ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5757/13 от 01.10.2013 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А 21-5757/2013

«04» октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена «01» октября 2013 года

мотивированное решение изготовлено «04» октября 2013 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе: судьи Талалас Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петрачковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236016, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2, зал судебных заседаний № 5, дело по заявлению:

Анучкина Виталия Александровича

к Комитету архитектуры и градостроительства администрации городского округа «г. Калининград» (ОГРН 1083925027702, ИНН 3904603262),

третье лицо: Администрации городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790)

о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома

При участии:

от заявителя: Зоренко Е. Ю. по доверенности от 06.09.2013г., паспорту

от ответчика: Липовецкая В.Ю. по доверенности, паспорту;

третьи лица: извещены.

установил:

Анучкин Виталий Александрович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее по тексту – Комитет), просит признать недействительным отказ Комитета в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа на земельном участке с кадастровым номером 39:15:130909:174 по адресу ул. Герцена - ул. Богатырской - ул. Глинки - ул. К. Цеткин в Ленинградском районе города Калининграда. В качестве восстановления нарушенного права просит обязать Комитет принять решение о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа на земельном участке с кадастровым номером 39:15:130909:174 по адресу ул. Герцена -ул. Богатырской - ул. Глинки - ул. К. Цеткин в Ленинградском районе города Калининграда.

Третье лицо о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поясняла, что Анучкину В.А. на правах аренды предоставлен земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа. Анучкин В.А. в предпринимательских целях неоднократно обращался в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако Комитет отказал в выдаче указанного разрешения. При этом в последнем письме от 19.06.2013 за исх. № 164-7/угр-198 Комитет отказал в выдаче разрешения на строительство, указав на несоответствие проекта требованиям п. 2 ГПЗУ по ограничениям в использовании земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории – зона РЗ-4. Оспаривая незаконный отказ, выраженный в письме от 19.06.2013 за исх. № 164-7/угр-198, заявитель указывает, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель в границах охранных зон до настоящего времени не утверждены Правительством Калининградской области в установленном законом порядке и не опубликованы в надлежащем виде. В связи с этим Правила землепользовании и застройки города Калининграда в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:130909:43 к зоне РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки - преимущественно 2 этажа + мансарда» не влекут правовых последствий, а отказ Комитета нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя. Представитель уточнив требования, пояснила, что заявителем оспаривается отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный в последнем письме Комитета от 19.06.2013 за исх. № 164-7/угр-198.

Судом ходатайство об уточнении требований удовлетворено.

Представитель Комитета просит отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в отзыве, пояснила, что в ходе проверки предоставленных заявителем документов было установлено несоответствие проектной документации требованиям п. 2 ГПЗУ в части ограничения в использовании земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки, в которой предельное количество этажности застройки преимущественно 2 этажа + мансарда». Комитет, руководствуясь ч. 13 статьи 51 ГРК РФ, отказал в выдаче разрешения на строительство, поскольку Правила землепользования и застройки города Калининграда являются действующими и обязательными к применению.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

31.12.2010 между Администрацией (Арендодатель) и ООО «ИНВЕСТ» (Арендатор) на основании постановлений главы города Калининграда от 22.12.2006 года № 3078 «О предоставлении ООО «Инвест - Балтика» земельного участка под строительство квартала многоэтажных жилых домов в границах красных линий улиц Герцена-Глинки-Богатырской - К.Цеткин в Ленинградском районе» от 16.04.2007, постановления № 856 «О внесении изменений в постановление мэра города от 22.12.2006 № 3078, постановлений администрации городского округа «Город Калининград» от 09.11.2009 № 1987 и от 07.12.2010 года № 2198 «О продлении ООО «ИНВЕСТ» срока аренды земельного участка», заключен договор № 010598 на передачу в аренду городских земель, по условиям которого арендатору был передан сроком до 22.06.2012 года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 39:15:130909:43, площадью 0,0976 га по ул. Герцена - ул. Глинки -ул. К. Цеткин в Ленинградском районе, под строительство одноквартирного дома.

03.06.2011 между Администрацией (Арендодатель), ООО «ИНВЕСТ» (Арендатор) и гражданином РФ Анучкиным В.А. заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору, согласно которому Анучкин В.А. принял на себя права и обязанности арендатора по договору № 010598 на передачу в аренду городских земель от 31.12.2010.

В связи с изменением площади и кадастрового номера земельного участка, произошедших в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 39:15:130909:174 площадью 1 466 кв. м. путем объединения смежных участков с кадастровым номером 39:15:130909:43 площадью 976 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 39:15:130909:171 площадью 490 кв.м, 04.06.2012 стороны заключили соглашение № 010598-2 о внесении изменений и дополнений к договору аренды от 31.12.2010 № 010598.

Согласно новой редакции договора аренды Арендатору был предоставлен сроком до 22.12.2014 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 39:15:130909:174 площадью 1 466 кв. м. по ул. Герцена - ул. Богатырская - ул. Глинки -ул. К. Цеткин в Ленинградском районе г. Калининграда под строительство одноквартирного дома, для благоустройства территории объекта индивидуального жилищного строительства (земельные участки, предоставленные для строительства индивидуальных жилых домов).

