Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-5518/2020
01 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2021г.
Полный текст решения изготовлен 01.02.2021г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Талалас Е.А.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Клушиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236040, <...>, заявление Общества с ограниченной ответственностью «КАРТЭ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании решения незаконны, при участии: |
от заявителя: ФИО1 по доверенности, паспорту; ФИО2 по доверенности, паспорту;
от Министерства: ФИО3 по доверенности, паспорту; ФИО4 по доверенности, паспорту;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «КАРТЭ» (далее по тексту – истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство), уточнив в ходе судебного заседания в порядке ст. 49 АПК РФ требования, о признании незаконным решения Министерства, выраженного в письме от 25.05.2020 № 4350-ОС, об отказе ООО «КАРТЭ» в приеме лесной декларации от 18.05.2020 № 4 и обязании принять лесную декларацию в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представители Министерства просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на законность отказа в принятии лесной декларации. Подробные возражения изложены в отзыве..
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
14 февраля 2012 года между ООО «КАРТЭ» (Арендатор) и Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (Арендодатель) заключен договор аренды лесного участка № 200-з.д. (далее – Договор аренды), в соответствии с которым Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 главы 1 Договора (далее – лесной участок) в целях заготовки древесины.
По условиям договора (п. 2) арендатору предоставлен для целей заготовки древесины лесной участок площадью 24 264,20 га, расположенный в Багратионовском, Гвардейском, Гурьевском, Зеленоградском районах в Калининградском лесничестве (Приложение № 1 к договору).
В 2017 году в Калининградской области проведено лесоустройство, в результате чего характеристики лесного участка, переданного в аренду обществу, изменились.
В связи с изменением характеристик арендуемого земельного участка 23 марта 2018 года между Министерством и Обществом заключено Дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений в Договор, в п. 2 Договора были внесены соответствующие изменения в части характеристик лесного участка.
10.05.2018 Министерством издан приказ № 213 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы внесения изменений в проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду обществу с ограниченной ответственностью «КАРТЭ» для осуществления заготовки древесины», которым был утвержден проект внесения изменений в проект освоения лесов в целях приведения в соответствие в связи с заключением Дополнительного соглашения № 1 от 23 марта 2012 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2011 № 838 Министерство оказывает государственную услугу по приему лесных деклараций.
Из материалов дела следует, что Обществом в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России № 17, была подготовлена и представлена в Министерство лесная декларация от 18.05.2020 № 4.
Письмом исх. №4350-ОС от 25.05.2020 Министерство отказало в принятии лесной декларации, указав, следующие основания для отказа:
1)в декларации указаны недостоверные сведения (несоответствие таксационным характеристикам) в следующих лесных участках: Семеновское участковое лесничество: квартал 102 выдел 28; квартал 155 выдел 21, квартал 155 выдел 13, квартал 163 выдел 7, квартал 115 выдел 40, квартал 116 выдел 17, квартал 117 выдел 8, квартал 116 выдел 14, квартал 169 выдел 15, квартал 169 выдел 5, квартал 103 выдел 26.
2)Несоответствие заявленных в рубку деревьев возраста спелости, установленному Приказом Федерального агентства лесного хозяйств Российской федерации (Рослесхоз) №105 от 09.04.2015 «Об установлении возрастов рубок» Приложение №1, в следующих лесных участках: Семеновское участковое лесничество: квартал 102 выдел 31, квартал 102 выдел 28; квартал 155 выдел 21, квартал 155 выдел 10, квартал 155 выдел 4, квартал 174 выдел 6, , квартал 174 выдел 7, квартал 115 выдел 36, квартал 117 выдел 8, квартал 169 выдел 15, квартал 169 выдел 5.
Полагая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО «КАРТЭ», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Статьей 23 ЛК РФ также определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
В силу положений статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, пунктом 12 которого установлено, что подраздел Проекта освоения лесов "Заготовка древесины" должен содержать, в том числе сведения об установленном объеме заготовки древесины на участке, а также общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
При этом форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утверждена форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
В пунктах 2, 3 Порядка определено, что лесная декларация подается не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уполномоченный орган, в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит, в том числе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В силу положений действующего правового регулирования конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины N 474).
Отказывая в принятии лесной декларации деклараций, Министерство указывало на несоответствие указанных в декларации сведений таксационным характеристикам и на несоответствие заявленных в рубку деревьев возрасту спелости.
В судебном заседании представитель Министерства указывал, что в таксационных характеристиках отсутствуют заявленные Обществом в декларации для рубки породы деревьев.
