ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-4091/16 от 28.09.2016 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Калининград                                                               Дело № А21-4091/2016

«04» октября   2016  г.

Резолютивная часть решения объявлена  «28»  сентября  2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме   «04» октября   2016 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Козловской О.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236016, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2, зал судебных заседаний  №11,

дело по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (ОГРН1023900598150, ИНН 3904006756)

к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области «Неманская центральная районная больница» (ОГРН 1023901956902, ИНН 3909010570)

о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению

При участии:

от истца –Юшкевич И.В. по доверенности от 12.01.2015 и паспорту

от ответчика – Стрюков К.П. по доверенности от 01.04.2016 года и паспорту

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее- ТФОМС) обратился в арбитражный суд с иском с учётом уточнений, принятых судом, о взыскании с ГБУЗ КО «Неманская центральная больница» Калининградской области (далее-  Больница)о взыскании в общей сумме 6 798 276 руб. 60 коп. нецелевого расхода, штрафа и пени.

Требования обоснованы  тем, что в проверяемый период ответчик допустил нецелевое расходование бюджетных средств, требование ТФОМС об их возврате в установленный срок не исполнено.

В письменной позиции (т.3 л.д. 81) дополнено обоснование размера иска.

В возражениях на отзыв изложено уточнение, принятое судом, об  обосновании размера иска и соблюдении срока исковой давности.

Ответчик в отзыве указал на пропуск исковой давности по акту проверки от 25.10.2013г., указав, что  истец имел возможность узнать о нарушениях ранее (с 2011г.) до проведения проверки, в остальной части не оспаривает установленные обстоятельства, но полагает, что они не свидетельствуют о нецелевом расходовании средств,  доказательств в опровержение  выводов ТФОМС не представил, ссылается на невозможность отказа в оказании медицинской помощи.

Сторонами заявлено о предоставлении всех необходимых доказательств.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд

установил:

I.  В связи с обращением и.о. министра здравоохранения Калининградской области В.В. Карташовой от 07.10.2013г. вход. № 2606 и на основании приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования В.Д. Анохина от 07 октября 2013 года № 302 проведена внеплановая комплексная проверка деятельности Больницы за период:

- с 01 октября 2011 года по 30 сентября 2013 года - по территориальной программе ОМС;

- с 01 октября 2011 года по 30 сентября 2013 года - по средствам национального проекта «Здоровье»;

- с 01 января 2013 года по 30 сентября 2013 года - по средствам целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы».

По результатам проверки составлен 25 октября 2013 года Акт внеплановой комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании, целевого использования средств территориальной программы ОМС, средств национального проекта «Здоровье» и реализации целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы» в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области «Неманская центральная районная больница» (Далее - акт от 25.10.2015г.)

Согласно акту от 25.10.2015г за период с октября 2011г. по сентябрь 2013 г. проверкой установлено следующие нарушения.

В нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07 июля 2009г. №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам  с  высшим  и  послевузовским  медицинским  и   фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (с изменениями и дополнениями), при отсутствии послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Детская хирургия» оказаны амбулаторно-поликлинические медицинские услуги по детской хирургии врачом-хирургом Кацуро В.И. на сумму -1 130 232,20 руб. (октябрь-декабрь 2011г. - 159 461,17 руб.; январь-декабрь 2012г. -529 585,51 руб.; январь-сентябрь 2013г. - 441 185,52 руб.).

В нарушение п.3 Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 10 мая 2007 года. №323 «Об утверждении Порядка организации  работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (с изменениями от 23.01.2009 года и 09.09.2009 года) при отсутствии лицензии на осуществление амбулаторно-поликлинической помощи по детской стоматологии оказано медицинских услуг на сумму - 113 535,13 руб. (январь-декабрь 2012г. - 34 366,18 руб.; январь-июнь 2013г. -79 168,95 руб.).

При отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике, диетологии и лечебному делу (фельдшер школы № 1, приложение № 20 к лицензии от 26.12.2012г. № ЛО-39-01-000814) приняты на работу для выполнения вышеуказанных работ (услуг):

- диетическая медицинская сестра - Кудрявцева Надежда Ивановна (приказ о приеме на работу от 01.10.1996г. № 54); начислена заработная плата на сумму - 313 974,77 руб., из них: заработная плата - 239 861,58 руб., страховые взносы - 74 113,19 руб. (октябрь-декабрь 2011г. зарплата - 41 875,05 руб., страховые взносы (34,2%) - 14 321,26 руб.; январь-декабрь 2012г. - 106 631,31 руб., страховые взносы (30,2%) - 32 202,65 руб.; январь-сентябрь 2013г. - 91 355,22 руб., страховые взносы (30,2%) - 27 589,28 руб.).

