ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-3249/08 от 29.09.2008 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-3249/2008

«30»

сентября

2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 29.09.08г.

Полный текст решения изготовлен 30.09.08г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи

Залужной Ю.Д.

При ведении протокола судебного заседания

судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Строй-Риал»

к

Администрации МО «Гурьевский район»

о

признании незаконным бездействия в согласовании проекта границ земельного участка

при участии

от истца:

ФИО1, доверенность от 02.07.07г., ФИО2, директор, паспорт

от ответчика:

Не явился, извещен

от третьего лица:

установил: ООО «Строй-Риал» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации МО «Гурьевский район» в согласовании (утверждении) проекта границ вновь формируемого земельного участка с условным кадастровым номером (далее КН) 39:03:08 08 05:0024(А) площадью 14265 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область, пос. Шоссейный под проектирование спортивно-оздоровительного комплекса и обязании ответчика утвердить проект границ данного участка. В обосновании заявления сослалось на нарушение ответчиком п.7 ст.31 Земельного кодекса РФ, ст.61 Устава МО «Гурьевский район», ст.31 Закона Калининградской области «О работе с обращениями граждан», ст.8 Закона Калининградской области «О письмах граждан».

В судебном заседании представители истца поддержали требования в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика требования истца не признал, в их удовлетворении просил отказать по тем основаниям, что участок попал в фонд перераспределения земель, постановлением главы администрации МО «Гурьевский район» №5553 от 05.12.07г. ранее изданное постановление №2458 от 28.12.04г. отменено.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

25.03.04г. ООО «Строй-Риал» был выдан акт выбора земельного участка под проектирование спортивно-оздоровительного комплекса (здания кафе на 70 посадочных мест с летним кафе и гостиницей на 40 мест с зоной отдыха и обустройством береговой зоны и устройством водных аттракционов).

Постановлением №2458 от 28.12.04г. Обществу предварительно согласовано место размещения объекта спортивно-оздоровительного комплекса и утвержден акт выбора земельного участка.

Пунктом 2 постановления Обществу предоставлен в срок до 01.09.05г. земельный участок площадью 14265,5 кв.м. в пос.Шоссейное Гурьевского района Калининградской области для проектирования спортивно-оздоровительного комплекса (здания кафе с зоной отдыха на 70 посадочных мест, гостиницы на 40 мест), а также земельный участок площадью 17598,2 кв.м. для разработки проекта благоустройства земельного участка с обустройством береговой зоны и устройством водных аттракционов.

По заказу Общества ООО «Гипрозем» был изготовлен проект территориального землеустройства (далее ПТЗ) по формированию земельного участка с КН 39:03:08 08 05:0024 (А) площадью 14265,5 кв.м. путем выделения из земельного участка с КН 39:03:08 08 05:0024, относящегося к землям госсобственности. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

14.11.07г. Общество обратилось к главе администрации с заявлением о согласовании проекта территориального землеустройства.

Не получив ответа на обращение, Общество обратилось в суд с указанными выше требованиями.

Суд считает, что требования ООО «Строй-Риал» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений может выступать земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 ст.69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно ст.15 Федерального закона №78-ФЗ от 18.06.01г. «О землеустройстве» порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002г. №396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при межевании.

Во исполнение указанного Положения о проведении территориального землеустройства 17 февраля 2003 г. Руководителем федеральной службы земельного кадастра России ФИО3 утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочению существующих объектов землеустройства.

В соответствии с п.3 Положения при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяются:местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в использовании частей земельных участков; варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земельных участков; иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собственниками земельных участков по их распоряжению.

Согласно пункту 7.1 Методических рекомендации при образовании новых упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков).

Проект территориального землеустройства составляется в соответствии с заданием на выполнение работ. Составление проекта территориального землеустройства включает: подготовительные работы; составление проекта; согласование проекта; утверждение проекта; формирование землеустроительного дела; сдачу землеустроительного дела заказчику.

Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке путем писем или подписей на титульном листе и проектном плане заверенных соответствующими печатями.

В соответствии с пунктом 7.11 Методических рекомендаций проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство). Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

Из представленного заявителем ПТЗ следует, что он был утвержден председателем комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Гурьевский район» ФИО4 и согласован начальником отдела земельных отношений администрации ФИО5, которой впоследствии проставленная на титульном листе подпись была аннулирована (зачеркнута). Кроме того, ПТЗ не согласовано начальником управления архитектуры и градостроительства МО «Гурьевский район».

Согласно сведений, указанных в ПТЗ земельный участок, формируемый Обществом для проектирования спортивно-оздоровительного комплекса, входит в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этим же Законом согласно статье 1 установлены правила, применяемые к сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на названные земельные участки, а также определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 10 упомянутого Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (если до этого участок не был передан в аренду), переданы в аренду - в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, если имеется только одно заявление о передаче участка в аренду, либо на торгах, если подано два и более заявлений.

Постановлением главы администрации Калининградской области №271 от 29.05.03г. газеты «Российская газета» и «Калининградский аграрий» признаны официальными изданиями (средствами массовой информации), в которых публикуются сообщения о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в аренду.

Доказательств соблюдения процедуры предоставления земельного участка, указанной выше, ни заявитель, ни ответчик суду не представили.

По смыслу положений ст.34 Земельного кодекса РФ и п.3 ст.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть предоставлен для целей не связанных со строительством.

В рассматриваемом случае ООО «Строй-Риал» планирует осуществить на земельном участке проектирование с последующим строительством спортивно-оздоровительного комплекса, что противоречит целевому назначению формируемого земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Постановлением №5553 от 05.12.07г. главой администрации МО «Гурьевский городской округ» отозван ранее выданный Обществу акт выбора и обследования земельного участка под проектирование от 25.03.05г. и отменено постановление №2458 от 28.12.04г. «О предварительном согласовании места размещения под проектирование спортивно-оздоровительного комплекса ООО «Строй-Риал»

Таким образом, оснований считать оспариваемое бездействие незаконным, у суда не имеется.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если установит, что такие действия (бездействие), решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Поскольку заявитель не обосновал каким образом оспариваемое бездействие вступает в противоречие с действующим законодательством и нарушает его права и обязанности, суд не находит оснований для удовлетворения его требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Строй-Риал» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья

Залужная Ю.Д.

(подпись, фамилия)