ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5127/2011 от 15.08.2011 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21- 5127/2011

«18» августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2011 года. Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи С. Н. Сычевской

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И. Ю. Фетисовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

ООО «Пятый элемент» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Северо-Западному управлению Ростехнадзора

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 04 июля 2011 года № 47-55М37/ПС

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.09.2010 года;

от ответчика – не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пятый элемент» (далее – ООО «Пятый элемент», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган) с заявлением:

- Признать незаконным и отменить Постановление от 04.07.2011 года № 47-55М37/ПС о назначении административного наказания ООО «Пятый элемент» в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Общество считает оспариваемое постановление незаконным и необоснованным, поскольку многие обстоятельства, указанные в Акте проверки от 16.06.2011 года № 47-551-99/А послужившем основанием для принятия решения о привлечении заявителя к административной ответственности, не соответствуют действительности.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В суд поступили материалы административного дела в отношении ООО «Пятый элемент». Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной плановой выездной проверки с 14 по 16 июня 2011 года отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица, были выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности.

В ходе проверки был составлен Акт проверки № 47-551-99/А от 16.06.2011 года, согласно которому выявлены следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы,   работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, в соответствии с Положением о лицензировании взрывопожароопасных производственных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599- п.1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от21.07.1997г. №116-ФЗ (с изменениями); п. 5 ПБ 03-498-02 (Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом);

- не аттестован в области промышленной безопасности директор производственного комплекса - ФИО2, назначенный приказом от 18.04.2011 года №61-л - п.22 ПБ 03-498-02;

- отсутствует график аттестации специалистов, согласованный в установленном порядке - п. 19 ПБ 03-20-2007г.;

- не представлена отчетность за 2010 год в территориальный орган Ростехнадзора об организации и осуществлении производственного контроля на предприятии - п.2 ст. 11 ФЗ «О промышленной безопасности» «116-ФЗ от 21.07.97г.; Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ на ОПО, утв. пост. Правительства РФ от 10.03.99г. №263(с изм. от 01.02.05г.), п.14;

- не разработан План ликвидации аварий на 2011 год на ОПО - карьеры - п.п. 1,2 ПБ 03-498-02;

- не проведено ознакомление с ПЛА работников объекта - п. 3 приложения №1 ПБ 03-498-02;

- в положении о производственном контроле ООО «Пятый элемент», переработанном в 2010 году в связи с вводом объектов газопотребления, отсутствует контроль за ОПО горного надзора - карьерами Белкино, Белкинское, Желанное - п. 9 ПБ 03-498-02;

- в карьере песков «Белкино» сформирован рабочий уступ высотой, превышающей проектную допустимую высоту, согласованную в паспорте отработки добычного уступа. Запись о факте нарушения от 30.05.11 сделана в Книгу маркшейдерских указаний; нарушение не исправлено - п. 48 ПБ 03-498-02;

- на ОПО №А21-16178-005 - транспортный участок, отсутствует страхование гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект - п. 1 ст. 15 ФЗ «О промышленной безопасности» «116- ФЗ от 21.07.97г.; Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ на ОПО, утв. пост. Правительства РФ от 10.03.99г. №263(с изм. от 01.02.05г);

- в  нарушение требований п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп.5, 6 а), б), п. 11, 14 «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263 «Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных
 производственных объектах (РД 04-355-00): не проводятся проверки соблюдения требований промышленной безопасностью руководителями и специалистами предприятия в соответствии с разработанным графиком; не проводится анализ состояния промышленной безопасности при эксплуатации ОПО систем газопотребления в установленные сроки. Подтверждающие документы не предъявлены; не предоставляется информация по результатам производственного контроля в установленные сроки в территориальные органы Ростехнадзора (ежеквартально и по итогам текущего года). Подтверждающие документы не предъявлены; ответственными специалистами предприятия при проведении проверок по производственному контролю не выявляются нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО систем газопотребления предприятия, о чем свидетельствует нижеизложенное.

- в нарушение требований п. 1.2.1 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» (далее ПБ 12-529-03), п. 12 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 29.01.2007г. № 37 (далее РД 03-19-2007) не аттестован в области промышленной безопасности директор производственного комплекса - ФИО2, назначенный приказом от 18.04.2011 года№61-л;

-в нарушение требований п. 1.2.9 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» (далее ПБ 12-529-03), п. 26 Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 29.01.2007г. № 37(далее РД 03-20-2007) в период с 24 марта по 21 апреля 2011г. допущены к производству газоопасных работ оперативный персонал предприятия (операторы газоиспользующих установок, слесари по техническому обслуживанию и ремонты газового оборудования, слесари КИПиА) без проверки знаний в установленном порядке (протоколы проверки знаний 24.03.2010г. и от 21.04.2011г. в комиссии предприятия);

