ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5835/11 от 01.11.2011 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград дело №А21-5835/2011

2 ноября 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 1 ноября 2011г.

Решение изготовлено в полном объеме 2 ноября 2011г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Гениной С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рубацкой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства», Межведомственной конкурсной комиссии Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области о признании решения Межведомственной конкурсной комиссии от 26.04.2011 г., незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;

третье лицо: Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли правительства Калининградской области

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, свидетельство, паспорт

от заинтересованных лиц:

- ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» - ФИО2, доверенность от 12.01.2011г., паспорт,

- Межведомственная конкурсная комиссия Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области – ФИО3, по доверенности от 24.03.2011г., паспорт,

- Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области – не явилось, извещено;

от третьего лица: – ФИО4, по доверенности от 17.10.2011 г., паспорт

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее-Фонд) о признании решения межведомственной конкурсной комиссии ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» от 26 апреля 2011г. незаконным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании заявитель, уточняя исковые требования, в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил привлечь к участию в деле, в соответствии со ст46 АПК РФ, в качестве заинтересованных лиц - межведомственную конкурсную комиссию Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - конкурсная комиссия), министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли правительства Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (далее - Агентство) и в окончательном варианте «признать решение от 26.04.2011 г. межведомственной конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли правительства Калининградской области № 14 от 18.04.2011 г., об отказе ИП ФИО1 в предоставлении субсидии (гранта) как субъекту малого и среднего предпринимательства на регистрацию, приобретение оборудования, аренду помещений, подключение к энергосетям в первый год деятельности в размере 100 000 руб. незаконным; устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» и Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области обязанности по предоставлению ИП ФИО1 государственной поддержки в виде субсидии (гранта) в размере 100 000 руб.».

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено, указанные лица привлечены к участию в деле; уточненное заявление принято к рассмотрению.

18 октября 2011г. в судебном заседании заявитель пояснил, что требований к Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли правительства Калининградской области не имеет, в связи с чем, ходатайствует о выведении его из числа заинтересованных лиц и привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено. Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли правительства Калининградской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (ИНН <***>) (далее - Агентство) надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителей не направило. Представило отзыв. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, с учетом их уточнений.

Представители заинтересованных лиц и третьего лица возражали против заявленных требований. Представлены отзывы.

  Из материалов дела следует, что в рамках реализации подпункта 5 пункта 38 Целевой Программы Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013годы», утвержденного постановлением правительства Калининградской области № 57 от 13 февраля 2007 г., предприниматель подал в ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» заявку на участие в конкурсе на предоставление субсидии (гранта) как субъекту малого и среднего предпринимательства на регистрацию, приобретение оборудования, аренду помещений, подключение к энергосетям в первый год деятельности.

Согласно протоколу от 26 апреля 2011 г. на заседании Конкурсной комиссии ИП ФИО1 было отказано в предоставлении субсидии как - участнику конкурса, чей бизнес-проект по критериям, указанным в п. 5.1. приказа Министерства промышленности Калининградской области № 2 от 07 мая 2009 г., был оценен отрицательно.

Предприниматель ссылается на то, что об отказе ему стало известно из информации, размещенной на сайте Фонда 10.05.2011г. В связи с тем, что сведения об обратном отсутствуют в материалах дела и не опровергнуты заинтересованными лицами, суд полагает, что заявителем не пропущен срок на обжалование решения от 26.04.2011г.

Не согласившись с решением Конкурсной комиссии, изложенным в протоколе от 26.04.2011г.; полагая, что отказ в предоставлении субсидии следует признать недействительным, предприниматель обратился с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В рассматриваемом случае отсутствуют оба названных условия.

В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 13 февраля 2007 года N 57 "О целевой Программе Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы" (с последующими изменениями), на основании приложения N 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 года N 398 "О реализации мероприятий, предусмотренных целевой Программой Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы" (с последующими изменениями), приказом №42 от 10.09.2010г. Министерством промышленности Калининградской области (далее – Приказ №42) утверждено Положение о межведомственной конкурсной комиссии по отбору организаций - субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение субсидий (далее – Положение).

В состав Конкурсной комиссии входят представители Министерства финансов Калининградской области, Министерства экономики Калининградской области, Министерства промышленности, Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области, Конкурсного агентства Калининградской области, Калининградской областной Думы, ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства».

Пунктами 1.5. и 2.1 Положения, предусмотрено, что решение о победителях конкурса принимается конкурсной комиссией и оформляется в виде протокола заседания конкурсной комиссии. Решение о размере субсидии в отношении каждого участника-победителя конкурса принимается индивидуально. Организатором конкурса является ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства».

Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что конкурсный отбор осуществляет конкурсная комиссия.

Главами 3 и 6 Положения, предусмотрены права и обязанности организатора конкурса и конкурсной комиссии.

Конкурсная комиссия несет ответственность за соблюдение настоящего Положения, за объективность подхода к конкурсному отбору в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.

На основании представленных участниками конкурса документов межведомственная конкурсная комиссия, исходя из принципа объективности и достижения наивысших экономических и социальных результатов, проводит конкурсный отбор (п. 7.1 Приложения).

