ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5153/18 от 25.09.2018 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http: www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 5153/2018

«02»

октября

2018 года

Резолютивная часть оглашена 25 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 октября 2018 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи

Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>)к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления об административном правонарушении от 24.04.2018г. о привлечении к ответственности в соответствии ч.3 ст.9.23 КоАП,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности, паспорту,

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности, паспорту,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинградского района» (далее – ООО «УКЛР», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) от 24.04.2018 года по делу 4/45/ЖСА о назначении административного наказания, предусмотренного ч.3 ст.9.23 КоАП РФ (далее – заявление).

Определением суда от 17.05.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 03.07.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Информация о месте и времени проведения судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в Министерство поступило обращение жильца квартиры 16 в многоквартирном доме 20 по ул. Белибейская в г. Калининграде по вопросу приостановления газоснабжения потребителей жилого дома № 20 по ул. Белибейская в г. Калининграде, а также материалы ОАО «Калининградгазификация» о непредставления ООО «УКЛР» в допуске представителей специализированной организации ОАО «Калининградгазификация» для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в квартиры вышеуказанного дома.

Из поступившего сообщения ОАО «Калининградгазификация» следует, что между ОАО «Калининградгазификация» и ООО «УКЛР» заключен договор № 17/05-009-201 О/УК от 01.01.2010 на техническое обслуживание сетей газоснабжения входящих в состав общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома. В рамках указанного договора OAO «Калининградгазификация» приняло на себя обязательства оказывать услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее ТО ВДГО) надлежащего качества и в полном объеме. В соответствии с указанным договором - Заказчик обязан обеспечивать доступ для проведения технического обслуживания представителей «Специализированной организации» к сетям газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома к которым также относятся участки внутридомового газопровода, проложенные в жилых помещениях собственников многоквартирных домов. За 20 дней до проведения работ по ТО ВДГО, ОАО «Калининградгазификация» в адрес ООО «УКЛР» направлены графики с указанием списка домов и датами производства работ, а за- 3 дня до проведения на подъездах были вывешены объявления с указанием необходимой информацией для собственников жилых помещений, однако в указанные даты проведения работ доступ в жилые помещения не был обеспечен.

ОАО «Калининградгазификация» в адрес ООО «УКЛР» были направлены извещения - уведомление №1 от 28.11.2017 исх. 11648 и уведомление № 2 от 12.12.2017 за исх. № 12166 о необходимости доступа специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования по адресу: <...>, доступ к которым не был предоставлен жильцами квартир по выполнении работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Согласно акту ОАО «Калининградгазификация» от 26.07.2017 в адрес ООО «УКЛР» направлены извещения от 19.04.2017 исх. № 3058 (вх. 67 от 01.06.2017), от 07.06.2017 исх. № 4533 (вх.70 от 14.06.2017) о необходимости согласования даты и времени проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, находящегося внутри, квартир, доступ к которым не был предоставлен жильцами квартир при выполнении работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования по ул. Белибейская, 20,22, 24, 26 и ул. Вагнера, 1,3, однако, в нарушение п. 51 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержанию внутридомового и внутриквартирного обеспечения газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденному постановлениемПравительства РФ от 14.05.2013 № 10, ООО «УКЛР» не сообщило дату и время возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Сообщения в ОАО «Калининградгазификация», предусмотренные п.п. «Г» п. 42, п.50, 51 Правил, не представлены, не приложены.

В связи с выявленными нарушениями 15.03.2018 в отношении общества составлен протокол ЖК – 4/45/ЖСА об административном правонарушении.

На момент составления протокола доступ в квартиры ООО «УКЛР» не предоставлен, в связи с чем, данное административное правонарушение в соответствии с ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ является длящимся.

По результатам рассмотрения дела ООО «УКЛР» 24 апреля 2018 года привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 9.23 КоАП РФ согласно постановлению по делу об административном правонарушении, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

ООО «УКЛР» не согласившись с названым постановлением, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на незаконность постановления и отсутствие у Министерства полномочий на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч.3 ст.9.23 КоАП РФ за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению регулируются Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Правила).

Выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами.

Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ (п.46 Правил).

В соответствии с п.47 Правил в случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил.

Согласно п. 48 Правил исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения.

Исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (п.49 Правил).

Заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ (п.50 Правил).

П.51 Правил, определено, что при невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Исполнитель в согласованные с заказчиком дату и время выполняет работы по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, связанные с необходимостью получения доступа в соответствующее жилое или нежилое помещение (п.52 Правил).

Если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами.

В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку.

Копия акта направляется исполнителем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора, или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - органы жилищного надзора (контроля) (п.53 Правил).

При таких обстоятельствах, суд считает правомерным вывод Министерства о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ.

Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Поскольку в рассматриваемом случае на дату составления протокола об административном правонарушении – 15.03.2018 доступ в квартиры ООО «УКЛР» не предоставлен, суд считает, что общество правомерно привлечено к ответственности.

Таким образом, довод заявителя о незаконности протокола об административном правонарушении судом отклоняется.

Ссылка общества на отсутствие полномочий у Министерства на рассмотрение дел об административных правонарушениях судом также не принимается, поскольку в соответствии с ч.1 ст.23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьей 9.5.1, частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) настоящего Кодекса.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное Министерством административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, с учетом позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, а также в отсутствие исключительных обстоятельств, служащих основанием для назначения обществу административного штрафа ниже минимального размера, предусмотренного 3 ст. 9.23 КоАПР РФ.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 197-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «УК Ленинградского района» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Ю.Д.Залужная

(подпись, фамилия)