- в нарушение требований п. 19 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 29.01.2007г. № 37 (далее РД 03-19-2007) на предприятии отсутствует график проведения аттестации специалистов и рабочих, занятых на эксплуатации ОПО. Подтверждающие документы не предъявлены;

- в нарушение требований п. 16 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года (№116-ФЗ), п. 11.5 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, зарегистрированные в Минюсте России 04.04.2003, per. № 4376 (далее ПБ 12-529-03) , п. 9.23 ПБ 12-609-03 на предприятии не планировались и не проводились учебно-тренировочные занятия с оперативным персоналом предприятия по Планам взаимодействия при локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах систем газопотребления и ГРУ СУГ со спецслужбами Краснознаменского района. Подтверждающие документы за 2010, 2011 года не предъявлены;

- в нарушение требований п. 1 ст. 9 № 116-ФЗ, п. 24 приложения 3 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03) групповая резервуарная установка сжиженных углеводородных газов (ГРУ СУГ) промплощадки не оборудована средствами пожаротушения, предусмотренных проектом. Так, 08.06.2011г. на территории ГРУ отсутствовал пожарный щит (багор, лопата, ведро, кошма или асбестовое полотно) и песок в ящике;

- в нарушение требований п. 5.1.3, 5.1.6 ПБ 12-529-03 эксплуатационная документация ОПО не соответствует формам ОСТ 153-39.3-053-2003. Не разработаны эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы высокого и среднего давления природного и сжиженного газа. Паспорта по форме 7Э ОСТ 153-39.3-053-2003 (срок хранения постоянно) не предъявлены;

- в нарушение требований п. 5.7.1. 5.7.4, 5.7.5 ПБ 12-529-03 не обеспечен контроль за соблюдением требований НТД при эксплуатации приборов КИП опасного производственного объекта системы газопотребления предприятия. При проверке установлено, что эксплуатация узла учета расхода газа (высокое давление) природного газа ПУТ ШУГО, сосуды ГРУ СУТ, испарительная установка СУГ осуществляется с приборами КИП (пружинными манометрами) не поверенными в установленном порядке с 3 квартала 2010г. Последняя поверка 3 квартал 2009г.;

- в нарушение требований п. 5.7.1, 5.7.5, 5.7.6 ПБ 12-529-03 показания численных значений давления газа на манометрах, установленных в узле учета расхода природного газа ПУГ ШУГО (до фильтра, после фильтра и на выходе из ПУГ) превышает погрешность для данных приборов;

- в нарушение требований п. 5.7.1, 5.7.7 ПБ 12-529-03 на циферблатах (или корпусах) пружинных манометров, установленных на линиях редуцирования природного газа ГРУ цеха по производству кирпича, отсутствует обозначение шкалы, соответствующее максимальному рабочему давлению газа. Пределы измерения шкалы деления манометра, установленного на выходе из ГРУ (№1, 2) цеха, не обеспечивают показаний давления газа во 2/3 шкалы;

- в нарушение требований п. 2.5.13 ПБ 12-529-03 не опломбированы запорные устройства в открытом положении перед предохранительно-сбросными клапанами газорегуляторных установок цеха по производству кирпича и ШРП предприятия;

- в нарушение требований раздела 3 Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.021-75 «Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования» не предъявлены документы по техническому обслуживанию и ремонту вентиляционных систем цеха сборки промплощадки № 1. Паспорт вентиляционных систем, журналы ремонта и эксплуатации не предъявлены;

- в нарушение требований п.5.8.10 ПБ 12-529-03 не выполняются работы по проверке изолирующих фланцевых соединений, установленных на наружных газопроводах ОПО. Подтверждающие документы не предъявлены;

- в нарушение требований ст. 9 № 116-ФЗ не выполняются работы по
 содержанию охранно-пожарной сигнализации котельной в технически исправном состоянии. Подтверждающие документы о выполнении вышеназванных работ специализированной организацией не предъявлены;

- в нарушение требований п.5.3.6 ПБ 12-529-03 не обеспечен качественный обход трасс наружных газопроводов предприятия, выполняемых сторонними организациями. При проверке установлено, что на привязках подземного газопровода к постоянным ориентирам, отсутствуют обозначение сооружения, диаметр, давление газа, материал трубы и линейные размеры до углов поворотов и сооружений на газопроводе;

- в нарушение требований пп. 10.2, 10.4, 10.5 ПБ 12-529-03 допускается производство газоопасных работ по пуску газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование цеха по производству кирпича без выдачи наряда-допуска, без руководства аттестованным специалистом (11.05.2011г. аварийный останов оборудования по исчезновению напряжения в цепях защиты). В журнале выдачи нарядов-допусков какие-либо записи с момента пуска газа на предприятие (с 2009г.) отсутствуют. Наряды не предъявлены. Газоопасные работы, выполняемые без нарядов допусков в соответствии с утвержденным перечнем работ, не регистрируются в специальном журнале (журнал имеется в наличии, записи о выполнении работ отсутствуют);

