ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5020/2022 от 30.08.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                       Дело №А21 -5020/2022

«06»   сентября        2022 года   

Резолютивная   часть   решения    объявлена       «06» сентября    2022 года.

Решение   изготовлено   в    полном   объеме       «30»  августа    2022  года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи  Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного секретарем Гончаровой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «ГрадиентСтрой»

к Администрации ГО «Город Калининград»

третье лицо ООО «13 КК Просвещение»

об обязании рассмотреть заявку оформленную сообщением о предложении инвестора №311221/40573277/01 от 31.12.21г. и провести конкурс

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1, по доверенности, паспорту

от третьих  лиц:  ФИО2, по доверенности, паспорту

установил:

            ООО «ГрадиентСтрой» ОГРН <***> (далее заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации ГО «Город Калининград» (далее Администрация) об обязании рассмотреть заявку, оформленную сообщением о предложении инвестора №311221/40573277/01 от 31.12.21г. в соответствии с ч.4.9 ст.37 Закона о концессионных соглашениях и провести конкурс.

Заявитель извещен, не явился, на связь в онлайн заседание путем использования системы веб-конференции, назначенное определением суда от 22.07.2022г. не вышел.

Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.

Представители Администрации, третьего лица просили в заявленных требованиях отказать в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сторонами раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с требованием ст.37 Закона о концессионных соглашениях Администрация ГО г.Калининград на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru 31.12.2021 разместило предложение о заключение концессионного соглашения в отношении объекта образования общеобразовательная школа на 1100 мест) по ул. Левитана г.Калининград (сообщение о предложении №311221 /40573277/01 от 31.12.2021).

Публичный партнер (концедент): Администрация ГО  г.Калининград адрес: 236000 <...>,

Сообщение о предложении инвестора (ООО "13 КК Просвещение", адрес: 127473. <...>. стр. 3. комн. 23), выступающим с частной инициативой заключения концессионного соглашения.

Участник   в   конкурсе   на   право   заключения   концессионного   соглашения ООО "ГрадиентСтрой" адрес места нахождения: 111024, г. Москва, ул.. Энтузиастов 2-я, д. 5, эт. 3 пом. V, ком. 20. оф. 9Ж; телефон: <***>; email: into@roscaps.ru.

1. Адрес официального сайта, на котором размещена информация о размещении конкурс на право заключения концессионного соглашения: www.torgi.gov.ru

2. Номер лота: №311221 /40573277/01

3. Группа объектов: «Объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые дл организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения».

4. Дата опубликований лота о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения: 31.12.2021

5. Дата начала подачи заявок: 01.01.2022

6. Дата окончания приема заявок: 14.02.2022

7. Дата подведения итогов: 15.02.2022

До размещения процедуры проведения торгов, 08.07.2021 ООО «13 КК Просвещение» обратилось на имя Главы администрации городского округа «Город Калининград» ФИО3 с предложением о заключении концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования (общеобразовательная школа на 1100 мест) по ул. Левитана г. Калининград (письмо от 08.07.2021 № 1-13ККП-ГО/07/2021.

В качестве подтверждения сведений о возможности получения средств для целей реализации концессионного соглашения (в соответствии с п. 4 ч. 4.11 Закона о концессионных соглашения, Постановления Правительства РФ от 31.03.2015 №300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения» (далее - Постановление Правительства РФ № 300), заявителем представлено гарантийное письмо ПАО Сбербанк (являющегося кредитной организацией в значении, установленном ст. 1 Федеральным закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности») о готовности предоставить Обществу финансирование.

Предложение Общества в соответствии с ч.4.8 ст.37 Закона о концессионных соглашениях и согласованный проект концессионного соглашения от 31.12.21г. были размещены на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов.

В связи с истечением 45-дневного срока с момента размещения предложения третьего лица на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также учитывая отсутствие заявок иных лиц, соответствующих требованиям законодательства Администрацией было издано постановление от 16.03.22г. №151 о заключении концессионного соглашения с ООО «13 КК «Просвещение».

  Несогласие с процедурой заключения соглашения без проведения торгов, отклонением заявки Общества послужили основанием для обращения его в суд с указанными выше требованиями.

  Суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

  Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о соглашениях), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

  Концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи (часть 4.1 статьи 37 Закона о соглашениях).

  В соответствии с частью 4.11 статьи 37 Закона о соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

Порядок предоставления инициативы заключения концессионного соглашения и дальнейшие действия административного органа регулируются положениями частей 4.2 - 4.10 статьи 37 Закона о соглашениях, в соответствии с которыми лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

В предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300. Согласно требованиям указанной формы к ней, в обязательном порядке прилагаются в том числе нотариально заверенные копии учредительных документов, а также копия договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) юридических лиц или нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц либо из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций; копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств.

Орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о:

1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;

2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях;

3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.

В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

В случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Действующим законодательством предусмотрено две процедуры заключения концессионного соглашения: посредством проведения конкурса (общее правило) и без проведения такового (в случае наличия инициативы со стороны концессионера и отсутствия заявок о готовности к участию в конкурсе).

Определение соответствующей процедуры заключения концессионного соглашения зависит от наличия конкуренции среди лиц, отвечающим требованиям части 4.11 статьи 37 закона о соглашениях. В целях выявления наличия конкуренции, после поступления заявления инициатора заключения концессионного соглашения, соответствующего установленным законом требованиям, административный орган размещает информацию на официальном сайте в сети "Интернет".

При наличии у лиц, отвечающих требованиям части 4.11 статьи 37 Закона о соглашениях, ими подаются заявки о готовности участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Далее, в зависимости от наличия либо отсутствия таких заявок иных лиц, административным органом предпринимаются следующие действия:

- в случае отсутствия заявок о готовности к участию: концессионное соглашение заключается без проведения публичных процедур определения контрагента напрямую с лицом, первоначально выступившим с инициативой заключения такого соглашения;

- в случае поступления заявки (заявок) от иных лиц о готовности к участию в конкурсе - административный орган переходит к общей процедуре заключения концессионного соглашения посредством проведения конкурса на заключение такого соглашения. Проведение конкурса регламентируется положениями статей 25 - 36 Закона о соглашениях. При этом, вне зависимости от факта подачи ранее заявки о готовности принять участие в конкурсе, лица, намеренные принять в нем участие на стадии проведения торгов должны в порядке, установленном положениями статьи 27 Закона о соглашениях и подать заявку на участие в конкурсе с приложением документов, подтверждающих из соответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.

Исходя из анализа ранее приведенных норм Закона о соглашениях, указанный Закон различает лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения и лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения. Обе указанные категории должны отвечать требованиям части 4.11 статьи 37 Закона о соглашениях.

Но при этом, в силу прямого требования части 4.3 статьи 37 Закона о соглашениях (с учетом Постановления Правительства РФ от 31.03.2015 № 300) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, обязано документально подтвердить свое соответствие заявленным требованиям, путем предоставления подтверждающих документов. Данное требование законодателя обусловлено, в том числе, тем, что в случае отсутствия заявок о готовности к заключению соглашения именно с лицом, инициировавшим заключение концессионного соглашения, заключается договор без предоставления каких-либо дополнительных документов.

При подаче заявки о готовности участия в конкурсе лицо только декларирует свое соответствие указанным в законе требованиям, так как подача такой заявки не влечет автоматического заключения с ним соглашения, а лишь означает для уполномоченного органа необходимость перехода к заключению концессионного соглашения по общим правилам, то есть принятие мер по организации и проведению конкурса.

Обществом к заявке на заключение концессионного соглашения приложена справка Инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по г. Москве № 6951 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также справка Инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по г. Москве № 5936 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 31.12.2021    (копии   справок   прилагаются).    Указанные    выше   справки представлены в виде распечатанных на бумажном носителе копий электронных документов.

В соответствии с пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Пунктом 1 статьи 2 Закона об электронной подписи определено, что электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Кроме того, пунктом 5 статьи 2 Закона об электронной подписи установлено, что для создания электронной подписи используется ключ электронной подписи, представляющий собой уникальную последовательность символов.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что электронный документ, как и электронная подпись, присоединенная к такому документу, являются информацией в электронном виде, которая предназначена для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи.

