Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236035
E-mail:kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21-50/2022 | |||||||
«11» | марта | 2022 года | |||||||
Резолютивная часть решения объявлена | «09» | марта | 2022 года | ||||||
Решение изготовлено в полном объеме | «11» | марта | 2022 года | ||||||
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ксензовой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Заместителя прокурора Калининградской области
к Администрации Гурьевского городского округа
о признании незаконным бездействия по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации», обязании разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 09.03.2022 г. и удостоверению;
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 г. и удостоверению.
установил: Заместитель прокурора Калининградской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Администрации Гурьевского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации», обязании разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа.
Заявитель поддержал требования.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, указывает, что 26.02.2016 г. Администрацией Гурьевского городского округа принято постановление № 1000 «Об утверждении порядка создания координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства», согласно которому с инициативой о создании координационных или совещательных органов в области развития малого или среднего предпринимательства должны выступать некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. Обязанности создавать такого рода органы у Администрации не существует.
Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд установил следующее.
Прокуратурой Гурьевского района проведена проверка исполнения Администрацией Гурьевского городского округа законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Проверочными мероприятиями установлено, что Администрацией Гурьевского городского округа не образованы координационные или совещательные органы в области развития малого или среднего предпринимательства, что подтверждается соответствующей информацией от 24.11.2021 (исх. № 02-12/17082), представленной заместителем главы Администрации Гурьевского городского округа в Прокуратуру.
Посчитав незаконным бездействие Администрации Гурьевского городского округа в части разработки порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) Администрация Гурьевского городского округа является органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 13 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1)привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2)выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3)проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4)выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5)привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Механизм реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Калининградской области урегулирован Законом Калининградской области от 20.10.2008 № 278 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области» (далее - Закон КО № 278).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона КО № 278 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Калининградской области, органами государственной власти Калининградской области осуществляется на основе принципов и при соблюдении ограничений, установленных ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Исходя из положений ст.ст. 1, 5 Закона КО № 278 поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления на конкурсной основе муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий, утвержденных муниципальными программами (подпрограммами), в порядке, утвержденном Правительством Калининградской области.
Подпунктом 37 пункта 1 статьи 3 Устава Гурьевского городского округа к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, на основании указанных правовых норм у администрации Гурьевского городского округа имеется обязанность по созданию на территории Гурьевского городского округа координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, Администрация доказательств создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, принятия нормативного правового акта о порядке создания таких органов на территории Гурьевского городского округа, в суд не представила.
Таким образом, в соответствии с требованиями п. 28 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 5 ст. 11, ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ на территории городского, сельского поселения должны быть образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.
Материалами дела подтверждено, что на дату обращения заявителя в суд, Администрацией не приняты все зависящие от нее и входящие в сферу ее компетенции, действия (меры) по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства (пункт 28 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ).
Суд считает обоснованным довод Прокуратуры о том, что оспариваемым бездействием органа местного самоуправления нарушены права и законные в сфере предпринимательской деятельности интересы неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на участие в деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Доводы Администрации, изложенные в отзыве, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (прокуратура) и заинтересованное лицо (орган местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Гурьевского городского округа по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа.
Обязать Администрацию Гурьевского городского округа разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Д. Кузнецова