ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-4397/2011 от 17.11.2011 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-4397/2011

17 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2011 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мялкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Патеевой Н.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда о признании частично недействительным предписания № 181/1/115 от 16 мая 2011 года МОНД Московского района ГО «Город Калининград», Ладушкинского и Мамоновского городских округов УНД ГУ МЧС России по Калининградской области

Установил:

МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Калининграда «Средняя общеобразовательная школа № 28» (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания МОНД (межрайонного отдела надзорной деятельности) Московского района ГО «Город Калининград», Ладушкинского и Мамоновского городских округов УНД ГУ МЧС России по Калининградской области (далее – заинтересованное лицо) от 16 мая 2011 года №181/1/115 в части пунктов 1, 4-12, 14, 15, 20, 22, 24, 26-29.

Заявление мотивировано следующими доводами:

- утверждение о нарушении ГОСТа Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» нельзя принимать во внимание, поскольку указанный ГОСТ применяется на добровольной основе;

- вывод о том, что отделка стен на путях эвакуации выполнена материалами с неопределенными показателями пожарной опасности, сделан без определения показателей горючести;

- необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» действие регламента не распространяется на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, если эксплуатация указанных зданий не приводит к угрозе жизни или здоровью людей;

- рекомендательный характер ПУЭ «Правила устройства электроустановок» указывает на незаконность требований заинтересованного лица;

- нет доказательств наличия угрозы безопасности и здоровья людей;

- предписание не содержит конкретных действий, которые должен совершить заявитель;

- утверждение о нарушении высоты лестниц на крыше, ширины эвакуационного выхода не подтверждено расчетами.

Заинтересованным лицом представлен отзыв о несогласии с заявлением.

В судебное заседание, назначенное на 17.11.11. лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном порядке, представителей не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Материалами дела установлено, что в период с 20.04.11 по 16.05.11 заинтересованным лицом в отношении заявителя была проведена плановая выездная проверка по адресам: г. Калининград, ул. Суворова, 35 и ул. Суворова 139А.

В ходе проверки было установлено, что в принадлежащем МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда на праве оперативного управления здании (зданиях) допущены нарушения правил пожарной безопасности.

Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Учитывая положения пунктов 1, 2, подпунктов 1, 2, 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, пункта 20, подпункта 1 пункта 70 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517, МОНД Московского района ГО «Город Калининград», Ладушкинского и Мамоновского городских округов УНД ГУ МЧС России по Калининградской области является уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором по пожарному надзору в рамках предоставленных ему полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

В соответствии с пунктами 2, 9, 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Государственным инспектором Дудченко С.А. соблюден порядок проведения проверки, установленный названными положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Материалами дела подтверждается, что проверка проведена на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 12.04.11 № 181, вынесенного главным государственным инспектором заинтересованного лица Исаченко М.М. С данным распоряжением 15.04.2011 ознакомлен директор МАОУ СОШ № 28 Ерохин А.В. Проверка проведена в пределах установленного в распоряжении срока, установленный законом предельный 20-дневный срок проведения проверки соблюден. Директор Ерохин А.В. ознакомлен с актом проверки от 16 мая 2011 № 181.

На основании акта проверки государственным инспектором выдано оспариваемое предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 данного Федерального закона предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

По пунктам 1 и 22 предписания. В соответствии с ГОСТом 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от их назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов: 600 х 400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации (пункт 6.2.4); планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов (пункт 6.2.7); планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации (пункт 6.2.10).

Установлено, что поэтажные планы (схемы) эвакуации выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009.

Заявитель считает, что ему необоснованно вменено нарушение, поскольку ГОСТ Р 12.2.143-2009 имеет рекомендательный, а не обязательный характер.

В связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст с 01.07.2010 утратил силу ГОСТ 12.2.143-2002 (взамен введен в действие ГОСТ Р 12.2.143-2009). Требования к планам эвакуации установлены в пункте 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля". Соблюдение положений и требований к планам эвакуации является обязательным.

По пункту 4 предписания. Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие Строительные нормы и правила "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97).

В соответствии с пунктом 6.26 СНиП 21-01-97 коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м (в ред. Изменения N 2, принятого Постановлением Госстроя РФ от 19.07.2002 N 90).

Установлено, что коридоры на 1,2,3 этажах не отделены перегородками 2-го типа на участки длиной не более 60 м.

По пункту 5 предписания. В соответствии с пунктом 8.8 СНиП 21-01-97 для подъема на высоту от 10 до 20 м и в местах перепада высот кровель от 1 до 20 м следует применять пожарные лестницы типа П1, для подъема на высоту более 20 м и в местах перепада высот более 20 м - пожарные лестницы типа П2.

Пожарные лестницы должны выполняться из негорючих материалов, располагаться не ближе 1 м от окон и должны быть рассчитаны на их использование пожарными подразделениями.

Установлено, что места перепада высот кровли не оборудованы лестницами типа П1.

По пункту 6 предписания. В соответствии с пунктом 8.11 СНиП 21-01-97 в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.

Установлено, что ограждение на крыше высотой менее 0,6м.

По пунктам 7 и 24 предписания. Пунктом 53 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие Строительные нормы и правила "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97).

В соответствии с пунктом 6.25 СНиП 21-01-97 в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе.

В соответствии с пунктом 2.1.21 ППБ 101-89 в зданиях детских учреждений запрещается б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

Установлено, что отделка стен на путях эвакуации выполнена материалами с неопределенными показателями пожарной опасности.

