Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-4699/2023
«07» декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Юшкарёва И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Бастион» (ИНН 3906366747 ОГРН 1183926008265)
о признании недействительным Постановления Администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области № 228 от 31.03.2023г. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022г. № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами» (в ред. Постановлений № 42 от 24.01.2023г., № 61 от 31.01.2023г., № 79 от 07.02.2023г., № 80 от 07.02.2023г. № 130 от 22.02.2023г.)
третьи лица: Министерство регионального контроля Калининградской области, ООО «Светлый дом», Календа Г.В., Суходольская Т.А., Зайцева М.И., Ганюкова М.Н., Уренцева И.А. Петрович Ю.П.;
при участии в судебном заседании: согласно протокола;
установил:
24.01.2023г., № 61 от 31.01.2023г., № 79 от 07.02.2023г., № 80 от 07.02.2023г. № 130 от 22.02.2023г.)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Министерство регионального контроля Калининградской области, ООО «Светлый дом», Календа Г.В., Суходольская Т.А., Зайцева М.И., Ганюкова М.Н., Уренцева И.А. Петрович Ю.П.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.
Представители третьих лиц (Календа Г.В., Суходольская Т.А., Зайцева М.И., Ганюкова М.Н., Уренцева И.А. Петрович Ю.П.) возражали по заявленным требованиям, полагая, что оспариваемое постановление законно и обоснованно.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд установил следующее.
Постановлением Администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области № 1156 от 26.12.2022г. «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами» (далее Постановление № 1156 от 26.12.2022г.), на период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г. 000«Бастион» (далее - Заявитель) определено управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов расположенных в г.Светлом.
С 01.01.2023г. Заявитель на основании Постановления № 1156 от 26.12.2022г., п.17 ст. 161 ЖК РФ, приступил к управлению многоквартирными домами и оказанию жилищных услуг в многоквартирных домах в г.Светлом Калининградской области согласно перечня домов указанного в п.1 Постановления № 1156 от 26.12.2022г., в том числе многоквартирным домом, расположенным по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул. Горького, д.2А.
Так же, на основании Постановления № 1156 от 26.12.2022г., Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области принят Приказ № ЖК- 186/пр от 09.02.2023г. «О внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами» многоквартирные дома, указанные в п.1 Постановления № 1156 от 26.12.2022г., были включены в перечень многоквартирных домов управление которыми осуществляет Заявитель.
Приказом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № ЖК-240/пр от 22.02.2023г. «О внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами» (Далее Приказ № ЖК-240/пр 22.02.2023г.) многоквартирный дом по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул. Горького, д.2А из перечня многоквартирным домов, управление которыми осуществляет ООО «Бастион», был исключен в связи с выбором собственниками помещений многоквартирного дома способа управления Управляющей организацией, ООО «Управляющая компания «Светлый дом» (ИНН 3906307974).
В соответствии с Приказом № ЖК-240/пр 22.02.2023г., подпунктом «Б» пункта 14 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской
Федерации», с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с 01.03.2023г. Заявитель прекратил оказывать жилищные услуги в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул.Горького, д.2А .
Таким образом, по мнению Заявителя, в соответствии с ч.17 ст. 161 ЖК РФ он был вправе осуществлять полномочия по временному управлению многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул. Горького, д.2А в период с 01.01.2023г. по 28.02.2023г.
Однако Постановлением Администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области № 228 от 31.03.2023г. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022г. № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами (в ред. Постановлений № 42 от 24.01.2023г., № 61 от 31.01.2023г., № 79 от 07.02.2023г., № 80 от 07.02.2023г. № 130 от 22.02.2023г.) (далее — Постановление № 228 от 31.03.2023г.), были внесены изменения:
согласно п.1 - исключены из п.1 слова «- г.Светлый, ул. Горького, д.2А»;
согласно п.З - постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2023г.
По мнению заявителя, принятие Постановления № 228 от 31.03.2023 Администрацией муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области, повлекло для Заявителя нарушение прав и интересов в предпринимательской сфере, повлекло прямые убытки, выразившиеся в неполучении денежных средств, от собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул.Горького, д.2А по платежным документам (за оказанные жилищные услуги в период с 01.01.2023г. по 28.02.2023г.), воздержавшихся от оплаты по каким-либо причинам, а так же обязывает Заявителя произвести возврат оплаченных денежных средств собственниками и нанимателями помещений в указанном многоквартирном доме.