- медицинский статистик - Гончарова Галина Ивановна (приказ от 05.11.2002г. № 262-К о переводе медстатистиком; приказ от 10.06.2012г. № 12-К-Перевод с 18.06.2013г. оператор);  начислена оплата труда - 417 934,41 руб. из них: заработная плата -319 288,71 руб., страховые взносы - 98 645,70 руб. (октябрь-декабрь 2011г. зарплата -55 512,82 руб., страховые взносы (34,2%) - 18 985,38 руб.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 167 561,81 руб., страховые взносы (30,2%) - 50 603,67 руб.; январь-май 2013г. зарплата - 96 214,08 руб., страховые взносы (30,2%) - 29 056,65 руб.)

- фельдшер школы № 1 - Назаренко Наталья Петровна (приказ главного врача от 15.12.2000г. №156-К); начислена оплата труда - 370 983,91 руб. из них: заработная плата-282 792,79 руб., страховые взносы - 88 191,12 руб. (октябрь-декабрь 2011г. зарплата -69 692,40 руб., страховые взносы (34,2%) - 23 834,80 руб.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 213 100,39 руб., страховые взносы (30,2%) - 64 356,32 руб.).

При отсутствии лицензии на осуществление специализированной медицинской помощи по патологической анатомии и при отсутствии морга как структурного подразделения Учреждения в проверяемом периоде осуществляли указанный вид деятельности следующие сотрудники:

- врач патологоанатом Ермаков Владимир Георгиевич (приказ о приеме работника на работу по совместительству на 0.25 ставки от 01.06.2011г. № 30-к; о прекращении трудового договора - от 23.05.2013г. № 26-К/у - уволен 18.06.2013г.); начислена оплата труда - 77 08238 руб. из них: заработная плата - 58 969,06 руб., страховые взносы -18 113,32 руб. (октябрь-декабрь 2011г. зарплата- 7 616,70 руб., страховые взносы (34,2%) -2 604,91 руб.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 31 289,63 руб., страховые взносы (30,2%) - 9 449,47 руб.; январь-июнь 2013г. зарплата - 20 062,73 руб., страховые взносы (30,2%)-6 058,94 руб.)

- врач патологоанатом Муту Петр Иванович (приказ о приеме работника на работу по совместительству на 0.25 ставки от 01.01.2008г. № б/н; о прекращении трудового договора - от 23.05.2013г. № 25-К/у - уволен 18.06.2013г.); начислена оплата труда -59 67138 руб. из них: заработная плата - 45 641,85 руб., страховые взносы - 14 029,53 руб. (октябрь-декабрь 2011г. зарплата 6 142,50 руб., страховые взносы (34,2%) - 2 100,73 руб.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 25 097,26 руб., страховые взносы (30,2%) -7 579,37 руб.; январь-июнь 2013г. зарплата - 14 402,09 руб., страховые взносы (30,2%) -4 349,43 руб.)

- лаборант патологоанатомической службы Манчук Елена Анатольевна (приказ о приеме работника на работу по совместительству на 0.5 ставки от 23.05.2011г. № 27-К; о прекращении трудового договора - от 23.05.2013г. № 25-К/у - уволена 18.06.2013г.); начислена оплата труда - 113 125,17 руб. из них: заработная плата - 86 538,45 руб., страховые взносы - 26 586,72 руб. (октябрь-декабрь 2011г. зарплата - 11 302,76 руб., страховые взносы (34,2%) - 3 865,54 руб.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 49 098,63 руб., страховые взносы (30,2%) - 14 827,79 руб.; январь-июнь 2013г. зарплата - 26 137,06 руб., страховые взносы (30,2%) - 7 893,39 руб.)

Таким образом, проверкой установлено, что Больницей допущен нецелевой расход денежных средств, выразившийся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям их получения (отсутствие лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике, диетологии и лечебному делу, на осуществление амбулаторно-поликлинической помощи по детской стоматологии,  специализированной медицинской помощи по патологической анатомии, послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Детская хирургия») в сумме - 2 596 539,35 руб. (за октябрь-декабрь 2011 года на сумму - 417 316,02 руб.; январь-декабрь 2012 года на сумму - 1 335 749,99 руб., январь-сентябрь 2013 года на сумму - 843 473,34 руб.).

