ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-4722/17 от 16.08.2017 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-4722/2017

21 августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению И.о Прокурора Калининградской области

о привлечении руководителя (директора) Службы Гостехнадзора Калининградской области Клименко Сергея Николаевича к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Маркелова Г.И. по удостоверению;

от заинтересованного лица: Клименко С.Н. лично на основании паспорта.

установил: И.о Прокурора Калининградской области (далее – Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственностируководителя (директора) Службы Гостехнадзора Калининградской области Клименко Сергея Николаевича (далее – заинтересованное лицо, Клименко С.Н.) по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, ссылаясь на нарушение заинтересованным лицом установленного законом срока для дачи ответа на запрос конкурсного управляющего ООО «Реалстрой».

Заинтересованное лицо возражает, ссылаясь на то, что он не является субъектом вменяемого правонарушения.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2016 по делу № А21-8154/2015 ООО «Реалстрой» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Шабалин Ю.Г.

07.10.2016 конкурсный управляющий обратился в Службу Гостехнадзора Калининградской области с запросом о представлении сведений о постановке на учет трубоукладчика, ранее зарегистрированного за ООО «Реалстрой», и переходе прав на данную технику.

Запрос был получен Службой 12.10.2016, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (вх. № 770).

Прокуратурой по обращению конкурсного управляющего ООО «Реалстрой» Шабалина Ю.Г. была проведена проверка исполнения Службой Гостехнадзора Калининградской области законодательства о несостоятельности (банкротстве).

В ходе проверки установлено, что ответ на запрос конкурсного управляющего был направлен Службой 27.10.2016 (исх. № 647), т.е. с нарушением установленного семидневного срока.

Посчитав, что в действиях руководителя (директора) Службы Гостехнадзора Калининградской области Клименко Сергея Николаевича усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ, Прокурор вынес постановление от 19 мая 2017 года о возбуждении в отношении указанного лица производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Клименко С.Н.к административной ответственности.

Суд признал требования Прокурора не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

В соответствии с частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии) лица, в результате которых имеет место незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации.

Субъектом правонарушения является должностное лицо, действия (бездействие) которого влечет незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации.

Таким образом, виновное нарушение лицом пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.

Судом установлено и материалами дела подтвержден факт несвоевременного представления Службой ответа на запрос конкурсного управляющего.

Так, запрос получен Службой 12.10.2016, ответ на запрос направлен в адрес конкурсного управляющего только 27.10.2016, т.е. с нарушением установленного срока на 7 дней.

Вместе с тем, суд признал обоснованными доводы заинтересованного лица о том, что в рассматриваемом случае Клименко С.Н. не является надлежащим субъектом правонарушения.

То обстоятельство, что Клименко С.Н. назначен на должность руководителя (директора) Службы Гостехнадзора, не может однозначно свидетельствовать о том, что именно он является субъектом вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с примечанием к части 1 статьи 2.4 КоАП РФ под
должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо,
постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени илиоднократно, а также могут совмещаться с основной работой.

Как следует из пункта 14 Положения о Службе Гостехнадзора, руководитель (директор) Службы определяет обязанности своего заместителя, утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих указанной Службы.

В соответствии с распоряжением Губернатора Калининградской области от 20.04.2016 № 241-р на должность заместителя руководителя (директора) Службы Гостехнадзора 10 мая 2016 года был назначен Оргеев Игорь Владимирович.

10 мая 2016 года руководителем (директором) Службы Гостехнадзора Клименко С.Н. утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего Калининградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Калининградской области заместителя руководителя (директора) Службы Гостехнадзора Оргеева И.В. (далее - должностной регламент).

Согласно пунктам 2, 3 должностного регламента заместитель руководителя (директора) осуществляет профессиональную служебную деятельность в соответствии со служебным контрактом и должностным регламентом. При этом должность заместителя руководителя (директора) Службы гостехнадзора относится к высшей группе должностей государственной гражданской службы Калининградской области категории «руководители».

Пунктом 6 должностного регламента установлено, что заместитель руководителя (директора) Оргеев И.В. вправе давать поручения всем сотрудникам Службы.

В силу пункта 15 должностного регламента заместитель руководителя (директора) Службы обязан надлежащим образом соблюдать Инструкцию по делопроизводству в Правительстве Калининградской области, в том числе, надлежащим образом учитывать и хранить полученные на исполнение документы и материалы, своевременно передавать их ответственному должностному лицу.

Разделом V должностного регламента Оргеева И.В. предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность заместителя руководителя (директора) Службы за невыполнение обязанностей, связанных с гражданской службой.

Кроме того, в соответствии с пунктами 23, 30, 32 должностного регламента Оргеев И.В. обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения о предоставлении информации на поступившие запросы граждан, правоохранительных и иных органов в пределах своей компетенции. При этом поручения ему даются руководителем (директором) в устной или письменной форме по любому вопросу его профессиональной служебной деятельности, а исполнение документов в установленные сроки является показателем эффективности и результативности деятельности заместителя руководителя (директора) Службы.

С указанным должностным регламентом Оргеев И.В. ознакомлен 10 мая 2016 года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, запрос конкурсного управляющего Шабалина Ю.Г. от 07.10.2016 поступил в Службу Гостехнадзора 12 октября 2016 года и был зарегистрирован за входящим номером 770.

На основании должностных обязанностей, установленных должностным регламентом Оргеева И.В., в обязанности которого входит самостоятельное принятие управленческих или иных решений о предоставлении информации на поступившие в Службу запросы, указанный запрос Шабалина Ю.Г. поступил на рассмотрение Оргееву И.В., который своей резолюцией от 25 октября 2016 года поручил инженеру-инспектору Пинчуку С.Н. подготовить ответ.

Ответ на запрос конкурсного управляющего был подготовлен ответственным исполнителем, подписан Оргеевым И.В. и зарегистрирован 27 октября 2016 года за исходящим номером 647.

Таким образом, в рассматриваемом случае именно Оргеев И.В., как должностное лицо, наделенное специальными организационно-распорядительными полномочиями самостоятельно осуществлять функции представителя власти, и необходимыми к тому обязанностями, нарушил предусмотренный пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве семидневный срок для направления ответа на запрос конкурсного управляющего, что подтверждается датой резолюции на запросе Шабалина Ю.Г. и датой регистрации ответа на запрос.

При таких обстоятельствах руководитель Службы Клименко С.Н. не является надлежащим субъектом правонарушения. Требования Прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления И.о Прокурора Калининградской области о привлечении руководителя (директора) Службы Гостехнадзора Калининградской области Клименко Сергея Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.С.Сергеева