ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5468/08 от 17.09.2008 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-5468/2008

“24”

сентября

2008

Резолютивная часть объявлена 17.09.08г.

Полный текст решения изготовлен 24.09.08г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи

ФИО1

При ведении протокола судебного заседания

судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: Прокурора г.Балтийска Калининградской области

к

ОАО «Фармация»

о

привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ

при участии:

от истца:

не явился, извещен

от ответчика:

ФИО2, доверенность от 09.01.08г.

от третьего лица:

установил: Прокурор г.Балтийска Калининградской области (далее Прокурор) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении ОАО «Фармация» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ по постановлению от 21.08.08г. за реализацию лекарственных препаратов с грубым нарушением лицензионных требований.

В судебное заседание Прокурор не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.

Представитель Общества с заявлением не согласен, факт нарушений, перечисленных в постановлении, признает частично, только в части несоблюдения порядка хранения препаратов группы списка «Б». Считает, что Прокурором допущены процессуальные нарушения, влекущие невозможность привлечения Общества к административной ответственности – законный представитель юридического лица не был извещен о времени составления протокола, ему не разъяснялись его права и обязанности. Лицу, представлявшему интересы Общества, доверенность не выдавалась, следовательно оно не могло участвовать при производстве по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, 29.07.2008 года по результатам совместной проверки аптечного учреждения ОАО «Фармация», расположенного по адресу: Калининградская область, пос.Приморск Балтийского городского округа, Службой по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области был составлен акт проверки соблюдения лицензиатом выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, которым зафиксировано, что вышеуказанное аптечное учреждение осуществляет фармацевтическую деятельность с нарушениями требований лицензии:

- не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных средств, чтоявляется нарушением п. 4.5.2. «Инструкции по организации хранения в
 аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий
 медицинского назначения», утвержденной приказом Министерства
 здравоохранения РФ от 13.11.1996г. №377 «Об утверждении требований
 к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп
 лекарственных средств и изделий медицинского назначения»;

- не организовано хранение лекарственных препаратов списка «Б», что является нарушением п.5.6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.03г. №80;

- не назначен уполномоченный по качеству, что является нарушением п. 9.9 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;

- не утверждены должностные инструкции, что является нарушением требований п.9.8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;

- не организовано проведение внутренних проверок с последующим оформлением протоколов, что является нарушением требований п. 9.3-9.7 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;

- не утверждены правила внутреннего трудового распорядка дня, что является нарушением п. 9.2 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

На основании материалов проверки, Прокурор постановлением от 21.08.2008г. возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ и направил материалы дела об административном правонарушении в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд находит заявление Прокурора о привлечении ОАО «Фармация» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ не подлежащим удовлетворению.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Постановлением Правительства РФ №416 от 06.06.06г. утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

Пунктом 4 данного Положения перечислены лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении фармацевтической деятельности. К их числу подпунктом в) отнесено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Пункт 5 Положения гласит, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.

Согласно п.4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Статьей 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» определен порядок розничной торговли лекарственными средствами.

Пункт 4 названной статьи устанавливает, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

В соответствии с п.5.4., п.5.6. "Правил отпуска (реализации) лекарствен­ных средств в аптечных организациях", утвержденных Приказом № 80 от 04.03.2003 года Министерством здравоохранения Российской Федерации (да­лее - Правил), лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воз­действия на них различных факторов внешней среды в соответствии с уста­новленными требованиями.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 №80 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.03.2003 №4272) утвержден Отраслевой стандарт, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).

Согласно пунктам 3.10, 3.19 Отраслевого стандарта помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 метра от пола и на расстоянии не менее 3 метров от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

В соответствии с подпунктом 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 №377 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 22.11.1996 №1202), лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 град C) прохладной (или холодной) (12 - 15 град C) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для АТФ - (3 - 5 град C), что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.

Обществом представлены: Положение об аптеке, утвержденное директором ФИО3 22.08.05г., должностная инструкция заведующей аптекой, акт фармацевтического обследования аптеки от 28.03.07г., приказ о порядке хранения лекарственных средств в аптечных учреждениях ОАО «Фармация» №175/а от 26.12.07г., приказ о контроле качества лекарственных средств в аптечных учреждениях ОАО «Фармация» №174 от 26.12.07г. Однако, указанные документы не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Суд считает, что заявителем представлены достаточные доказательства наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем,заявленные Прокурором требования являются обоснованными.

Вместе с тем, при производстве по делу об административном правонарушении Прокурором допущены процессуальные нарушения, исключающие ответственность Общества по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

По смыслу и содержанию ст. 28.2 Кодекса административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса. В случае неизвещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом гарантий защиты.

В постановлении №46 от 26.07.07г. «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.04г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум ВАС РФ указал, что судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Поскольку представитель ОАО «Фармация» ФИО4, присутствовавшая при вынесении Прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не была уполномочена на представление интересов Общества соответствующей доверенностью, а данных о том, что законный представитель юридического лица – ФИО3, получал уведомления о явке в прокуратуру для участия в вынесении постановления, имеющего силу протокола об административном правонарушении заявитель не представил, оснований считать ОАО «Фармация» извещенным надлежащим образом о времени и месте составления постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, ст.202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора г.Балтийска Калининградской области о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ ОАО «Фармация» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в 10-дневный срок.

Судья

ФИО1

(подпись, фамилия)