Выполненные работы по замене оконных блоков из ПВХ за период январь-июнь 2012г. на сумму - 364 237,43 руб., оплачены за счёт средств ОМС в то время как оплата указанных работ не входит в  не входят в структуру тарифа на текущее содержание медицинской организации (подстатья 225),  что также является нецелевым использованием средств ОМС.

Оплата произведена:

- платежным поручением от 16.05.2012г. № 853639 было оплачено ООО «Пальмира» по договору от 02 апреля 2012г. и акту от 29 мая 2012г. № 28 за замену оконных блоков из ПВХ - 99 616,51 руб. (Копии: платежное поручение, договор и акт выполненных работ прилагаются);

- платежным поручением от 17.04.2012г. № 757982 было оплачено ООО «Тишлер» по договору от 02 апреля 2012г. и акту от 24 апреля 2012г. № 2 за замену оконных блоков из ПВХ - 98 569,48 руб. (Копии: платежное поручение, договор и акт выполненных работ прилагаются);

-платежным поручением от 24.10.2012г. № 1408758 было оплачено ИП Александрову Сергею Леонидовичу по договору от 02 апреля 2012г. и акту выполненных работ от 24 апреля 2012 года №2404/12-01 за замену оконных блоков из ПВХ - 70 030,42 руб. (Копии: платежное поручение, договор и акт выполненных работ прилагаются);

-платежным поручением от 27.12.2012г. № 1700136 было оплачено ООО «СакСеС» по договору от 03 апреля 2012г. и акту выполненных работ от 29 мая 2012г. № 2905/12-01 за замену оконных блоков из ПВХ - 96 021,02 руб. (Копии: платежное поручение, договор и акт выполненных работ прилагаются).

Согласно приложению № 8 «Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений» Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973г. № 279 (с изменениями и дополнениями) вышеуказанные работы относятся к капитальному ремонту.

Таким образом, в нарушение пункта 75 главы 9 «Структура тарифа на оплату медицинской помощи» Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2012 год (приложение № 1 к Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 07 февраля 2013 года).

Иные суммы нецелевого расхода, указанные в акте, согласно уточнений к иску и копий платёжных поручений, возмещены ответчиком и не вошли в сумму иска.  

Всего сумма средств, использованных не по целевому назначению и не погашенная по состоянию на 26.05.2016 г, по Акту проверки от 25.10.2013 года составила - 2 960 776 рублей 78 копеек.

ТФОМС в адрес Больницы выставлено Требование № 2122 от 25.10.2013 года о необходимости в соответствии с частью 9 статьи 39 ФЗ 326-ФЗ в срок до 08.11.2013 года перечислить на счет ТФОМС сумму нецелевого использования бюджетных средств и штрафные санкции. Требование не исполнено в размере иска.

Позиция ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по взысканию суммы нецелевого расхода по акту 25.10.2013г. является ошибочной.

Согласно положениям статьи  200 ГК РФ,  если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права; по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения; по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования.

Статьями  195 и 196 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно материалам дела проверка, в ходе которой установлены факты нецелевого расхода бюджетных средств, завершена составлением  акта  проверки 25.10.2013г.

Досудебное Требование об уплате с установлением срока возврата денежных средств ТФОМС выставлено 25.10.2013г. с установлением срока исполнения до 2.11.2013г. Обратился в суд 27.05.2016г.

Таким образом, истец узнал о нарушенном праве, приобрёл право на обращение в суд и обратился в суд с иском в пределах трёхлетнего срока исковой давности.

Ссылка ответчика на проверки, осуществленные в 2011г., по результатам которых истец должен был узнать о нарушениях, отраженных в акте от 25.10.2013г. является несостоятельной.

Судом проверен данный довод и признан опровергнутым  представленными  ТФОМСОМ актом  проверки и предписанием от 2011г., согласно которым рассматриваемые обстоятельства не проверялись и соответствующие им нарушения не выявлялись.

В акте от 15.11.2011г. указан период проверки с сентября 2009г. по сентябрь 2011г. В Предписании от 15.12.2011г. указано на выявленные нарушения за период апреля-августа 2011г. Тогда как по акту от 25.10.2013г. проверка проведена, за период, начиная с октября 2011г.

Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.

II. На основании приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования В.Д. Анохина от 27 октября 2015 года №250 проведена плановая комплексная проверка Больницы за период с 01 октября 2013 года по 30 сентября 2015 года. Проверены фактически оказываемые виды медицинской помощи. По результатам проверки составлен Акт от 30.11.2015 г.