Приказом Министерства промышленности Калининградской области №2 от 7.05.2009г. утверждено Положение о проведении конкурсного отбора бизнес-проектов для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на регистрацию, приобретение оборудования, аренду помещений, подключение к энергосетям в первый год деятельности (далее – Положение №2).

Согласно пункту 2.2. положение №2, субсидии на создание и развитие бизнеса предоставляются с учетом следующих условий:

- на безвозвратной и безвозмездной основе;

- на условиях долевого финансирования за счет бюджетных средств до девяноста процентов целевых расходов, связанных с началом и развитием предпринимательской деятельности (десятипроцентное долевое финансирование целевых расходов на возмещение затрат по регистрации, приобретению оборудования, аренде помещений, подключению к энергосетям субъектов малого и среднего предпринимательства);

- при наличии бизнес-проекта на создание и развитие бизнеса.

В соответствии с п.5.1 приложения к приказу Министерства промышленности Калининградской области от 07.05.2009г. №2 при определении победителей конкурсного отбора конкурсная комиссия руководствуется следующими критериями:

- экономическая эффективность бизнес-проекта;

- значимость ожидаемых результатов реализации бизнес-проекта;

- социальная или инновационная направленность бизнес-проекта;

- дальнейшие перспективы развития бизнес-проекта.

Руководствуясь вышеизложенным, на заседании межведомственной

конкурсной комиссии 26.04.2011г. против предоставления субсидии ИП ФИО1 в размере 90% от затрат на регистрацию, приобретение оборудования, аренду помещений, подключение к электросетям, но не более 100 000 рублей, проголосовали восемь из восьми членов межведомственной конкурной комиссии.

Кроме того, в соответствии с пунктами 14-16 целевой программы Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009 - 2013 годы» выделены следующие приоритетные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:инновационная деятельность;услуги жилищно-коммунального хозяйства;социальные услуги;перерабатывающая промышленность;янтарная отрасль; туризм;концессия.

Режим наибольшего благоприятствования устанавливается для субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на экспорт произведенной ими продукции и оказанных услуг.

Особое внимание уделяется поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности, внедрению в промышленное производство перспективных высокотехнологичных разработок, упрощению процедуры выхода на региональные и международные рынки.

Из материалов дела следует, что по итогам прошедшего конкурсного отбора было подано 269 заявок, объявлены победителями 100 субъектов.

Субсидии победителям конкурсного отбора распределились следующим образом:

1) инновационная деятельность - 2 победителя;

2) услуги жилищно-коммунального хозяйства - 3 победителя;

3) социальные услуги - 55 победителей;

4) перерабатывающая промышленность - 18 победителей;

5) янтарная отрасль - 0 победителей;

6) туризм - 1 победитель;

7) концессия - 0 победителей;

8) сельское хозяйство - 13 победителей;

9) прочие - 8 победителей.

В категорию «прочие виды деятельности» вошло 44 заявки, включая предпринимателей, которые в рамках программы содействия занятости безработных создали свой бизнес.

Представители Комиссии и Министерства отметили, что наряду с ИП ФИО1 было подано еще 3 заявки на оказание юридических услуг - эти заявки также комиссией были отклонены.

В соответствии с процедурой, установленной Положением, заявление предпринимателя и прилагаемые документы были рассмотрен на заседании Конкурсной комиссии.

Таким образом, про мнению суд заявление предпринимателя рассмотрено в установленном порядке, а решение принято уполномоченным органом.

При этом само по себе оспариваемое заявителем решение Конкурсной комиссии, выразившиеся в отказе в предоставлении субсидии, не нарушают права и законные интересы ИП ФИО1

Судом установлено, что оспариваемый отказ в предоставлении субсидии не относится к актам ненормативного характера, влекущим возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не содержит властных предписаний. Доказательства наступления для предпринимателя негативных последствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлены.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемый отказ комиссии, оформленный решением от 26.04.2011г. соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области «Об утверждении Положения об Агентстве главного распорядителя средств бюджета Калининградской области» от 19 января 2006 года № 9, Агентство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции главного распорядителя средств областного бюджета Калининградской области в случаях, установленных законом Калининградской области об областном бюджете на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами Калининградской области, а также специальные функции в установленной сфере деятельности.

В соответствии с Положением о межведомственной конкурсной комиссии по отбору организаций - субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение субсидий, утвержденным приказом Министерства промышленности от 10.09.2010 года № 42 Комиссия вправе принимать решение, если на ее заседании присутствовало более половины от общего числа членов конкурсной комиссии.

В связи с тем, что Конкурсной комиссией было принято решение об отказе в предоставлении субсидий предпринимателю, и оно признано судом обоснованным, требование об обязании ГАУ Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» и Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области о возложении обязанности по предоставлению ИП ФИО1 государственной поддержки в виде субсидии (гранта) в размере 100 000 руб., суд считает, не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании представители сторон пояснили, что ими раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде.

Судья С.В. Генина