Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21 - 4761/2021
«24» августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «17» августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме «21» августа 2021 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Залужной Ю.Д.
при ведении протокола судебного секретарем Радченко Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО СК «СТГ Групп»
к ОАО «РЖД» в лице филиала Калининградской железной дороги
о признании недействительным конкурса в электронной форме (номер закупки в ЕИС 32110068002) на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов филиала ОАО «РЖД» - Калининградской железной дороги
Третьи лица: ООО СК «Деликатстрой», УФАС по Калининградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от ОАО РЖД: ФИО1, ФИО2, по доверенности, паспорту
установил: ООО СК «СТГ Групп» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к ОАО «РЖД» в лице филиала Калининградской железной дороги (заказчик, ОАО «РЖД») о признании недействительным конкурса в электронной форме (номер закупки в ЕИС 32110068002) на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов филиала ОАО «РЖД» - Калининградской железной дороги.
В судебное заседание Общество не явилось, извещено надлежащим образом.
Представители ОАО «РЖД» просили в заявленных требованиях отказать, поддержав доводы отзыва.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц УФАС по Калининградской области, ООО «СК «Деликатстрой» в заседание не явились, извещены, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сторонами раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 10 марта 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) по адресу в сети Интернет: www.zakupki.gov,ru Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г.) (далее - Положение о закупках), было размещено извещение о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 113/ОКЭ-КЛНГ/21 на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту объектов Калининградской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» (закупка № 32110068002).
Одним из критериев оценки заявки участника является опыт выполнения работ капитального ремонта и/или реконструкции и строительства зданий и сооружений.
В подтверждении опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:
- документ подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ представленной в приложении № 1.3 конкурсной; документации о наличии требуемого опыта;
- акты о выполнении работ;
- договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями).
Максимально количество баллов по критерию «опыт» составляет 30 баллов
По окончанию срока подачи заявок (18 марта 2021) было подано 3 заявки от участников: ООО «Доберман»; ООО СК «СТГ Групп»; ООО СК «Деликатстрой».
Для рассмотрения заявок участников открытого конкурса Калининградским центром организации закупок - СП Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД» было направлено обращение в Калининградский отдел Северо-Западного регионального центра безопасности для проверки участников в пределах своих функциональных обязанностей.
В ходе рассмотрения заявок в части договоров на выполнение работ, подтверждающих опыт участников, Калининградским подразделением Северо-Западного регионального центра безопасности в целях проверки достоверности представленных участниками сведений об опыте выполнения работ были направлены запросы на полигоны железных дорог, взаимодействующих с участниками.
В ходе рассмотрения заявки ООО СК «СТГ Групп» экспертной группой были установлены факты ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами:
-по договору от 29.09.2016 № 2086683 на поставку оборудования для систем освещение пассажирских платформ с его монтажом, пуско-наладкой и вводом в эксплуатацию, в адрес подрядчика направлены претензии от 06.04.2018 № ИСХ-805/ЗСибДПО на сумму 253 000,00 рублей и от 21.07.2018 № ИСХ-1571/ЗСибДПО;
-по договору № 2956735 от 09.06.2018 при выполнении комплекса работ по капитальному ремонту дома связи ст.Полесск в адрес ООО СК «СТГ Групп» направлены три претензии от 10.08,2018, от 12.11.2018 и от 29.12.2018 на общую сумму 7 767 рублей;
-по договору № 3029795 от 08.08.2018 при выполнении комплекса работ по капитальному ремонту объектов Калининградской железной дороги направлена претензия от 29.12.2018 на сумму 326 рублей;
-по договору № 2956781 от 09.07.2018 при выполнении комплекса работ по капитальному ремонту объектов Калининградской железной дороги направлено 15 претензий на общую сумму 54 781 рублей.
Протокол рассмотрения вторых частей заявок и итоговый протокол опубликованы в ЕИС 02.04.2021г.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок, на участие в торгах подано 3 (три) заявки, из них 2 (две) заявки признаны соответствующими квалификационным требованиям документации о закупке.
При этом, согласно итогового протокола, заявке ООО СК «СТГ Групп» (участник № 2 по протоколу) присвоено 2 место.
Как отражено в протоколе при рассмотрении заявки конкурсная комиссия Заказчика снизила участнику 5 баллов по критерию опыт выполнения работ, указав о наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.
Общество полагая, что неправомерными действиями конкурсной комиссии Калининградской железной дороги ему безосновательно снижены баллы при подсчете и ранжировании заявки, обратилось с жалобой в УФАС Калининградской области.
Решением УФАС по Калининградской области от 20.04.2021 по делу № 039/07/18.1-379/2021 жалоба Общества признана необоснованной, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованием об отмене результатов конкурса.
Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно подпункту «а» пункта 9 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках ко всем участникам конкурса в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке,
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 5 статьи 3,4 Закона о закупках заявки на участие в конкурсе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме единым квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.