Таким образом, документ на бумажном носителе не может быть заверен электронной подписью, исходя из факта ее неосязаемости и самого понятия такой подписи как вида шифрования информации посредством специальных кодов в электронном информационном пространстве, а также исходя из специфичности ее создания, неприменимом для физического исполнения непосредственно на бумажном носителе.

В связи с изложенным, документ на бумажном носителе, полученный в результате преобразования электронного документа посредством вывода электронной информации, является копией электронного документа на бумажном носителе, к которой не могут быть применены нормы Закона об электронной подписи, поскольку такая копия физически не может являться носителем электронной подписи, выполняющей в частности функцию контроля за целостностью и изменениями электронного документа во избежание подделки. Однако к такой копии на бумажном носителе применяются требования законодательства к порядку надлежащего засвидетельствования копий документов.

Непосредственный порядок нотариального засвидетельствования тождественности электронного документа и документа на бумажном носителе специально оговорен в пункте 103.9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, согласно которому удостоверение равнозначности документа па бумажном носителе электронному документу означает подтверждение тождественности содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом документ на бумажном носителе имеет ту же юридическую силу, что и электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом.

При этом, представленный нотариусу электронный документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. В отношении квалифицированной электронной подписи лица, от которого исходит документ, должны проводиться проверка и подтверждение ее принадлежности в соответствии с Законом об электронной подписи.

Из содержания приведенных норм следует, что электронный документ в случае его распечатывания на бумажном носителе утрачивает силу оригинала, а сохранить ее может только в случае нотариального удостоверения тождественности таких документов, поскольку самостоятельно распечатанные справки налогового органа в электронной форме не позволяет однозначно определить лицо, подписавшее электронный документ, равно как и сам факт его подписания.

Поскольку Общество представило на бумажном носителе электронные документы - справки Инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по г. Москве № 6951 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также справки № 5936 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 31.12.2021 - указанные справки налогового органа утратили силу оригиналов и являются копиями электронных документов на бумажном носителе.

Таким образом, вопреки утверждению заявителя в составе поданного им комплекта документов не имеется подтверждений отсутствия недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим истец не отвечает требованиям пункта 3 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.

Обществом при подаче заявки представлено также гарантийное письмо от 21.01.2022 № 245-21/01 (копия письма прилагается) на получение долгосрочного займа на сумму 125 000 000 руб. для целей реализации проекта, а также договор целевого займа № 210122/1 от 21.01.2022 с частной компании с ограниченной ответственностью ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД, зарегистрированной в Гонконге.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановка их действия и их отзыв относятся к полномочиям Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Список кредитных организаций, обладающих лицензией Центрального Банка Российской Федерации, размещен на официальном сайте (www.cbr.ru).

Кроме того, в Постановлении № 300 указано, что в случае привлечения заемных денежных средств представляется документ кредитной организации.

Учитывая, что иностранная организация ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД отсутствует в списке кредитных организаций, обладающих лицензией Центрального Банка Российской Федерации, а также не имеет специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, указанная частная компания в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не является кредитной организацией.

Таким образом, представленный истцом документ (договор целевого займа № 210122/1 от 21.01.2022) не соответствует требованиям, установленным Постановлением № 300, Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и пунктом 4 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.

Таким образом, отсутствие справки налогового органа о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающей исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций; копии подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств, свидетельствует о том, что истец не отвечает требованиям пунктов 3,4 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что администрация не рассмотрела поданную им заявку, не провела торги и заключила концессионное соглашение с инициатором неправомерно, проверены судом и отклонены как надуманные, не подтвержденные  какими-либо доказательствами.

Как отмечалось выше, заявка Общества от 21.01.2022 рассмотрена администрацией и признана несоответствующей требованиям Закона № 115-ФЗ, Постановления № 300.

В части 4.7, 4.8, 4.10 статьи 37 Закона № 115-ФЗ отсутствует обязанность уполномоченного органа оформлять и размещать на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - сайт торгов), протокол о подведении итогов.

