.

По мнению суда, назначенное предпринимателю административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

На основании вышеизложенного суд признает оспариваемые постановление и представление законными и обоснованным, оснований для их отмены у суда не имеется, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ИП ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Ю.Д.Залужная

(подпись, фамилия)