Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21-4790/2014
«17»
октября
2014 года
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 14 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи З.Б.Лузановой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Ю.Киселевич
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» ОГРН <***>, ИНН <***>
к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области
о признании недействительной регистрационной записи в Едином государственном реестре юридических лиц
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности.
от УФНС: ФИО2 по доверенности.
от МРИ: ФИО3 по доверенности.
установил:
Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительной регистрационной записи в ЕГРЮЛ № 2133926506239 от 24.12.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» (далее – Автономия) в связи с исключением ее из ЕГРЮЛ.
В обоснование заявления заявитель указывает, что Автономия является общественной организацией, осуществляющей некоммерческую деятельность в соответствии с Уставом с момента регистрации и по настоящее время, в связи с чем исключение ее из ЕГРЮЛ полагает не соответствующим законодательству.
Определением суда Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Управление ФНС по Калининградской области и Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области с заявлением не согласны, считая свои действия соответствующими требованиям законодательства.
Установлено, что Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» была зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем в ЕГРЮЛ была внесена запись 03.10.2003.
30.08.2013 Управлением ФНС России по Калининградской области было принято решение № 78 о предстоящем исключении недействующего юридического лица – Автономии - из ЕГРЮЛ.
04.09.2013 сведения о предстоящем исключении Автономии из ЕГРЮЛ были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации».
Основанием принятия Управлением ФНС по Калининградской области решения № 78 от 30.08.2013 явились представленные Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду справка № 14913-С об отсутствии банковских счетов Автономии и справка № 14913-О о непредставлении Автономией в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
24.12.2013 Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области в ЕГРЮЛ была внесена регистрационная запись № 2133926506239 о прекращении деятельности юридического лица Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.200-1 № 129-ФЗ.
Суд считает заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 указанной статьи).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о регистрации).
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о регистрации если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона о регистрации).
Таким образом, из положений статьи 21.1 Закона о регистрации следует, что нормы вышеуказанной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ делается соответствующая запись, при этом положения Закона о регистрации предусматривают возможность обжалования такого исключения юридического лица в течение года со дня, когда кредитор или иное лицо, чьи права и законные интересы затронуты таким исключением, узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как следует из текста решения регистрирующего органа от 30.08.2013 № 78, основанием для его принятия послужил вывод Управления ФНС по Калининградской области о наличии у Автономии признаков недействующего юридического лица, а именно: непредставление налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев и отсутствие открытых расчетных счетов.
Вместе с тем согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 № 26-П, предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный (внесудебный) порядок исключения из единого государственного реестра юридических лиц взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона о регистрации устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Соответственно оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Однако данный признак не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц, которые обладают особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно: решения вопросов некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах, в рассматриваемом случае, с целью развития культурной деятельности представителей азербайджанской диаспоры, проживающих в Калининградской области, сохранения и развития азербайджанских национальных традиций, сохранения самобытности и распространения азербайджанской культуры.
При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
Согласно представленным заявителем документам – протоколам общих собраний членов Автономии, собраний Совета Автономии за 2012-2013 годы, отчетам Совета Автономии за те же периоды - Автономия осуществляет активную деятельность, проводя собрания ее членов, участвуя в культурных мероприятиях региона.
Неосуществление Автономией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является, поскольку обязанность по открытию расчетных счетов у общественной организации отсутствует.
Кроме того, непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
При этом суд учитывает следующее.
Действующим законодательством установлен специальный порядок ликвидации общественных объединений граждан.
Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 18 Закона № 82-ФЗ решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При этом правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Статьей 21 Закона № 82-ФЗ предусмотрено, что для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации с учетом установленного указанным Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Положениями статьи 26 Закона № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (статья 44 Закона № 82-ФЗ).
Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом (статья 26 Закона о регистрации).
Как следует из материалов дела, в порядке, установленном действующим законодательством, ликвидация Автономии не осуществлялась.
На основании изложенного заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительной регистрационную запись в ЕГРЮЛ № 2133926506239 от 24.12.2013 о государственной регистрации прекращения деятельности Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.200-1 № 129-ФЗ как не соответствующую статье 26 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области исключить из ЕГРЮЛ регистрационную запись № 2133926506239 от 24.12.2013 в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области пользу Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Калининградской области «Азербайджан» расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
(подпись, фамилия)
З.Б.Лузанова