Постановлением от 30.11.2012 № 2231 был изменении вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:15:130909:174 площадью 1 466 кв.м. по ул. Герцена - ул. Богатырская - ул. Глинки - ул. К. Цеткин в Ленинградском районе г. Калининграда на вид «под строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа», в связи с чем соглашением от 20.02.2013 № 010598-3 были внесены соответствующие изменения в договор аренды от 31.12.2010 № 010598.

Договор № 010598 на передачу в аренду городских земель от 31.12.2010 и все последующие соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.

Заявитель указывает, что он в предпринимательских целях, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, неоднократно обращался в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Герцена - ул. Богатырская - ул. Глинки - ул. К. Цеткин в Ленинградском районе г. Калининграда, с представлением всех необходимых документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

Письмом от 23.04.2013 за исх. № 164-7/угр-141-809 Комитет отказал в выдаче разрешения со ссылкой на отсутствие проекта организации строительства и несоответствие проекта требованиям п. 2 ГПЗУ по ограничениям в использовании земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории – зона РЗ-4 – Предметные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки – «Квиднау», в котором предельное количество этажности застройки преимущественно 2 этажа + мансарда.

Заявитель повторно обратился в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство, предоставив все необходимые, предусмотренные статьей 51 ГрК РФ, в том числе Положительное заключение экспертизы от 19.04.2013 № 2-1-1-0028-13 о соответствии объекта капитального строительства градостроительным и техническим регламентам, градостроительному плану земельного участка, стандартам, нормативным техническим документам, результатам инженерных изысканий и заданию на проектирование.

Письмом от 19.06.2013 за исх. № 164-7/угр-198 Комитет отказал в выдаче разрешения на строительство, указав на несоответствие проекта требованиям п. 2 ГПЗУ по ограничениям в использовании земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории – зона РЗ-4 – Предметные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки – «Квиднау», в которой предельное количество этажности застройки преимущественно 2 этажа + мансарда.

Заявитель, ссылаясь на то, что отказ Комитета, выраженный в письме от 19.06.2013 за исх. № 164-7/угр-198, не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Анучкин А.В. не имеет возможности осуществлять строительство многоквартирного жилого дома на арендованном по договору аренды земельном участке, обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решении и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положении, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочии у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Отношения в области градостроительной деятельности регулируются законодательством о градостроительной деятельности, которое состоит из Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков (пункт 6 статьи 51 ГрК РФ).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта, предусмотрен в пункте 7 статьи 51 ГрК РФ и является исчерпывающим. В связи с этим требовать дополнительных документов не допускается.

Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В рассматриваемом случае, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось, как указано Комитетом, несоответствие проектной документации требованиям п. 2 градостроительного плана земельного участка по ограничениям в использовании земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории – зона РЗ-4.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.

Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 № 146 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (далее – Правила землепользования и застройки). Указанное решение было опубликовано в газете «Гражданин» (специальный выпуск) от 03.07.2009 № 32.

Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Калининград», являющейся приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы территориальных зон. Согласно названной карте земельный участок с кадастровым номером 39:15:130909:174, предоставленный Анучкину В.А. в аренду под строительство, полностью расположен в зоне Ж-З «Зона застройки малоэтажными жилыми домами». Основной вид разрешенного использования данной зоны предполагает застройку многоквартирными жилыми домами 2-4 этажей; блокированных жилых домов 1-3 этажей с придомовыми земельными участками; отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью 1-3 этажей с придомовыми участками; допускает размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения и иных объектов согласно градостроительному регламенту. Условно разрешенные виды использования земельного участка допускают строительство многоквартирных жилых домов 5-8 этажей.

В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия, являющейся приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером 39:15:130909:174 отнесен к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия - зона регулирования хозяйственной деятельности РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки». Режим градостроительной деятельности в зоне предусматривает малоэтажное строительство – преимущественно 2 этажа + мансарда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. N 315, предусмотрено, что проект зон охраны объектов культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт(схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

В соответствии со статьей 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 г. № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы.

Однако на дату рассмотрения спора по существу проект зон охран (как и сами зоны), предусматривающий отнесение земельного участка с кадастровым номером 39:15:130909:174 к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4 не разработан, не согласован в установленном порядке с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и не утвержден Правительством Калининградской области.

На основании изложенного, отказ Комитета со ссылкой на несоответствие проекта требованиям п. 2 ГПЗУ по ограничениям в использовании земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории – зона РЗ-4, является необоснованным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и энной экономической деятельности, а доводы Комитета о необходимости признания Правил застройки и землепользования в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:130909:174 недействительными, суд отклоняет как несостоятельные.

Таким образом, строительство на земельном участке с кадастровым номером 39:15:130909:174 многоквартирного жилого дома 2-4 этажей не противоречит требованиям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и Правилам землепользования и застройки города Калининграда,

Иных обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения на строительство, Комитетом в оспариваемом отказе не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным отказ Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа на земельном участке с кадастровым номером 39:15:130909:174 по адресу ул. Герцена - ул. Богатырской - ул. Глинки - ул. К. Цеткин в Ленинградском районе города Калининграда, выраженный в письме от 27.06.2013 № 164-7/угр-198-1208.

Обязать Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» принять решение о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа на земельном участке с кадастровым номером 39:15:130909:174 по адресу ул. Герцена -ул. Богатырской - ул. Глинки - ул. К. Цеткин в Ленинградском районе города Калининграда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.А. Талалас