Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21 - 5052/2021 | |||||||
«22» | ноября | 2021 года | |||||||
Резолютивная часть решения объявлена | «15» | ноября | 2021 года. | ||||||
Решение изготовлено в полном объеме | «22» | ноября | 2021 года. | ||||||
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Широченко Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром инвест» (ОГРН <***> ИНН <***>, адрес: 196210, <...> лит. Д) о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области № 21/117 от 15.04.2021,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель ФИО1 по доверенности от 09.09.2021, паспорту;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром инвест» (далее - ООО «Газпром инвест», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (далее - Калининградстат, заинтересованное лицо) № 21/117 от 15.04.2021, полагая, что региональное управление по строительству объектов г. Калининграда юридическим лицом, филиалом, представительством ООО «Газпром инвест» не является, функция защиты интересов общества им не исполняется, оно не имеет самостоятельного баланса, расчетных и иных счетов, не ведет бухгалтерский и налоговый учет, местом фактического осуществления деятельности является Санкт-Петербург, ввиду чего обязанность представлять Форму № 4-ТЭР в Калининградстат у общества отсутствует.
Определением суда от 09.06.2021 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно статье 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением суда от 09.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства на основании части 2 пункта 5 статьи 227 АПК РФ.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя общества в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представитель заинтересованного лица заявление не признал, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве аргументы и дополнительно представленные в дело материалы, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Как дополнительно пояснил представитель заинтересованного лица, в порядке статьи 65 АПК РФ им раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у него не имеется.
Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Калининградстатом установлено, что в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" обществом не представлены сведения по форме федерального статистического наблюдения № А-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов", утвержденной приказом Росстата от 22.07.2019 N 419, по территориальному обособленному структурному подразделению, расположенному на территории Калининградской области ООО «ГАЗПРОМ ИНВЕСТ» за 2020 год.
По данному факту заместителем начальника отдела статистики предприятий Калининградстата в отношениии общества составлен протокол от 31.03.2021 № 117 об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Постановлением Калининградстата № 21/117 от 15.04.2021 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «ГАЗПРОМ ИНВЕСТ» 19.05.2021 направило в арбитражный суд заявление о признании его незаконным и отмене, полагая, что вина общества в совершении административного правонарушения отсутствует.
Срок обжалования постановления (ч. 3 ст. 208 АПК РФ) заявителем соблюден (с учетом праздничных дней).
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон № 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение № 620).
На основании пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 названного Положения, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом Росстата от 22.07.2019 № 419 утверждена форма федерального статистического наблюдения № А-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее также - Приказ N 404).
Согласно приказу Росстата от 22.07.2019 № 419 форму федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» предоставляют 16 февраля после отчетного года юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), являющиеся потребителями топлива и энергии, вторичных ресурсов, а также осуществляющие их реализацию населению и другим юридическим и физическим лицам.
Юридическое лицо заполняет форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации, первичные статистические данные предоставляются обособленным подразделением по месту своего нахождения.
Заполненная форма предоставляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки.
Судом установлено, что Региональное управление по строительству объектов г. Калининграда юридическим лицом, филиалом, представительством ООО «Газпром инвест» не является, оно не имеет самостоятельного баланса, расчетных и иных счетов, не ведет бухгалтерский и налоговый учет, местом фактического осуществления деятельности ООО «Газпром инвест» является Санкт-Петербург.
Таким образом, исходя из положений статьи 11 НК РФ (применительно к исполнению обязанности представления спорной формы статистического наблюдения) следует, что в целях признания обособленного подразделения таковым необходимо установление факта территориальной обособленности подразделения и создания в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.
Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически (применительно к адресу места расположения) отдельно от головной организации и за пределами административно - территориальной единицы ее регистрации. Подконтрольной тому или иному налоговому органу.
Под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Понятие рабочего места, дано в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, оборудование организацией рабочих мест и следует считать созданием обособленного подразделения, а форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на налоговый учет обособленного подразделения.
Кроме того, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23, части 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат постановке на учет как обособленные подразделения.
Как следует из материалов дела, в подтверждение совершения обществом вменяемого правонарушения Калининградстат представлены: форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за декабрь 2020 года по территориально обособленному подразделению с ОКПО 82129203270002, представленная в Калининградстат ООО «ГАЗПРОМ ИНВЕСТ», согласно которой средняя численность работников составляет 16 человек, протокол об административном правонарушении от 31.03.2021 N 117, выписка из ЕГРН в отношении общества.
Вместе с тем, информации, позволяющей установить основания квалификации спорного подразделения как обособленного Калининградстат не представлено, проверка и установления административным органом необходимых признаков для признания его таковым не проводилась.
Доказательств того, что в Региональном управлении по строительству объектов г. Калининграда созданы стационарные рабочие места для осуществления персоналом трудовой деятельности на постоянной основе, суду не представлено.
Постановление №21/117 от 15.04.2021 также не содержит ссылок на документы, на основании которых административным органом сделан обоснованный вывод о признании обособленным подразделением Региональное управление по строительству объектов г. Калининграда обособленным подразделением ООО «Газпром инвест».
Ссылка административного органа на среднюю численность работников, которая согласно заполняемым ООО «Газпром инвест» годовым формам отчетов № П-4, составляет 16 человек, не свидетельствует о создании стационарных рабочих мест.
Таким образом, у общества отсутствует обязанность по представлению в Калининградстат сведений по форме федерального статистического наблюдения № А-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов", утвержденной Приказом Росстата от 22.07.2019 № 419, по территориальному обособленному структурному подразделению, расположенному на территории Калининградской области ООО «ГАЗПРОМ ИНВЕСТ» за 2020 год, в связи с отсутствием статуса обособленного подразделения по правилам, содержащимся в Налоговом кодексе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 156, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить вынесенное Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром инвест» (ОГРН <***>) постановление по делу об административном правонарушении № 21/117 о назначении административного наказания от 15 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Д.В. Широченко |
(подпись, фамилия) |