Проверкой установлено следующее.

В нарушение Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. №121н при отсутствии лицензии на оказание первичной доврачебной медицинской помощи в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), дезинфектологии, медицинскому массажу приняты на работу для выполнения вышеуказанных работ (услуг) с начислением заработной платы:

- медицинская сестра прививочного кабинета поликлиники Колосей Т.Н. (приказ о приеме на работу от 01.14.2013г. № 23-К/прием, трудовой договор от 01.04.2013г. №28); начислена заработная плата на сумму - 363 448,57 руб., из них: заработная плата -279 842,23 руб., страховые взносы - 83 606,34 руб. (октябрь-декабрь 2014г. зарплата - 37 649,00 руб., страховые взносы (30,2%) - 11 369,99 руб.; январь-декабрь 2014г. -125 788,62 руб., страховые взносы (30,2%) - 37988,16 руб.; январь-сентябрь 2015г. -116 404,61 руб., страховые взносы (30,2%) - 34 248,19 руб.);

- медицинская сестра прививочного кабинета детской поликлиники - Пермякова Н.В. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 18.01.2012г. 0,5 ставки); начислена заработная плата на сумму - 413 993,78 руб., из них: заработная плата - 317 967,58 руб., страховые взносы - 96 026,20 руб. (октябрь-декабрь 2014г. зарплата -94 124,23 руб., страховые взносы (30,2%) - 28 425,51 руб.; январь-декабрь 2014г. - 119 945,14 руб., страховые взносы (30,2%) -       36 223,43 руб.; январь-сентябрь 2015г. -103 898,21 руб., страховые взносы (30,2%) - 31 377,26 руб.);

- дезинфектор структурного подразделения «Общебольничный медицинский персонал» Назарова И.Н. (приказ от 16.01.2009г. №04-К на должность дезинфектора 0,75 ставки; по тарификации 1,0 ставки) - начислена заработная плата из средств ОМС на сумму - 605 790,35 руб., из них: заработная плата - 465 276,83 руб., страховые взносы -140 613,52 руб. (октябрь-декабрь 2013г. - 46 751,92 руб., страховые взносы (30,2%) - 14 119,00 руб.; январь-декабрь 2014г. - 232 542,70 руб., страховые взносы (30,2%) -70 227,90 руб.; январь-сентябрь 2015г. - 185 982,21 руб., страховые взносы (30,2%) - 56 166,62 руб.);

- дезинфектор кабинета врача фтизиатра Александрова В.Д. (приказы главного врача о приёме работника на работу №28-К/прием от 15.05.2013г. на время отпуска по беременности и родам основного работника; №10-К-перевод от 14.10.2015г. постоянно) начислена заработная плата из средств ОМС на сумму - 311 279,90 руб., из них: заработная плата - 239 078,25 руб., страховые взносы - 72 201,65 руб. (октябрь-декабрь 2013г. - 28 998,60 руб., страховые взносы (30,2%) - 8 757,59 руб.; январь-декабрь 2014г. -116 290,45 руб., страховые взносы (30,2%) - 35 119,72 руб.; январь-сентябрь 2015г. – 93 789.20     руб., страховые взносы (30,2%) - 28 324,34 руб.);

- медицинская сестра по массажу Егорова Н.Ю. (приказ о приёме работника на работу от 24.10.2014г. №46-К/прием - 1,0 ставки, до 24.10.2014г. работала по ежемесячным трудовым договорам, оплата производилась из средств от предпринимательской деятельности). Начислена заработная плата из средств ОМС на сумму - 163 993,11 руб., из них: заработная плата - 128 258,92 руб., страховые взносы -35 734,19 руб. (октябрь-декабрь 2014г. - 22 805,05 руб., страховые взносы (30,2%) -3 887,12 руб.; январь-сентябрь 2015г. - 105 453,87 руб., страховые взносы (30,2%) - 31 847,07 руб.);

- при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диетологии медицинская сестра диетическая структурного подразделения «Общебольничный медицинский персонал» Кудрявцева Н.И. (приказ о приеме на работу от 01.10.1996г. № 54); начислена заработная плата на сумму - 316 052,97 руб., из них: заработная плата -242 744,22 руб., страховые взносы - 73 308,75 руб. (октябрь-декабрь 2013г. зарплата - 27 436,94 руб., страховые взносы (30,2%) - 8 285,95 руб.; январь-декабрь 2014г. -120 606,07 руб., страховые взносы (30,2%) - 36 423,03 руб.; январь-сентябрь 2015г. – 94 701.21 руб., страховые взносы (30,2%) - 28 599,77 руб.).

