Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236035
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело №А21 - 4400/2023
«26» сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена «20» сентября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме «26» сентября 2023 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи Кузнецовой О.Д.,
при ведении протокола судебного секретарем Трапезниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Северо-Западному межрегиональному управлению Росприроднадзора
о признании незаконным и отмене решения, изложенного в письме № 05-24/2533 от 07.02.2023 г., о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов – полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, по доверенности, паспорту, диплому;
заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности, удостоверению.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – заявитель, Предприятие, МУП «Радуга») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее – СЗМУ Росприроднадзора, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения, изложенного в письме № 05-24/2533 от 07.02.2023 г., о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов – полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.
В судебном заседании представитель Предприятия настаивал на заявленных требованиях.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать, озвучив позицию, изложенную в отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сторонами раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управление 07.02.2023 рассмотрело представленный письмом МУП «Радуга» от 13.01.2023 № 09 «Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов -полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 год» (далее - Отчет).
По результатам рассмотрения заявителю направлен ответ № 05-24/2533 от 07.02.2023 о том, что в соответствии с пунктом 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства России от 26.05.2016 № 467, Управлением принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов -полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.
Не согласившись с выводами Управления, изложенными в письме № 05-24/2533 от 07.02.2023 г., Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок) утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее -Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения Отчет оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
В нарушение указанного требования, Отчет МУП «Радуга» представлен в Управление на бумажном носителе без приложения его электронной версии на электронном носителе.
Согласно п. 14 Порядка при разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга), в частности раздела «Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду», должны учитываться данные, характеризующие непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
Приказом Управления от 11.12.2018 № 145-Н для МУП «Радуга» по полигону ТКО «Ельняки» утверждены предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании которых выдано разрешение от 12.11.2018 № 65 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данные документы содержат перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и государственному учету.
Однако в Отчете МУП «Радуга» не учитывает в полной мере непосредственное воздействие эксплуатируемого полигона на атмосферный воздух.
Кроме того, в результате сопоставления изложенной в Отчете информации с имеющимися в Управлении данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО МУП «Радуга» и в пределах его воздействия на окружающую среду, по результатам внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Радуга» (акт проверки № 04-24 от 23.05.2022) установлено, что МУП «Радуга» не осуществляет меры по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками - концентрация загрязняющих веществ: хлорид-ион, ионы аммония, нитрат-ион, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины № 2, а также: ионы аммония, нитрат-ион, железо, кадмий, свинец в пробах, отобранных из скважины № 1 превышают установленные ПДК. Кроме того, концентрация загрязняющих веществ БПКполн, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины № 2 (расположена ниже по потоку грунтовых вод) превышают концентрации этих загрязняющих веществ в пробах, отобранных из скважины № 1 (расположена выше по потоку грунтовых вод).
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» в рамках выполнения Заявки Управления в отношении МУП «Радуга» по результатам произведенного отбора проб почвы предоставил экспертное заключение № 11-01-23-ЭА от 11.01.2023, проведенное по результатам исследований, согласно которого, установлены значительные превышения концентраций загрязняющих веществ по всем 8 отобранным пробам почвы, в том числе по следующим показателям: бензаперен, кобальт, медь, хром, цинк, нитрит-ион, нефтепродукты.
На стр. 41-42 отчета указаны мероприятия, которые осуществляются и планируются в качестве мер по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды в области охраны подземных и поверхностных вод: контроль стабильной работы обводных канав и сбор фильтрата и передача по мере накопления на очистные сооружения.
Согласно п. 1.34 «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуются в том числе и на санитарно-химические показатели. Однако данная информация в отчёте отсутствует.
Согласно п 4.6.1 ГОСТа Р 56060-2014 «Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 № 709-ст, мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном. Данная информация в отчете не представлена.
Пункт 4 порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030 (далее - Порядок), на который ссылается МУП «Радуга», не противоречит пункту 7 Положения, который лишь устанавливает дополнительные требования к представляемой отчетности.
Пунктом 7 Положения однозначно установлена обязанность лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, представлять в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов отчет о результатах проведения мониторинга как на бумажном носителе, так и его электронную версию.
Приказом Управления от 11.12.2018 № 145-Н для МУП «Радуга» по полигону ТКО «Ельняки» утверждены предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании которых выдано разрешение от 12.11.2018 № 65 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данные документы содержат перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и государственному учету. Однако в Отчете МУП «Радуга» не учитывает в полной мере непосредственное воздействие эксплуатируемого полигона на атмосферный воздух.
В заявлении МУП «Радуга» указывает на то, что в 2022 г. был проведен мониторинг атмосферного воздуха в пределах воздействия полигона ТБО (ТКО) «Ельняки» по следующим веществам: азота диоксид, аммиак, азота оксид, сера диоксид, сероводород, углерод оксид, метан, ксилол, толуол, этилбензол, формальдегид, бензол, взвешенные вещества, трихлорметан, углерод четыреххлористый, хлорбензол.
Однако в таблице 4.1 раздела 4.1 Отчета отсутствуют сведения о мониторинге атмосферного воздуха по веществу «азота диоксид».
Кроме того в Отчете не содержится сведений о мониторинге атмосферного воздуха в отношении следующих веществ, включенных перечень вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, установленный для полигона отходов «Ельняки» разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 65 от 11.12.2018: бензин, керосин, пыль неорганическая: 70-20% SiО2, посредством выброса в атмосферный воздух которых эксплуатируемый полигон осуществляет непосредственное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно пункту 10 Положения Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно акту внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 № 04-24 в ходе внеплановой проверки МУП «Радуга», проводившейся в отношении МУП «Радуга» в апреле-мае 2022 г., Управлением с привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу» - «ЦЛАТИ по Калининградской области» был произведен отбор проб почвы (протокол отбора проб от 21.04.2022 № 00207), по результатам исследований которых были установлены превышения концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами качества почв (экспертное заключение от 16.05.2022 № 11-33-22-ЭА).
МУП «Радуга» были обжалованы в арбитражном суде результаты и выводы внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 № 04-24 МУП «Радуга», а также предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, связанных с оказываемым негативным воздействием на окружающую среду объекта размещения отходов. Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу №А21-15009/2022 от 24.03.2023 в удовлетворении требований МУП «Радуга» было отказано.
Установленные в 2022 году обстоятельства, связанные с негативным воздействием на окружающую среду объекта размещения отходов, послужили основанием для составления в отношении МУП «Радуга» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением его к административной ответственности в виде штрафа в размере 320 000 рублей. Предприятие признано виновным по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Вступившими в законную силу решениями Гвардейского районного суда Калининградской области по делам № 7А-15/2023 от 17.01.2023 и № 7А-27/2023 от 08.02.2023 доводы жалоб МУП «Радуга» аналогичные тем, что приведены по делу А21-15009/2022, нарушений действующего законодательства в ходе проверки в действиях Управления и должностных лиц Управления не установлено, в связи с удовлетворении требований было отказано.
Доводы МУП «Радуга» по поводу неприменимости гигиенических нормативов качества почв, установленных для населенных мест и сельскохозяйственных угодий в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21), признаны судом несостоятельными.
В соответствии с п. 20 положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 149, для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Предприятием неподтверждено исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов -полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в удовлетворении заявления МУП «Радуга» следует отказать.
Руководствуясь статьями 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд со дня принятия.
Судья
Кузнецова О.Д.
(подпись, фамилия)