Как указывает Заявитель, Постановление № 228 от 31.03.2023 дезориентировало собственников помещений при оплате оказанных жилищных услуг. На основании Постановления № 228 от 31.03.2023 собственники решили, что имеют право не оплачивать жилищные услуги оказанные Заявителем в период с 01.01.2023г. по 28.02.2023г. Так же, с принятием Постановления № 228 от 31.03.2023г. у Заявителя отсутствуют правовые основания для взыскания платы за жилищные услуг с собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, что нарушает права и законные интересы Заявителя в экономической сфере и несет негативные последствия, создающие ситуацию правовой неопределенности в отношении оплаты оказанных услуг, рисков неуплаты фактически произведенных расходов и работ либо изъятия полученных доходов.
Заявитель считает Постановление № 228 от 31.03.2023г. в части распространения на правоотношения, возникшие с 01.01.2023г. противоречит действующему законодательству по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.03.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов Светловского городского округа установлен ст. 9 Устава муниципального образования «Светловский городской округ», которая не предусматривает возможность распространения действия муниципального правового акта на отношения, возникшие до введения его в действие.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом, Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривают возможность распространения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в жилищной сфере (по определению временной управляющей организации в многоквартирных домах) на ранее возникшие отношения.
В отзыве на заявление Общества от 03.08.2023 Администрация указывает на следующие обстоятельства.
Временное управление многоквартирным домом № 2А по ул. Горького в г.Светлом было введено постановлением Администрации от 26.12.2022 г. № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами» в связи с ликвидацией МУП «Маяк» с 01.01.2023 г. На момент издания данного постановления в ГИС ЖКХ отсутствовали сведения об избрании собственниками дома способа управления или иной управляющей организации. Таким образом, по состоянию на 26.12.2022 г. у Администрации имелись основания для определения временной управляющей организации в отношении многоквартирного дома № 2А по ул. Горького в г. Светлом на основании Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 1616.
В марте 2023 года Администрации стало известно о реализации способа управления собственниками многоквартирного дома № 2А по ул. Горького в г.Светлом, а именно - о заключении 29.12.2022 г. договора управления многоквартирным домом с ООО «Светлый дом». В связи с этим было принято постановление Администрации от 31.03.2023 г. № 228 «О внесении изменений в
постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022 г. № 1156 «Об определении управляющей Организации для управления многоквартирными домами» (в ред. постановлений № 42 от 24.01.2023 г., № 61 от 31.01.2023 г, № 79 от 07.02.2023 г., № 80 от 07.02.2023 г., № 130 от 22.02.2023 г.)». Таким образом, Администрация полаагет, что у нее имелись правовые основания для отмены ранее изданного постановления о введении временного управления в отношении многоквартирного дома № 2А по ул. Горького в г. Светлом.
В ходатайстве о привлечении к участию в деле третьих лиц, устных и письменных пояснениях представители третьих лиц (Календа Г.В., Суходольская Т.А., Зайцева М.И., Ганюкова М.Н., Уренцева И.А. Петрович Ю.П.) возражают по заявленным требованиям, указывая на следующие обстоятельства.
Большинством голосов собственников жилых помещений принято решение выбрать управляющей организацией нашего дома ООО «УК «Светлый дом» (ОГРН 1133926040379, ИНН 3906307974). Договор управления с новой управляющей организацией ООО «УК «Светлый дом» заключен 29.12.2022г.
Невзирая на данные обстоятельства, Администрация в обжалуемое Постановление изменений не внесла, при этом, на основании заявления ООО «Бастион» и Постановления № 1156 от 26.12.2022г., Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области издало Приказ № ЖК-186/пр от 09.02.2023г. о включении в перечень домов, в частности и дома № 2А по ул. Горького в г. Светлом, управление которыми должно осуществлять ООО «Бастион».
Далее, по прошествии января месяца 2023 года ООО «Бастион» разослал по почтовым ящикам данного дома квитанции на оплату услуг по управлению дома и ремонту общего имущества по тарифу, утвержденному МО «СГО», навязывая, таким образом, свои услуги жильцам нашего дома в противовес волеизъявления собственников, изложенного в Протоколе общего собрания жильцов ещё 17.12.2022 года.
Третьи лица полагают, не проведение открытого конкурса органами местного управления, является нарушением статьи 15 Федерального закона № 135- ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также обеспечении ООО «Бастион» более выгодных условий деятельности на рынке управления многоквартирными домами со стороны органов местного самоуправления.
