ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-4459/10 от 07.07.2010 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-4459/2010

“07”

июля

2010 года

Оглашена резолютивная часть решения

«12» июля 2010 года вынесено мотивированное решение

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания

Судьей

рассмотрев в судебном заседании заявление:

Балтийского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия о привлечении к административной ответственности

ООО «Ремонтно-строительная компания»

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.03.2010г.

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 06.07.2010г., ФИО4 по доверенности от 25.05.2010г.,,

установил:

Балтийское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (далее – управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания» (далее – общество) к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласен, оспаривает наличие состава вменяемого правонарушения.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 06 по 07 июля 2010 года.

Заслушав представителя заявителя, ответчика, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судом установлено следующее.

Управлением проведена плановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по реставрации, в ходе которой установлен ряд нарушений.

Так, проверяющими было установлено:

в нарушение подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 №117 «О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» (далее – Положение о лицензировании) отсутствие в штате общества работников, обладающих профессиональными знаниями и навыками рабочих в области реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

в нарушение подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании работы по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) проводились в нарушение порядка, установленного статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. В частности, работы проводились в отсутствие согласованной проектной документации, без осуществления научного руководства, авторского надзора, сдачи научного отчета лицами, осуществляющими научное руководство, не осуществлялась сдача отчетов руководителя работ в орган охраны, выдавший разрешение, не осуществлялась приемка работ органом охраны, выдавшим разрешение на проведение работ;

в нарушение подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании общество проводило работы по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) без руководства данными работами специалиста-реставратора, имеющего необходимые специализацию и квалификацию.

Указанные нарушения были зафиксированы в акте от 28 мая 2010 года.

02 июня 2010 года административным органом в отношении общества составлен протокол об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол вместе с материалами проверки и соответствующим заявлением направлены в суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию серия РПК №692 от 16.09.2005г. на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выданную на срок 5 лет. В соответствии с указанной лицензией видами выполняемых лицензиатом работ являются производственные работы (укрепление ограждающих конструкций и распорных систем; реставрация, усиление фундаментов и ограждающих конструкций; реставрация кирпичных кладок; реставрация, укрепление кладок, конструкций и деталей из естественного камня; реставрация кровель; реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей; реставрация и воссоздание штукатурной отделки и окрасок; реставрация и воссоздание облицовки из искусственного мрамора; реставрация и воссоздание паркетных полов; системы регулирования микроклимата (отопление, вентиляция, кондиционирование); системы электрооборудования).

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 41 части 1 статьи 17 названного Закона установлено, что лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Из положений пункта 1 статьи 40 и пункта 3 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что деятельность по сохранению объекта культурного наследия включает в себя консервацию объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Следовательно, для выполнения любых видов работ из поименованных в пункте 1 статьи 40 названного Закона требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 20.02.2007 N 117 утверждено Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), определяющее порядок лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), осуществляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 2 названного Положения лицензирование деятельности по реставрации осуществляется Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

К лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности по реставрации в соответствии с подпунктами "а", "в", "г" и "д" пункта 4 указанного Положения относятся наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица работников, обладающих профессиональными знаниями и навыками рабочих в области реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, установленным разделом "Реставрационные работы" выпуска 61 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении деятельности по реставрации законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; проведение лицензиатом работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; проведение лицензиатом работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) под руководством специалистов-реставраторов, имеющих необходимые специализацию и квалификацию.

Для получения лицензии ее соискатель согласно пункту 6 Положения должен представить, в том числе копии документов (дипломов, аттестатов, свидетельств), содержащих сведения о квалификации работников, деятельность которых связана с реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Таким образом, лицензионные требования к квалификации рабочих и необходимость представления в лицензирующий орган документов, подтверждающих их квалификацию, определяют виды работ по сохранению объектов культурного наследия, которые может выполнять лицензиат. Поэтому лицензирующий орган при выдаче лицензии устанавливает перечень видов работ, на совершение которых она выдается, руководствуясь представленными лицензиатом документами. Лицензиат вправе совершать только те работы, которые указаны в перечне.

Административным органом в подтверждение выполнения обществом работ на объектах культурного наследия представлены акты о приемке выполненных в 2008 - 2009 годах реставрационных работ по фасаду здания, внутренним интерьерам здания, вентиляции и кондиционированию, инженерным сетям, капитальному ремонту электрических сетей, капитальному ремонту кровли, ремонту помещений и коридоров, монтажу силового оборудования и освещения.

Суд считает доказанным наличие в действиях (бездействии) общества состава вменяемого деяния.

 Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения указанной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд при рассмотрении настоящего дела оценил характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, и принял во внимание, что вредных последствий совершенное впервые административное правонарушение не повлекло, доказательств иному в материалах дела не имеется; срок лицензии истекает в сентябре 2010 года. В связи с этим суд расценивает совершенное правонарушение как малозначительное и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освобождает общество от административной ответственности.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 29.6–29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 206 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Балтийского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия о привлечении к административной ответственности ООО «Ремонтно-строительная компания» по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать, признав совершенное правонарушение малозначительным и ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

(подпись, фамилия)

ФИО1