В частности, в составе вырубаемых насаждений Семеновского участкового лесничества отсутствую следующие породы деревьев: ели - квартал 102 выдел 28, ольхи - квартал 155 выдел 21, сосны - квартал 155 выдел 13, ясеня и сосны - квартал 163 выдел 7, сосны - квартал 115 выдел 40, ели, ольхи черной - квартал 116 выдел 17, сосны - квартал 117 выдел 8, ольхи черной - квартал 116 выдел 14, сосны - квартал 169 выдел 15, сосны - квартал 169 выдел 5, дуба - квартал 103 выдел 26.
Согласно части 2 статьи 69.1. Лесного кодекса РФ при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, таксационное описание, так же как проект освоения лесов, содержит сведения о преобладающих и сопутствующих древесных породах и не может охватить 100%-ый перечень всех пород деревьев, произрастающих в отдельно взятом выделе и лесном квартале.
Более того, в разделе 2.4 Проекта освоения лесов «Таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке» приведена таблица 2.4.1, в которой отражены усредненные сведения о наличии на арендованном Обществом земельном участке пород деревьев, в том числе указаны ель, сосна, ясень, дуб, ольха черная.
Доводы Министерства о том, что в случае выявления несоответствия данных государственного лесного реестра натуральному обследованию арендатором составляется акт несоответствия (п. 4.3 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496), судом не принимается во внимание, поскольку уполномоченным органом не представлены достаточные доказательства выявленного несоответствия. Кроме того, такой акт может составляться и самим уполномоченным лицом.
В судебном заседании установлено, что факт несоответствия установлен министерством без проведения натурного обследования лесного участка и составления заключений по результатам такого обследования, а посредством сравнения усредненных таксационных данных с данными декларации.
Министерством также не опровергнуты доводы Общества о допущенных Министерством арифметических ошибках, повлекших за собой неправильность подсчетов процентного соотношения древесных пород на лесохозяйственном выделе в отношении 11 выделов.
Так, согласно Проекту освоения лесов запас породы липа в квартале 102 выдел 28 составляет 1150 метров кубических, тогда как вырубаемый запас согласно Проекту освоения лесов составляет 287,5 метров кубических. Соответственно Министерством неверно применены значения показателей запаса на выделе.
Согласно п. 71 Лесоустроительной инструкции 1 % состава равен 10% запаса одной породы на выделе.
В соответствии с поданной лесной декларацией в квартале 102 выдел 28 в рубку заявлено 12 куб.м. древесины породы ель (Приложение 1 к лесной декларации от 18.05.2020). При делении 12 куб.м. на общий запас на выделе - 1150 куб.м. и умножении на 100 (метод пропорции) получается, что к рубке заявлен 1,04 % от общего запаса на выделе, а согласно Лесоустроительной инструкции для того чтобы ель включить единицей состава в формулу насаждения ее должно быть не менее 10% от общего запаса на выделе.
Квартал 155 выдел 21 заявленный объем ольхи черной в декларации 9 метров кубических. Запас на выделе согласно проекту освоения лесов 640 м куб. При делении (9:640)х 100=1,4% от общего запаса на выделе, тогда как Лесоустроительной инструкцией установлен минимальный размер 10%.
Квартал 155 выдел 13. Заявленный объем в декларации 18 куб.м. Запас на выделе согласно проекту освоения лесов 300 куб.м. При делении (18:300)* 100 = 6% от общего запаса на выделе, тогда как Лесоустроительной инструкцией минимальный размер 10%.
Выявленные в отказе Министерства древесные породы в процентном отношении составляют менее 10% состава древесной породы на указанных выделах Семеновского участкового лесничества Калининградского лесничества, соответственно, внесение изменений в данные Государственного лесного реестра не требуется, как не требуется составление актов несоответствия данным государственного лесного реестра стороной арендатора лесного участка при подаче лесной декларации.
Отклоняются судом доводы Министерства о несоответствии заявленных в рубку деревьев возрасту спелости, установленному Приказом Федерального агентства лесного хозяйств Российской федерации (Рослесхоз) №105 от 09.04.2015 «Об установлении возрастов рубок» Приложение №1. По мнению уполномоченного органа, возраст спелости дуба в защитных лесах составляет 101-121 год, тогда как в декларации возраст отобранных арендатором деревьев составляет 85-90 лет.
Между тем, в Приложении № 1 к приказу № 105 установлен возраст рубки дуба порослевого в защитных лесах 71-80 лет. Указанный Министерством в оспариваемом отказе возраст 101-120 лет относится к другой категории - к дубу семенному, в связи с чем, доводы министерства о несоответствии заявленных в рубку деревьев возрасту спелости судом отклоняется как несостоятельный.
На основании изложенного, суд, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, выраженное в письме от 25.05.2020 № 4350-ОС, об отказе ООО «КАРТЭ» в приеме лесной декларации от 18.05.2020 № 4.
Обязать Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области принять лесную декларацию от 18.05.2020 № 4 в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в пользу ООО «КАРТЭ» 3 000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Талалас
(подпись, фамилия)