Требования к участникам закупки, Заказчиком установлены в документации о закупке.
Согласно пункту 1.7.3.2 закупочной документации Участник должен иметь опыт выполнения работ капитального ремонта и/или реконструкции и/или строительства зданий и сооружений, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цепы договора (цены лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении №1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ по капитальному ремонту и/или реконструкции и/или строительству зданий и сооружений. В случае участия в закупке нескольких лиц па стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта:
- акты о выполнении работ, оказании услуг;
- договоры на выполнение работ, оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
-копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
В соответствии с пунктами № 3.11.20; 3.11.21, 3.11.22 закупочной документации открытого конкурса:
-победитель конкурса определяется по итогам оценки конкурсных заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации.
-победителем конкурса может быть признан участник, чья конкурсная заявка соответствует требованиям, изложенным в конкурсной документации, но имеет не минимальную цену.
Оценка конкурсных заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также документов, перечисленных в приложении № 1.4 к конкурсной документации.
Согласно критерию №3 Приложения № 1.4 к конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами сумма баллов, присвоенных заявке участника по всем ранее рассчитанным критериям, снижается на 5 баллов.
При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае расторжения договора заказчиком (ОАО «РЖД») или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору: наличии факта неисполнения, ненадлежащею исполнения обязательств перед ОАО «РЖД» и/или третьими лицами, подтвержденною вступившими в силу решениями суда и/или данными ФССII (по данным сайта fssprus.ru); в случае наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника: в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.
В соответствии с пунктом 3.11.1 закупочной документации Заказчик осуществляет рассмотрение конкурсных заявок на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Согласно пункту 157 «Регламента взаимодействия подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» при организации закупочной деятельности», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2018 г. № 2758/р. экспертная группа рассматривает заявки участников закупок на предмет соответствия их квалификационным требованиям и требованиям технического задания, содержащегося в документации о закупке, а также соответствие представленных участниками документов требованиям документации в пределах своих полномочий, осуществляет оценку заявок участников закупки (если осуществление оценки предусмотрено при проведении данного способа закупки).
В соответствии с подпунктами 13. 14 пункта 9 «Положения о Северо-Западном региональном центре - структурном подразделении ОАО «РЖД», утверждённого Президентом ОАО «РЖД» ФИО3 18.07.2017 № 863, центр безопасности в соответствии с возложенной на него задачей участвует в проведении конкурсных процедур по выбору организаций, оказывающих услуги железным дорогам, осуществляет мероприятия по определению экономической надежности потенциальных контрагентов железных дорог.
Северо-Западный региональный центр - структурное подразделение ОАО «РЖД» в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать от железных дорог в письменной и устной форме разъяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок.
В ходе рассмотрения заявок в части договоров на выполнение работ, подтверждающих опыт участников Калининградским подразделением Северо-Западного регионального центра безопасности в целях проверки достоверности представленных участниками сведений об опыте выполнения работ были направлены запросы на полигоны железных дорог, взаимодействующих с участниками, которыми представлена документально подтвержденная информация о ненадлежащем выполнении заявителем обязательств перед ОАО «РЖД» по ранее выигранным контрактам 2016-2018гг.
ООО СК «СТГ Групп» предъявленные претензии, указывающие на ненадлежащее исполнение договорных обязательств, были признаны обоснованными, письмом № 171 от 01.02.2019 дано письменное согласие на удержание неустойки в сумме 62 874,00 рублей при оплате счетов за выполненные работы.
В дальнейшем денежные средства в сумме 62 874,00 рублей были зачтены Калининградской железной дорогой при оплате кредиторской задолженности перед ООО СК «СТГ Групп» за выполненные работы при окончательном расчете по договорам.
Вышеуказанные факты ненадлежащего исполнения обязательств не оспариваются Обзеством.
Следовательно, снижение заказчиком баллов по критерию опыт выполнения работ ввиду фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами, является, по мнению суда, обоснованным.
Довод заявителя о том, что заказчик должен рассматривать только документы, представленные участником закупки, противоречит пункту 3.11.1 закупочной документации и не имеет никакого правового обоснования.
Заказчиком были учтены документально подтвержденные случаи ненадлежащего исполнения обязательств истцом ООО СК «СТГ Групп», которые не могли быть не известны самому истцу, поэтому принцип информационной открытости не был нарушен Заказчиком.
Основания для признания торгов недействительными предусмотрены в ст. 449 ГК РФ.
Согласно п.1 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения, допущенные при проведении торгов, не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
По смыслу статьи 449 ГК РФ, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 № 739-0-0 и п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101, возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств.
Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли договоры, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов отвечает общественным и государственным интересам.
Поводом для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением защищаемых прав и законных интересов.
Таких доказательств заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ООО СК «СТГ Групп» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Залужная Ю.Д. |
(подпись, фамилия) |