ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-58/08 от 12.02.2008 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Калининград

дело №

А21-58/2008

  18

февраля

2008года

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2008г.

  Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2008г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи Гениной С.В.

при ведении протокола судебного заседании судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лима-Транс» о признании незаконным решения должностных лиц таможенного поста Пограничный Неманской таможни.

при участии в заседании:

от заявителя: Литвин М.С. по доверенности от 9.08.2007г.

Литвин С.В., протокол собрания №24 от 23.12.2005г.

от ответчика: Пономарева С.В. по доверенности от 24.11.2007г.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лима Транс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц таможенного поста Пограничный Неманской таможни (далее - таможня), выразившиеся в незавершении таможенного режима «свободной таможенной зоны» в отношении принадлежащего ООО «Лима-Транс» грузового автомобиля марки «DAF» г.н. В 272 РН39 при его таможенном оформлении.

До вынесения решения суда, общество уточнило заявленные требования в порядке, установленном ст. 49 АПК РФ, просило признать незаконными решение должностных лиц таможенного поста Пограничный Неманской таможни о выпуске въездной/выездной декларации (далее - ВВД) №10220050/021004/АГ00001366.

Как следует из материалов дела и установлено судом: 2.10.2004 на таможенном посту Пограничный Неманской таможни произведено таможенное оформление транспортного средства марки «DAF» г.н. В 272 РН39, принадлежащего ООО "Лима-Транс", следующего по маршруту Калининград-Вильнюс. ВВД №10220050/021004/АГ00001366 о транспортном средстве была заполнена водителем общества Шимкунасом А. При этом в графе «3» в верхней части крайнего правого подраздела указан код «3400», что в соответствии с приложением к Приказу ГТК России от 21.08.2003г. №916, означает таможенный режим временного вывоза транспортного средства.

Как пояснил заявитель, представитель общества (водитель) допустил техническую ошибку при заполнении ВВД, так как согласно классификатора таможенных режимов, утвержденного Приказом ГТК РФ от 23.08.2002г. №900, таможенному режиму свободной таможенной зоны соответствовало кодовое обозначение «71», а таможенному режиму реэкспорта- кодовое обозначение «11». Следовательно, по мнению заявителя, в поданной представителем перевозчика ВВД, в графе 3 должна была быть внесена запись «1171».

Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.71 АПК РФ, судом в удовлетворении требований ООО «Лима-Транс» отказано, исходя из следующего:

В соответствии с п.13 Распоряжения ГТК РФ №699-р от 25.12.2003г. (действовавшего на момент предъявления ВВД) в целях использования транспортного средства, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации и помещенного как товар под таможенный режим свободной таможенной зоны (в соответствии с Федеральными законами от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области") с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, при международных перевозках грузов или пассажиров допускается применение упрощенного порядка его таможенного оформления. При этом таможенное оформление вывоза транспортного средства (при осуществлении им международной перевозки либо следовании порожним в целях совершения международной перевозки в Российскую Федерацию) осуществляется в соответствии с таможенным режимом реэкспорта применительно к порядку, установленному при вывозе с таможенной территории Российской Федерации транспортных средств, при условии декларирования этого транспортного средства с применением в качестве таможенной декларации ВВД. Должностное лицо таможенного органа в месте убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации в ВВД в графе "2" проставляет регистрационный номер таможенной декларации, в графе "Д" подраздела "Особые отметки" проставляет номер грузовой таможенной декларации, свидетельствующей о выпуске товаров в соответствии с первоначально выбранным таможенным режимом свободной таможенной зоны или таможенным режимом временного ввоза.