- в нарушение требований п 5.2.2 ПБ 12-529-03 при проведении учебно-тренировочных занятий с оперативным персоналом предприятия, не отрабатывается порядок и навыки действия дежурных бригад и специалистов при возникновении аварийных ситуаций при эксплуатации газоиспользующего оборудования цеха по производству кирпича предприятия. Так, по плану локализации и ликвидации возможных аварий на газопроводах и газоиспользующем оборудовании опасных производственных объектов ООО «Пятый элемент», при прекращении подачи газа по различным причинам, возобновление газоснабжение должно осуществляться специализированными организациями, с которыми заключены договора на техническое обслуживание и ремонт (ООО «ЛПМ-Сервис», ООО «Калининградпромсервис»);

- при выборочной проверке аварийных остановок газоиспользующего оборудования силами защит установлено, что возобновление газоснабжения осуществлялось персоналом предприятия. Документированная технология организации и производства газоопасных работ по пуску газа на предприятии отсутствует.

Управлением 16 июня 2011 года в отношении Общества было вынесено предписание по результатам проверки соблюдения требований промышленной безопасности № 47-551-99/ПР. Руководителю предприятия ООО «Пятый элемент» предписано проанализировать выявленные нарушения требований промышленной безопасности и устранить их в установленные сроки, информацию о выполнении каждого пункта предписания с перечислением конкретных мер, принятых по устранению выявленных нарушений, представить в отдел промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора к 18 июля 2011 года.

По данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 24 июня 2011 года № 47-551-137/ПТ по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

04 июля 2011 года вынесено постановление о назначении административного наказания юридическому лицу № 47-551-137/ПС, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявленные требования Общества, не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку данная норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) или условий лицензии.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность; требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Федерального закона N 116-ФЗ).

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 9 Федерального закона N 116-ФЗ).

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. (статья 11 Федерального закона N 116-ФЗ).

Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (далее - Правила) обязательны для выполнения всеми организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими данный вид деятельности и утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 09.09.2002 N 57 "Об утверждении Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом".

Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом включает деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации объектов открытых горных работ. Объекты открытых горных работ отнесены к опасным производственным объектам.

Объектами открытых горных работ являются карьеры, прииски, дражные полигоны, объекты кучного выщелачивания, а также объекты разработки породных отвалов, некондиционных руд шахт, карьеров, гидроотвалов обогатительных фабрик, золоотвалов и шлакоотвалов ТЭЦ и металлургических предприятий.

Строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение (далее - строительство), эксплуатация объектов открытых горных работ должны осуществляться в соответствии с проектами, выполненными с учетом требований Федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" с изменениями и дополнениями от 02.01.2000 N 20-ФЗ, "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ, других федеральных законов, настоящих Правил и нормативной документации в области промышленной безопасности.

Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, и порядок оформления лицензий устанавливаются законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Организации, занятые разработкой месторождений полезных ископаемых открытым способом, обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, являющийся составной частью системы управления промышленной безопасности, в соответствии с требованиями Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263.

Ответственный руководитель работ по ликвидации аварии: немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных в оперативной части плана ликвидации аварии (в первую очередь по спасению людей, застигнутых аварией на объекте открытых горных работ), и контролирует их выполнение.(приложение № 1 Правил).

Согласно п. 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, горные работы по проведению траншей, разработке уступов, дражных полигонов, отсыпке отвалов должны вестись с учетом инженерно-геологических условий и применяемого оборудования в соответствии с утвержденными техническим руководителем организации локальными проектами производства работ (паспортами). В паспорте указываются допустимые размеры рабочих площадок, берм, углов откоса, высоты уступа, призмы обрушения, расстояний от горного и транспортного оборудования до бровок уступа или отвала. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него.

Руководители и специалисты организаций, осуществляющих деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, должны иметь соответствующее образование, обязаны проходить обучение и аттестацию в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (утверждено Постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 N 21 и зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2002, регистрационный N 3489).

Управлением установлено и вменено Обществу нарушение пунктов 9, 11, 15, 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г. что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материалами дела подтверждается, несоблюдение ООО «Пятый элемент» требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

При таких обстоятельствах, суд считает правомерным вывод Управления о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также пренебрежительное отношение Общества к выполнению своих публичных обязанностей в сфере промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Пятый элемент» (ОГРН <***>; ИНН <***>) об оспаривании постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западное управление Ростехнадзора) от04 июля 2011 года №47-55М37/ПС о назначении административного наказания юридическому лицу, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С. Н. Сычевская