Более того, непонятно какими критериями руководствовалась Администрация при выборе временного управления многоквартирными домами именно ООО «Бастион».
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.02.2023г. в штате ООО «Бастион» числится один человек - генеральный директор. По данным бухгалтерского баланса за 2021 год прибыль составила всего 8 тыс. руб., числится кредиторская задолженность, превышающая дебиторскую задолженность.
Третьими лицами отмечается, что участником открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами может стать УК, у которой отсутствует кредиторская задолженность за последний завершенный отчетный период в размере более 70% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Таким образом, ООО «Бастион» не мог бы даже претендовать для участия в открытом конкурсе.
Судом установлены следующие нормы материального права, подлежащие применению при разрешении административного спора.
В соответствии с ч.17 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены соответствующие правила (далее – Правила № 1616).
В соответствии с п.2 Правил № 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащим в том числе:
а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3
апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Кодекса, - со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации.
Судом установлено, что на основании Постановления № 1156 от 26.12.2022г. Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области принят Приказ № ЖК-186/пр от 09.02.2023г. «О внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами», многоквартирные дома, указанные в п.1 Постановления № 1156 от 26.12.2022г., были включены в перечень многоквартирных домов управление которыми осуществляет Заявитель.
Исходя из этого, судом признаны обоснованными доводы заявителя о том, что он, в соответствии с ч.17 ст. 161 ЖК РФ, был вправе осуществлять полномочия по временному управлению многоквартирным домом по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул. Горького, д.2А начиная с 01.01.2023.
Доводы ответчика и третьих лиц, изложенные в отзыве, устных и письменных пояснениях, не свидетельствуют об обратном.
Постановлением № 228 от 31.03.2023г. были внесены изменения в Постановление Администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области № 228 от 31.03.2023г. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022г. № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами», дом по адресу г.Светлый, ул. Горького, д.2А, исключен из перечня. При этом согласно п.3, постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2023г. Таким образом, администрацией оспариваемому постановлению придана обратная сила.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона
распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. N 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривают возможность распространения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в жилищной сфере (по определению временной управляющей организации в многоквартирных домах) на ранее возникшие отношения.
Администрацией и третьими лицами не приведено нормативных правовых актов, предусматривающих возможность в данной ситуации распространения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в жилищной сфере (по определению временной управляющей организации в многоквартирных домах) на ранее возникшие отношения.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 21), осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что основания для придания оспариваемому постановлению обратной силы у Администрации, в настоящем случае, отсутствовали.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст.201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заявителя.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2665-О, положения статей 65 и 201 АПК РФ, ставя возможность удовлетворения арбитражным судом заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя, предполагают наличие у последнего обязанности доказать в ходе судебного заседания факт такого нарушения.
В обоснование нарушение своих прав и законных интересов Обществом в письменных пояснениях (ходатайство о приобщении дополнительных документов) от 20.06.2023 указывается на следующее.
В подтверждение того, что заявитель приступил к управлению и оказанию жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, г.Светлый, ул. Горького, д. 2А с 01.01.2023г. (согласно даты указанной в Постановлении Администрации МО «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022 № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами»), заявителем были понесены фактические финансовые затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг в вышеуказанном многоквартирном доме, что повлекло нарушение прав и интересов Заявителя в предпринимательской сфере, в виде несения убытков, заявитель представил суду договоры с подрядными организациями выполняющими работы по оказанию услуг по уборке придомовой территории, аварийно-диспетчерской службой, договора на поставку коммунальных ресурсов для содержание общего имущества многоквартирного дома, акты выполненных за рассматриваемый период по вышеуказанным договорам, платежные поручения об оплате оказанных услуг:
- Договор на оказание услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных домов от 01.02.2022г.; Дополнительное соглашение № 10 от 11.01.2023г. к Договору на оказание услуг по уборке придомовых территорий многоквартирных домов б/н от 01.02.2022г.;
- Договор № 0101/2023 от 01.01.2023г. на аварийно - техническое обслуживание многоквартирных домов;
- Дополнительное соглашение № 1 от 13.01.2023г. к Договору № 0101/2023 от 01.01.2023г. Акт № 49 от 31.01.2023г. О приемке выполненных работ (оказанных услуг);
- Письмо Исх. № 39/01 от 20.01.2023г.; Договор б/н от 01.10.2021г. ресурсосбережения на предоставление коммунального ресурса в общем имуществе многоквартирного дома; Дополнительное соглашение № 2 к Договору от 01.10.2021г. ресурсосбережения на предоставление коммунального ресурса в общем имуществе многоквартирного дома по состоянию на 20.01.2023г.;
- Договор № 191 от 28.10.2021г. ресурсоснабжения на предоставление/прием коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Дополнительное соглашение № 2 от 09.01.2023г. к Договору № 191 от 28.10.2021г. ресурсоснабжения на предоставление/прием коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах;
- Акт № 49 от 31.01.2023г. О приемке выполненных работ (оказанных услуг); Акт № 53 от 31.01.2023г. О приемке выполненных работ (оказанных услуг); Счет № 49 от 31.01.23г.; Счет № 53/1от 28.02.23г.; Платежное поручение № 79 от 27.07.23г.; Платежное поручение № 121 от 27.07.23г.; (Аварийно-диспетчерская служба, ИП Демлер А.В.)