Учитывая, что в установленный срок, истекший 15.02.2022, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом № 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, Администрация на законных основаниях подписано концессионное соглашение без процедуры торгов с ООО «13 КК Просвещение».

Доводы Общества о том, что поступившая заявка ответчиком не рассмотрена, и письма в ответ на нее администрацией не направлялись, являются ошибочными.

Письмо заявителя от 21.01.2022 № 21/01-2 о направлении заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования (общеобразовательная школа на 1100 мест) по улице Левитана г. Калининград и приложенный к нему комплект документов рассмотрены Администрацией.

В ответе от 11.03.2022 № 153/ин администрация сообщила заявителю о принятом решении о несоответствии истца и поданной им заявки требованиям, предъявляемым Закон № 115-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300.

Ответ администрации направлен в адрес Общества по месту его нахождения 11.03.2022 заказным письмом с уведомлением. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления указанное письмо не получено Обществом по причине истечения срока хранения.

Таким образом, бездействие со стороны администрации, выраженное в не рассмотрении поступившей заявки Общества судом не установлено.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Судом установлено, что Обществом в арбитражных судах Российской Федерации инициированы аналогичные споры (судебные разбирательства в части отказа в рассмотрении заявок на участие в конкурсных процедурах в арбитражных судах Московской области (отказ в удовлетворении исковых заявлений от 19.04.2022 по делу № А41-38898/2021, от 20.10.2021 по делу № А40-132877/21-2-707 и отклонена апелляционная жалоба постановлением от 19.01.2022 по делу А40-132877/21), Пермского края, Нижегородской области (отказы в удовлетворении исковых заявлений от 15.04.2022 по делу № А43-939/2022, от 20.04.2022 по делу № А43-930/2022, по делу № А43-932/2022 и по делу № А43-940/2022, от 26.04.2022 по делу № А43-934/2022 и по делу № А43-933/2022, от 18.05.2022 по делу № А43-936/2022 и по делу № А43-935/2022, от 02.06.2022 по делу № А43-938/2022 и по делу № А43-937/2022), Забайкальского края, Республики Татарстан (отказ в удовлетворении исковых заявлений от 01.06.2022 по делу № А65-2959/2022), Сахалинской области (отказ в удовлетворении исковых заявлений от 30.05.2022 по делу № А59-597/2022), Ростовской области. Данные факты указывают на систематичное нарушение Обществом условий проведения торгов на право заключения концессионных соглашений.

Ссылка Общества на то, что заключение вышеуказанного концессионного соглашения с третьим лицом может привести к нанесению финансового ущерба в особом крупном размере государственному бюджету Российской Федерации в лице Калининградской области, так как данное соглашение не соответствует рыночным предложениям, отклоняется  судом ввиду следующего.

Между Калининградской областью и Министерством просвещения Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В рамках данного соглашения субъекту Российской Федерации выделяются денежные средства на определенный проект в рамках вышеуказанной программы.

Изменение данной суммы денежных средств не предусмотрено.

Кроме того, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», наоборот, возможно увеличение стоимости строительства, например, исходя из увеличения стоимости строительных материалов в связи с нынешней геополитической ситуацией.

Понуждение к заключению концессионного соглашения с Общестсвом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, невозможно и недопустимо, поскольку:

1) приведёт к нарушению Закона о концессионных соглашениях, так и нарушению статей 15 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие несоблюдения порядка заключения концессионного соглашения (предусмотренного частями 4.1 - 4.12 Закона о концессионных соглашениях);

2) у городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» отсутствует обязанность по заключению концессионного соглашения (по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации);

3) приведёт к нарушению прав и законных интересов Общества и городского округа «Город Калининград» заключивших и исполняющих концессионное соглашение в соответствии с требованиями законодательства.

4) приведет к срыву исполнения муниципальной программе «Развитие системы образования городского округа «Город Калининград», утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 30.12.2020 № 1202, и государственной программе Калининградской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с современными условиями обучения на период до 2025 года» и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Калининградской области», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31.07.2017 № 406.

Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд   

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «ГрадиентСтрой» отказать.

Решение  может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                   Залужная Ю.Д.

  (подпись, фамилия)