В этой части проверка установила нецелевое использование в сумме 2 174 558,68 руб.

В нарушение пункта 7 статьи 35 главы 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) приобретено основное средство стоимостью свыше ста тысяч за единицу на общую сумму - 293 800,00 руб. Из средств ОМС платёжным поручением от 06.05.2014г. №285238 было оплачено КлнФ ФГУП «ЦентрИнформ» за приобретение основных средств (КОСГУ 310) Криптошлюз тип 1 Программно-аппаратный комплекс VipNet-координатор HW1000 2 штуки стоимостью 146 900,00 руб. за единицу.

Согласно инвентарным карточкам учёта нефинансовых активов №1637002382, №163702383 (материально ответственное лицо Шлыков Евгений Юрьевич), по которым сумма начисленной амортизации по каждому комплексу составила 77 530,64 руб., остаточная стоимость одной единицы составляет 69 369,36 руб.

Данные расходы не входят в структуру расходов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, установленные Порядком и способом оплаты медицинской помощи, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 (Приложение №1 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 26.01.2015 года), что является нецелевым использованием средств ОМС.

ТФОМС выставил Требование об устранении нарушений законодательства № 2412 от 02.12.2015 года.  перечислить в срок до 16 декабря 2015 года на счет ТФОМС 2 479 570,96 руб.  и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 247 957,10 руб.

 Требование не исполнено.

Согласно уточнений и расчёта иска часть средств возмещена и данное возмещение не вошло в размер иска.

Всего по акту проверки от 30.11.2015 года выявлены расходы, не включенные в структуру тарифа по ОМС и, следовательно, использованные не по целевому назначению в не возмещённой Больницей части составили 2 468 358 руб. 68 коп.

Согласно ст.39 Федерального закона 326-ФЗ начислены пени, расчёт пени проверен судом и признан обоснованным (т. 3 л.д. 20):

-по Акту проверки от 25.10.2013 года в сумме 756 783 рубля 83 копейки;

-по Акту проверки от 30.11.2015 года в сумме 110 054 рубля 14 копеек.

Размер штрафа произведён верно и соответствует  положениям п.9 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-Ф3.

Суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Фактические обстоятельства подтверждены представленными доказательствами, содержание которых не оспорено: актами проверок, требованиями о возврате денежных средств, реестрами платежных поручений, исследованием банковских документов,  приказами,  соглашениями о расторжении договора о финансовом обеспечении, копиями формы 14-Ф (ОМС), реестром перечислений, копиями актов медико-экономического контроля и экспертизы.

Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Ответчиком установленные проверками фактические обстоятельства не оспариваются, доказательства в их опровержение не представлены, равно как не оспаривается и обоснование иска о невозможности оплаты указанных услуг, товаров  и работ  за счёт средств целевого финансирования.

Суд соглашается и с нормативным обоснованием истцом заявленных требований, которым опровергается и довод ответчика о законности оплаты медицинской помощи в вышеуказанных случаях за счёт целевого финансирования в связи с невозможностью отказа в её оказании.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дано понятие медицинской организации, под которой понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. И326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Полномочия ТФОМС на проведение проверок определены Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 г. N73, которым утверждены Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Пунктом 17 Положения о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку: обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется: наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов  медицинской деятельности, сроки  ее действия  и  виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.

В соответствии с п.п. 12 п.8 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 12 июля 2011 г. № 532, ТФОМС в пределах своих полномочий осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с п..9 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании» за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

П.п. 15 п.9 Положения о ТФОМС устанавливает, что территориальный фонд ОМС в рамках своих полномочий предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.

Пунктом 27 Положения предусмотрено, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Право ТФОМС на обращение в суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы ОМС.

Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.

В соответствии с ч.2 ст.28 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании» (далее закон №326-Ф3) страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Существенным условием получения от страховой медицинской организации целевых средств медицинской организацией является наличие лицензии, то есть специального разрешения, дающего право на осуществление конкретного вида медицинской деятельности. Получение целевых  средств ОМС медицинской организацией на виды медицинской помощи, на которые отсутствует лицензия незаконно, что влечет за собой нецелевое использование средств ОМС.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно положению медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Приложением к Положению утвержден Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Согласно данному перечню работы (услуги) по вакцинации (проведению профилактических прививок), дезинфектологии, медицинскому массажу, диетологии подлежат лицензированию.