- Акт № 296 от 31.01.2023г.; Акт № 297 от 31.01.2023г.; Счет на оплату № 48 от 18 апреля (за январь 2023г.); Счет на оплату № 50 от 18 апреля (за февраль 2023г.); Платежное поручение № 5 от 10.01.2023г.; Платежное поручение № 10 от 10.01.2023г.; Платежное поручение № 25 от 20.01.2023г.; Платежное поручение № 30 от 23.01.2023г.; Платежное поручение № 36 от 28.01.2023г.; Платежное поручение № 42 от 07.02.2023г.; Платежное поручение № 46 от 13.02.2023г.; Платежное поручение № 63 от 16.02.2023г.; Платежное поручение № 87 от 06.03.2023г.; Платежное поручение № 84 от 01.03.2023г.; (уборка придомовой территории, ООО «Лукоморье»)
- Справка об объемах СОИ за январь 2023г.; Справка об объемах воды (канализации) в жилых домах за январь 2023г.; Справка об объемах СОИ за февраль 2023г.; Платежное поручение № 76 от 21.02.2023г.; Платежное поручение № 95 от 13.03.2023г.; Счет на оплату № 360 от 28.02.2023г.; Счет на оплату № 154 от 31.01.2023г.; Акт выполненных работ за Февраль 2023г.; Акт выполненных работ за Январь 2023г.(водоснабжение для СОИ, Водоканал);
- Акт № 0165 от 31.01.2023г. выполненных работ; Объем поставленного ресурса на содержание общего имущества в многоквартирных домах за январь 2023г.; Акт № 03535 от 28.02.2023г. выполненных работ; Объем поставленного ресурса на содержание общего имущества в многоквартирных домах в феврале 2023г.; Счет № 0165 от 31.01.23г.; Счет-фактура № 0165 от 31.01.23г.; Счет № 0353 от 31.01.23г.; Счет-фактура № 0353 от 28.02.23г.; Платежное поручение № 125 от 25.03.2023г.; Платежное поручение № 49 от 13.02.2023г.; (теплоснабжение для СОИ, Теплосеть).
Перечисленные доводы не опровергнуты Администрацией и третьими лицами ни в устных, ни в письменных пояснениях.
По мнению суда, заявителем выполнена обязанность доказывания как несоответствия оспариваемого действия (бездействия) нормам ЖК РФ, п.1 ст.4 ГК РФ, Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и указанных подзаконных актов, так и факта нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми постановлением, в части придания ему обратной силы.
При этом судом обращается внимание на следующее.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов (п.37 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022).
Исходя из вышеизложенного требования Заявителя о признании недействительным Постановление Администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области № 228 от 31.03.2023г. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022г. № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами» (в ред. Постановлений № 42 от 24.01.2023г., № 61 от 31.01.2023г., № 79 от 07.02.2023г., № 80 от 07.02.2023г. № 130 от 22.02.2023г.) подлежат удовлетворению в части - распространения его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2023 (пункт 3 оспариваемого постановления).
В остальной части требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ООО «Бастион» (ИНН 3906366747 ОГРН 1183926008265) удовлетворить в части.
Признать недействительным Постановление Администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области № 228 от 31.03.2023г. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 26.12.2022г. № 1156 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами (в ред. Постановлений № 42 от 24.01.2023г., № 61 от 31.01.2023г., № 79 от 07.02.2023г., № 80 от 07.02.2023г. № 130 от 22.02.2023г.) в части распространения его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2023 (пункт 3 оспариваемого постановления).
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.
Судья И.Ю. Юшкарёв