По пункту 8 предписания. В соответствии с пунктом 6.28 СНиП 21-01-97 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

Установлено, что на путях эвакуации на третьем этаже при выходе на лестничную клетку, из кабинетов психологии, химии, физики, имеются перепады пола.

По пункту 10 предписания. В соответствии с пунктом 5.14 СНиП 21-01-97 Противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными; в соответствии с пунктом 7.4 этого же СНиП части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Установлено, что заполнение противопожарного проема, отделяющего помещения архива бухгалтерии от путей эвакуации не соответствует степени огнестойкости перегородки.

По пункту 11 предписания. Пунктом 2.1.41 ПУЭ «Правила устройства электроустановок» При пересечениях на коротких участках электропроводки с элементами строительных конструкций из сгораемых материалов эти участки должны быть выполнены с соблюдением требований 2.1.36 - 2.1.40.

В предписании отражено, что электрические розетки в костюмерной, в кабинете химии, кладовой (оружейной), кабинете технологии мальчиков, группе продленного дня установлены на горючем основании.

По пункту 12 предписания. В соответствии с пунктом 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел..

Установлено, что ширина второго эвакуационного выхода из помещения столовой менее 1,2 м.

По пункту 14 предписания. В соответствии с пунктом 37 ППБ 01-03 в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

Установлено, что в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость в подвальных помещениях.

По пунктам 15 и 23 предписания. Пунктом 2.1.21 ПУЭ «Правила устройства электроустановок» установлено, что соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

В предписании отражено, что во всех подвальных помещениях электропровода соединены при помощи скруток.

По пунктам 20 и 26 предписания. Пунктом 6.28 СНиП 21-01-97 установлено, что при высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.

Установлено, что лестницы высотой более см 45 не оборудованы ограждениями с перилами.

По пункту 27 предписания. В силу пункта 8.11 СНиП 21-01-97 в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.

Установлено, что отсутствует ограждение на крыше.

По пункту 28 предписания. В соответствии с пунктом 6.28 СНиП 21-01-97 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

Установлено, что лестницы на путях эвакуации из помещения котельной, помещения подвала, на запасном эвакуационном выходе из здания с различной шириной проступи.

По пункту 29 предписания. В соответствии с пунктом 6.30 СНиП 21-01-97 уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Установлено, что высота проступи ступеней лестницы на путях эвакуации из здания более 22 см.

Таким образом, требования заинтересованного лица основаны на нормативных актах и не могут нарушать права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что здания построены по ранее утвержденному проекту, то есть до введения в действие СНиП 21-01-97* поэтому этот СНиП применению не подлежит ошибочен.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).

Из пункта 4 статьи 8, статьи 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось, в том числе, следующее требование - эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Таким образом, положения СНиП 21-01-97 обязательны для исполнения заявителем в процессе эксплуатации зданий.

СНиП 21-01-97 содержит противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

С учетом изложенного, то обстоятельство, что здания былы построены до введения в действие указанного СНиП, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Довод заявителя о том, что в случае расширения существующих эвакуационных выходов из помещений будут затронуты несущие стены, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, является необоснованным, поскольку невозможность произвести расширение эвакуационных выходов в здании учреждения без нанесения существенных нарушений целостности помещений и здания, может быть определена только соответствующим компетентным органом на основании проведенного анализа технической проектной документации.

Положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункта 2.1.21 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, введенных в действие Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, пункта 4 статьи 8, статьи 17, части 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не содержат запрета на приведение здания в соответствие с действующими строительными нормами и правилами пожарной безопасности.

В то же время суд считает, что предписание подлежит признанию недействительным в части установленного срока его выполнения, касающегося оспариваемых пунктов.

Из оспариваемого предписания следует, что заявитель обязан устранить выявленные нарушения в срок до 22.08.2011.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что заявителю выдано два предписания от 16 мая 2011 со сроком исполнения до 22.08.11, в том числе предписание по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне, выявленных в ходе этой же проверки. Данное обстоятельство в ходе предыдущих судебных заседаний подтверждено представителем заинтересованного лица, при этом судом обозрено предписание № 3/3/1-4 от 16.05.2011 (дело А21-4398/2011).

Таким образом, заинтересованным лицом не было учтено, что выполнение указанных в предписании мероприятий связано с дополнительным финансированием, выделение которого невозможно в течение трех месяцев.

Поскольку отсутствуют ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми установлен именно трехмесячный срок, заинтересованным лицом не представлены доказательства наличия реальной возможности по выполнению требований законодательства в установленный трехмесячный срок, предписание в части установления сроков для выполнения требований по пунктам 1, 4-12, 14, 15, 20, 22, 26-29 необходимо признать недействительным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче иска заявителем уплачена госпошлина в размере 2 000 руб., иск удовлетворен в части, с заинтересованного лица подлежат взысканию в пользу заявителя судебные расходы в половинном размере, то есть в размере 1 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным предписание МОНД Московского района ГО «Город Калининград», Ладушкинского и Мамоновского городских округов УНД ГУ МЧС России по Калининградской области № 181/1/115 от 16 мая 2011 года со сроком исполнения до 22 августа 2011 года.

В остальной части требования отказать.

Взыскать с МОНД Московского района ГО «Город Калининград», Ладушкинского и Мамоновского городских округов УНД ГУ МЧС России по Калининградской области в пользу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Калининграда «Средняя общеобразовательная школа № 28» расходы по уплате государственной пошлине в сумме 1 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в

Судья

А.В.Мялкина

(подпись, фамилия)