Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Калининград Дело № А21-3679/2017
«09» августа 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2017 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Любимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селивонец А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ»
к Индивидуальному предпринимателю – Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецовой Елене Станиславовне
третьи лица: Контрольно-счетная палата Калининградской области, Министерство сельского хозяйства Калининградской области
о взыскании денежных средств в виде гранта в размере 754 250 руб.
при участии в заседании:
от Администрации: Фёдоров А.Г. – начальник отдела по распоряжению от 30.06.2014 и паспорту, Шкуратов В.В. – по доверенности от 02.06.2017, Микитенко Е.В. – по доверенности от 02.06.2017
от ответчика: Кузнецова Е.С. – по паспорту, Микелевич С.Э. – по доверенности от 25.07.2017 и паспорту
от третьих лиц: не явились, извещены
установил:
Отдел сельского хозяйства Администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» (ОГРН 1023901956100, место нахождения: 238750, Калининградская область, г. Краснознаменск, ул.Советская, 23) (далее – Отдел сельского хозяйства Администрации, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя – Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецовой Елены Станиславовны (ОГРНИП 312392636100037) (далее – ИП Кузнецова Е.С., предприниматель, ответчик) денежных средств в размере 754 250 руб., представленных в виде гранта.
В обоснование заявленного иска Истец сослался на выявление фактов нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных в качестве гранта. Полагает, что условиями договора в данном случае предусмотрена обязанность вернуть неиспользованные бюджетные средства. Исковые требования основаны Истцом на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Калининградской области, Министерство сельского хозяйства Калининградской области.
Определением суда от 05.06.2017 из числа третьих лиц исключена Контрольно-счетная палата Калининградской области.
В судебном заседании Отдел сельского хозяйства Администрации, ссылаясь на имеющиеся в деле материалы, иск поддержал в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что средства грантовой поддержки были получены и использованы по целевому назначению, а именно: на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Министерство сельского хозяйства Калининградской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явилось.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил.
27.01.2014 Постановлением Правительства Калининградской области от N 28 утверждена программа Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" (вместе с "Условиями предоставления и методикой расчета субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов").
23.04.2015 Правительстваом Калининградской области издано Постановление N 232 "О реализации мероприятия "Поддержка сельхозтоваропроизводителей Калининградской области, развивающих приоритетные направления аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" (далее – Постановление № 232) (вместе с "Положением о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятия "Поддержка сельхозтоваропроизводителей Калининградской области, развивающих приоритетные направления аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" (далее – Положение), "Порядком проведения конкурсного отбора участников мероприятия "Поддержка сельхозтоваропроизводителей Калининградской области, развивающих приоритетные направления аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" (далее – Порядок), "Правилами предоставления субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках реализации мероприятия "Поддержка сельхозтоваропроизводителей Калининградской области, развивающих приоритетные направления аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, между Отделом сельского хозяйства Администрации (уполномоченный орган) и Главой КФХ Кузнецовой Е.С. (участник) на основании Постановления № 232, решения конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятия от 15.07.2015, заключено соглашение от 27.07.2015.
По условиям данного соглашения уполномоченный орган обязался предоставить участнику бюджетные средства в сумме 2 992 450 руб., а участник обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные бизнес-планом и планом расходов, взятые на себя обязательства, предусмотренные постановлением № 232.
Конкурсной комиссией утвержден план расходов денежных средств.
Ответчик по данному соглашению обязался использовать денежные средства в течение 18 месяцев со дня получения денежных средств, потратить и подтвердить целевое использование бюджетных средств (пункт 2.2.4 договора).
Истец исполнил свою обязанность по соглашению и перечислил Кузнецовой Е.С. бюджетные субсидии на сумму 2 992 450 руб. (платежное поручение № 5362 от 07.08.2015).
Согласно пункту 2.2.4 соглашения участник обязан раз в полгода, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Уполномоченный орган: отчет по форме, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 26.05.2015 № 77 и документы, подтверждающие целевое использование бюджетных средств, предусмотренных постановлением № 232.