При таможенном оформлении в соответствии с таможенными режимами временного ввоза или свободной таможенной зоны транспортного средства в качестве товара, при условиях, что это транспортное средство ранее уже помещалось под такой же таможенный режим с применением ГТД перед ввозом на таможенную территорию Российской Федерации, было вывезено в соответствии с таможенным режимом реэкспорта при осуществлении международной перевозки и ввозится на таможенную территорию Российской Федерации при осуществлении международной перевозки, либо порожним, допускается его таможенное оформление в упрощенном порядке в соответствии с таможенным режимом временного ввоза или таможенным режимом свободной таможенной зоны, соответственно, применительно к порядку, установленному при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, при условии декларирования этого транспортного средства с применением в качестве таможенной декларации ВВД и представления в таможенный орган экземпляра грузовой таможенной декларации, свидетельствующей о ранее произведенном выпуске товара, в соответствии с которой транспортное средство было ранее помещено как товар под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны. При этом графы 5, 6, 7, 8 ВВД не заполняются, а в графе "3" в крайнем правом подразделе в верхней части указываются последовательно коды избираемого таможенного режима и таможенного режима реэкспорта. В графе "2" ВВД проставляется регистрационный номер таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были ранее помещены как товары под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны. Должностное лицо таможенного органа в месте прибытия транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации в ВВД в графе "Д" подраздела "Особые отметки" проставляет номер грузовой таможенной декларации, свидетельствующей о выпуске товаров в соответствии с первоначально выбранным таможенным режимом свободной таможенной зоны или таможенным режимом временного ввоза, при этом устанавливает срок временного ввоза, который указан как предельный в ГТД. Оформление выпуска в соответствии с таможенными режимами временного ввоза либо свободной таможенной зоны производится путем проставления должностным лицом таможенного органа в месте прибытия транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации в ВВД в графе "Д" подраздела "Результат" штампа "Выпуск разрешен" согласно порядку, установленному правовыми актами ГТК России. Экземпляр ВВД для таможни остается в таможенном органе, принявшем ВВД, а экземпляр ВВД для перевозчика передается согласно установленному порядку декларанту либо его представителю.

В целях осуществления таможенного контроля используются ГТД и ВВД, в соответствии с которыми перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации транспортные средства помещались под таможенные режимы временного ввоза либо свободной таможенной зоны соответственно.

Аналогичный порядок таможенного оформления применяется при использовании для осуществления международных перевозок транспортных средств, оформленных в качестве товаров, ввезенных как вклад в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации такие товары сохраняют свой первоначальный статус, подтверждаемый ГТД, в том числе таможенные льготы и ограничения по их использованию на таможенной территории Российской Федерации.

Согласно ст. 156 Таможенного кодекса РФ лицо, осуществляющее ввоз или вывоз товаров с таможенной территории РФ, обязано поместить эти товары под один из таможенных режимов, однако выбор таможенного режима либо его изменение является правом лица, осуществляющего ввоз или вывоз товара.

В приказе ГТК России от 21.08.2003г. №916 указано, что декларацию заполняют в 2-х экземплярах (для таможни и перевозчика), графы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 заполняет лицо, уполномоченное на подачу сведений в таможенный орган.

Из материалов дела следует, что в 2004 года указанное транспортное средство помещено под таможенный режим свободной таможенной зоны, действующий на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, с отметкой в паспорте транспортного средства: "ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей".

Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, принадлежащий обществу автомобиль, помещенный в качестве товара под таможенный режим свободной таможенной зоны,, используемый для осуществления перевозки по маршруту: иностранное государство - остальная часть таможенной территории РФ, не обладает для таможенных целей статусом транспортного средства.

Из материалов дела и документов, представленных ООО "Лима-Транс" в подтверждение обоснованности заявленных требований, не усматривается, что именно действия должностных лиц таможенного органа, по выпуску автомобиля общества 2.10.2004, имели последствия по привлечению общества к административной ответственности 28.11.2006г. ВВД была представлена перевозчиком в установленном законом порядке.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что в судебном порядке действие должностных лиц может быть признано незаконным лишь при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и интересов заявителя их осуществлением.

Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия осуществлены таможенным органом в рамках предоставленных законодателем полномочий, соответствуют требованиям таможенного законодательства. Доказательства нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обществом не представлены. В то время, как в соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Кроме того, заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействий) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, обществу стало известно о нарушении его прав 2.10.2004, следовательно, именно с этой даты начинается течение трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Общество обратилось в арбитражный суд только в 10 января 2008 года. При этом, суд не принимает во внимание довод общества о том, что о завершении таможенного режима, ему стало известно из письма таможенного органа 16 января 2008г. (исх.№35-01-35/6). Как правильно указал представитель общества в заявлении, поданном в арбитражный суд, после вынесения постановления судом апелляционной инстанции 2.08.2007 по делу №А21-7671/2006 у общества были основания полагать, что таможенный режим в отношении принадлежащего ООО "Лима-Транс" автомобиля мог быть фактически завершен.

Изучив доказательства, представленные обществом, суд пришел к выводу об отсутствии уважительных причин для пропуска установленного процессуального срока и отказал в удовлетворении заявленного ходатайства. Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Лима-Транс» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В. Генина