ТФОМС обоснованно квалифицировал как нецелевые расходы и  расходы на оказание амбулаторно-поликлинических услуг по детской хирургии при отсутствии послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Детская хирургия» у врача-хирурга Кацуро В.И.

Данный вывод истца обоснован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N415h "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения",  устанавливающим различные требования к врачам, оказывающим медицинские услуги по специальности «Хирургия» и специальности «Детская хирургия», заключающиеся в том, что врач по детской хирургии должен пройти обучение в интернатуре или ординатуре по специальности «Детская хирургия» в отличии от врача – специалиста по хирургии, обучившегося в интернатуре или ординатуре по специальности «Хирургия» и повышающего квалификацию по дополнительному профессиональному образованию по должности «Врач – детский хирург» в отличие от повышающего квалификацию по дополнительному профессиональному образованию по должности «Врач-хирург».

Таким образом, врач-хирург, не имеющий послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Детская хирургия» не имел права оказывать медицинские услуги по детской хирургии.

Суд соглашается и с выводом ТФОМС о том, что Больницей незаконно приняты на работу с начислением заработной  платы работники, оказывающие  первичную доврачебную медицинскую помощь в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), дезинфектологии, медицинскому массажу при отсутствии лицензии.

Данный вывод подтверждается Требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. №121н.

Таким образом, использование средств обязательного медицинского страхования учреждением, полученных по договору на оказание и оплату медицинской помощи на виды медицинской помощи по которым отсутствует лицензия является нецелевым использованием средств ОМС.

Также ТФОМС обоснованно квалифицировал как нецелевые расходы, расходы на оплату работ по капитальному ремонту, а именно на оплату расходов по замене оконных блоков.

В соответствии с пунктом 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000. утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279. К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых к зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Таким образом, замена оконных блоков относится к капитальному ремонту.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в  подстатье КБК «работы, услуги по содержанию имущества» не предусматривает расходы МО по оплате договоров на капитальный ремонт, а включает только оплату за оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом (за исключением капитального ремонта), нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде, в целях обеспечения собственных нужд для выполнения ТП ОМС.

Данный вывод подтверждается Соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 07 февраля 2012 года, которым  утвержден Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год.

Согласно п. З Порядка Порядок распространяется на все медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калининградской области.

Договоры были заключены в период действия норм о запрете расходования средств ОМС на капитальный ремонт, оплата по ним производилась тоже в этот период.

Таким образом, у больницы отсутствовало правовое основание для расходования средств ОМС на проведение капитального ремонта, а именно замену оконных блоков.

Также ТФОМС верно квалифицировал использование средств ОМС на приобретение оборудования, стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу, как нецелевое.

Расходы, которые медицинская организация может осуществлять в рамках Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установлены ч.7 ст. 35 Федерального закона 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».

Подпункт 1 пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 года «тариф на оплату медицинской помощи включает в себя наряду с перечнем иных расходов, включаемых в тариф и оплдату расходов на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона».

Согласно п.78 главы 9 Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2014 год, утвержденного Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 31 января 2014 года «не подлежат оплате за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу и иные расходы».

Пунктом 2.2. Тарифного соглашения от 31.01.2014 года установлено, что документы, принятые в рамках настоящего Соглашения, являются обязательными к исполнению на территории Калининградской области.

В соответствии с нормами законодательства, осуществляющего правовое регулирование обязательного медицинского страхования расходование средств обязательного медицинского страхования в нарушение структуры тарифа, установленной ч.7 ст.35 Федерального закона 326-ФЗ и Тарифным соглашением является нецелевым использование средств.

Согласно положениям статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В соответствии с положениями 326-ФЗ средства ОМС, направляемые в медицинские организации по Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являются государственными целевыми средствами.

Статьёй 38 БК РФ закреплён принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Руководствуясь статьями 170-176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Неманская центральная больница» в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области:

-по акту от 25 октября 2013 г. сумму нецелевого бюджетного финансирования в размере 2 960 776 руб. 78 коп., пени 756 783 руб., штраф 254 346 руб. 07 коп.

-по акту от 30 ноября 2015 г. сумму нецелевого бюджетного финансирования в размере 2 468 358 руб. 68 коп., пени 110 054 руб. 14 коп, штраф 247 957 руб. 10 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья                                                                                     Кузнецова О.Д.