По результатам проверки, представленного 01.03.2017 в Отдел сельского хозяйства Администрации ответчиком отчета, Истцом был выявлен факт нецелевого использования ИП Кузнецовой Е.С. денежных средств, выделенных ей в качестве гранта, на общую сумму 754 250 рублей, о чем составлено заключение от 04.12.2015 № 07-5576/2015.
Истец направил в адрес Ответчика уведомление о возврате бюджетных средств на сумму в размере 754 250 рублей.
Так как до настоящего времени бюджетные средства Истцу не возвращены, он обратился в суд с данным иском.
Суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пунктах 12, 13 Правил установлено, что в случае невыполнения получателем обязательств, указанных в подпунктах 2-5 пункта 2 настоящих правил, средства областного бюджета в полном объеме подлежат возврату на счет уполномоченного органа для возврата в областной бюджет. Для возврата бюджетных средств уполномоченный орган в письменной форме уведомляет получателя о добровольном возврате бюджетных средств в течение месяца со дня направления уведомления. При неурегулировании вопроса о возврате бюджетных средств в установленные сроки уполномоченный орган обеспечивает возврат средств в судебном порядке.
Указанное обязательство участника закреплено и в пункте 2.3.5 соглашения.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из представленных в материалы дела документов следует, что к отчету о целевом расходовании бюджетных средств Предприниматель представил документы, которые были приняты Отделом сельского хозяйства Администрации и соответствовали плану расходов, утвержденного конкурсной комиссий:
- на приобретение трактора «Беларус 820» на сумму 1 078 648 руб., утвержденная сумма средств по плану расходов 864 500 руб.,
- на приобретение универсального погрузчика на сумму 180 000 руб., утвержденная сумма гранта 180 500 руб. В связи с уменьшением стоимости указанной статьи, сумма средств гранта при уровне софинансирования составила 171 000 руб.,
- на приобретение строительных материалов для теплицы на сумму 1 266 000 руб. Утвержденная в плане расходов сумма средств гранта по данной статье 1 839 976 руб. (с учетом того, что будет произведено оснащение и монтаж теплицы). Таким образом, при уровне софинансирования 5% сумма средств гранта по данной статье составляет 1 202 700 руб.
Вместе с тем, монтаж и оснащение теплицы в срок (до 07.02.2017), установленный для подтверждения целевого использования средств гранта, осуществлено не было. Представлено платежное поручение от 15.02.2017. Таким образом, данную статью расхода в размере 152 000 руб. нельзя принять к финансированию за счет средств гранта.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, средства гранта направляется на следующие цели:
1) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
2) приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт, модернизацию и комплектацию производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
4) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;
5) приобретение сельскохозяйственных животных и птицы;
6) приобретение сельскохозяйственной техники (новой и бывшей в употреблении, но не старше 5 лет выпуска) и оборудования для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
7) приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних плодовых насаждений;
8) приобретение почвогрунтов, укрывных материалов, удобрений и средств защиты растений.
Таким образом, документы, подтверждающие транспортные расходы на поставку теплицы в размере 125 000 руб. не являются целевыми.
Кроме того, Предпринимателем, в нарушение утвержденного плана расходов за счет бюджетных средств приобретены: грузовой фургон, профнастил и саморезы, семена овощных культур.
На основании чего, суд делает вывод, что Ответчик не подтвердил целевое расходование выделенных средств грантовой поддержки в размере 754 250 руб.
В пункте 36 Порядка установлено, что конкурсная комиссия утверждает план расходов победителей конкурсного отбора.
Пунктом 37 Порядка представлено право победителю конкурса обратиться с заявлением об утверждение уточненного плана расходов.
Вместе с тем, ИП Кузнецова Е.С. данным правом не воспользовалась, доказательств обращения в Отдел сельского хозяйства Администрации с заявлением о внесении изменений план расходов в материалы дела не представила.
На основании изложенного, требование Отдела сельского хозяйства Администрации о возврате использованных не по целевому назначению бюджетных средств является обоснованным по праву и размеру и подлежит удовлетворению.
Статьей 112 АПК РФ предусмотрено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дело по существу, или в определении.
Принимая во внимание, что истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 18 085 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецовой Елены Станиславовны денежные средства в виде гранта в размере 754 250 руб.
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецовой Елены Станиславовны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 18 085 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья С.Ю. Любимова