ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-4304/2023 от 03.08.2023 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 – 4304/2023

«10»

августа

2023 года

Резолютивная часть решения объявлена

«03»

августа

Решение изготовлено в полном объеме

«10»

августа

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Широченко Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению Акционерного общества «Россети Янтарь» (ОГРН 10239000764832) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН 1023901001552) о признании незаконным и отмене постановления от 31.01.2023 № 039/04/9.21?34/2022 о привлечении к административной отвественности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 800 000 рублей,

при участии в судебном заседании:

от Акционерного общества «Россети Янтарь»: Генина Т.Н., по паспорту и доверенности от 01.01.2023

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области: Казаков М.Ю., по удостоверению и доверенности от 10.03.2022 года

установил:

Акционерное общество «Россети Янтарь» (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ИНН 3905011090, ОГРН 1023901001552) (далее - УФАС, Управление, Служба) о признании незаконным и отмене вынесенного Управлением в отношении общества постановления от 31.03.2023 № 039/04/9.21?34/2022 о привлечении к административной отвественности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 800 000 рублей, снижении назначенного административного штрафа.

В ходе судебного заседания представитель общества заявление поддержал, ссылался на доводы заявления и дополнения к заявлению.

Представитель Управления заявление не признал, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве и дополнении аргументы и дополнительно представленные в дело материалы, просил суд в удовлетворении заявления отказать.

Как дополнительно пояснили представители сторон, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в Управление поступила заявление по факту нарушения обществом (сетевой организацией) сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 04.04.2022 № 2852/03/2022 об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адерсу Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п. Сосновка (кадастровый номер 39:05:011001:201) (далее - договор), с являющимися неотъемлемой частью договора техническими условиями № Z-2852/22.

На основании поступившей жалобы должностным лицом Управления в отношении заявителя 19.01.2023 было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В ходе проведения административного расследования Службой установлено следующее.

Пунктом 6 договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны общества – 04.04.2022, дата окончания – 04.10.2022.

Однако технологическое присоединение энергопринимающих устройств
в сроки, установленные Правилами № 861 и условиями договора, на момент поступления жалобы в УФАС обществом не осуществлено.

Управлением было установлено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в части нарушения пункта 16 Правил № 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступившим в законную силу и исполненным обществом.

По указанным основаниям Управление составило в отношении общества протокол от 16.02.2023 № 039/04/9.21-34/2023 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

УФАС рассмотрело протокол об административном правонарушении, иные материалы дела об административном правонарушении и вынесло в отношении общества оспариваемое постановление от 31.03.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 039/04/9.21-34/2023 (далее - постановление), которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса с назначением административного наказания в виде 800 000 рублей административного штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.

В заявлении общество ссылается на то, что задержка в исполнении договора произошла по причине недобросовестности подрядчика, необходимости внесения изменений в техническое задание ввиду заболоченности местности, а также в связи с отказом Администрации МО «Заленоградский муниципальный округ Калининградской области» согласовывать трассу со ссылкой на проект «Чистое небо» по замене навесных проводов на подземные.

При этом общество просило суд снизить сумму назначенного административного штрафа.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд находит заявление не подлежащим удовлетворению - в силу следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии со статьёй 21 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Пункт 3 Правил № 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).

Согласно пункту 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно­-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.

По смыслу указанного пункта 16 Правил № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Суд обращает внимание, что договор технологического присоединения, являясь публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный пунктом 16 Правил № 861. Данная правовая норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед потребителем услуги.

Положениями статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обществом не представлено доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.

Доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные законом сроки, в материалах дела не имеется.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Изложенное свидетельствует, что АО «Россети Янтарь», как субъект естественной монополии, при выполнении своих обязательств по Договору нарушило пункт 16 Правил, в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям АО «Россети Янтарь», длительного невыполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.Просрочка исполнения обществом договора на момент рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении составила более 4 месяцев.

Вина АО «Россети Янтарь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлена и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности Управлением соблюдены.

Признаков малозначительности совершенного правонарушения и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Суд не находит оснований и для изменения постановления в части уменьшения назначенного штрафа.

В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

Частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд обращает внимание, что АО «Россети Янтарь» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 и 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Довод общества о назначении административного наказания без учета смягчающих ответственность обстоятельств судом не принимаются.

Как следует из материалов дела, общество предложило подрядчику расторгнуть договор подряда 02.02.2023, то есть за пределами срока, установленного для технологического присоединения энергопринимающих устройств по договору.

В течение установленного срока общество имело возможность дать оценку сложности выполняемых мероприятий и принять меры по достижению соглашения с заявителем, необходимой корректировке технических условий по соглашению сторон, чего им не было предпринято.

Таким образом, судом не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности. Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с чем оснований для уменьшения административного штрафа в данной ситуации у суда не имеется.

Поскольку вынесенное Управлением в отношении общества постановление является законным и обоснованным, то оснований для его отмены или изменения в данном случае не имеется.

При таком положении, в удовлетворении заявления общества следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Д.В. Широченко

(подпись, фамилия)