ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-3880/08 от 08.10.2008 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21- 3880/2008

«08»

октября

2008 года

Резолютивная часть решения объявлена

«08»

октября

2008 года

Решение изготовлено в полном объеме

«08»

октября

2008 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи Качановича Ю.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску: УМП «Светловская Теплосеть»

к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Калининградской области

о взыскании 117 486 руб. 97 коп. задолженности по компенсации льгот

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 28.04.2008 года

от ответчика:

от третьего лица:

установил: УМП «Светловская Теплосеть» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Калининградской области о взыскании 117 486 руб. 97 коп. задолженности по компенсации льгот, предоставленных по оплате за отопление и горячее водоснабжение в период с января 2005 года по декабрь 2007 года отдельным категориям граждан, проживающих в <...>, подвергшихся радиационному воздействую чернобыльской и других радиационных катастроф, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов во исполнение Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральных законов «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» №175-ФЗ от 26 ноября 1998 года и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» №2-ФЗ от 10 января 2002 года. В соответствии с исковым заявлением, отдельная категория граждан состоит из числа военнослужащих, а также сотрудников милиции и федеральной службы исполнения наказаний.

По ходатайству истца судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования и окончательно просил взыскать 117 486 руб. 97 коп. убытков, понесенных УМП «Светловская Теплосеть» в связи с предоставлением льгот вышеуказанной категории граждан по оплате отопления и горячего водоснабжения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2007 года с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Судом принято уточнение исковых требований.

В судебное заседание не явились представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчиков на основании статьи 156 АПК РФ.

Заслушав представителя истца и исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что УМП «Светловская Теплосеть» в период с 01 января 2005 по 31 декабря 2007 годах были предоставлены льготы гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других катастроф, а также отдельным категориям гражданам из числа ветеранов и инвалидов по оплате отопления и горячего водоснабжения всего на 117 486 руб. 97 коп.

В подтверждение данных обстоятельств истец представил в суд удостоверения граждан, которым предоставлена указанная льгота, а также расчет начисления льгот по отоплению и горячему водоснабжению, произведенный МУ МО «СГО» «Управляющая компания».

Неполучение компенсации, понесенных расходов в размере 117 486 руб. 97 коп., послужило основанием для обращения УМП «Светловская Теплосеть» с настоящим иском в суд о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Калининградской области.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства финансов Калининградской области пояснил, что истец правомерно уточнил свои исковые требования и окончательно просил взыскать убытки в заявленном размере с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, поскольку действующим законодательством предусмотрено финансирование указанных льгот из федерального бюджета. Кроме этого, представитель ответчика пояснил, что в период с 2005 по 2007 годы все федеральные средства, поступившие в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов были израсходованы по целевому назначению.

Министерство финансов Российской Федерации возражений на исковые требования не представило.

Оценив доводы истца и ответчика – Министерства финансов Калининградской области, а также исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования о взыскании 117 486 руб. 97 коп. убытков подлежат удовлетворению с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации по следующим основаниям.

Проверив основания представления льгот гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других катастроф, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов по оплате отопления и горячего водоснабжения в период с 01 января 2005 по 31 декабря 2007 года и порядок финансирования данных льгот, суд считает, что компенсация расходов истца по реализации указанных Федеральных законов должна быть произведена за счет казны Российской Федерации, так как Министерство финансов РФ, как главный распорядитель бюджетных средств, не исполнило в полном объеме требования законодательства.

Суд исходит из того, что расходы, понесенные истцом, в связи с предоставлением вышеуказанной категории граждан в спорный период льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения, установленных Законом №1244-1, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям из числа ветеранов и инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2004 года №652 и действовавших до 01 января 2008 года, определено, что финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Ответчиками не подтверждено и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Министерством финансов РФ были предоставлены субвенции в бюджет Калининградской области в размере, достаточном для компенсации, понесенных истцом расходов с учетом их целевого назначения.

Наряду с этим, в материалах дела отсутствуют данные о том, что в настоящее время в бюджете Калининградской области имеются неиспользованные остатки средств субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг или установлено нецелевое использование федеральных средств.

Суд считает, что сумма расходов истца по предоставлению льгот в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2007 года в рамках Закона №1244-1 документально подтверждена и ответчиками не оспорена.

Поскольку исковые требования являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, исковые требования о взыскании 117 486 руб. 97 коп. убытков подлежат удовлетворению с Российской Федерации с лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

В иске о взыскании убытков с Министерства финансов Калининградской области следует отказать.

Суд относит судебные расходы по уплате госпошлины на Министерство финансов РФ. Поскольку данный ответчик освобожден от уплаты госпошлины, то уплаченная истцом госпошлина подлежит возврату из Федерального бюджета РФ.

Руководствуясь статьями 167-176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу УМП «Светловская Теплосеть» 117 486 руб. 97 коп. убытков.

В иске к Министерству финансов Калининградской области отказать.

Возвратить УМП «Светловская Теплосеть» из Федерального бюджета РФ 3 849 руб. 74 коп. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

(подпись, фамилия)

Ю.М.Качанович