ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5926/2016 от 26.04.2018 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Калининград Дело № А21-5926/2016

«07» мая 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Любимовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «БАЛТИК-ЭКСПО»

к Правительству Калининградской области

третьи лица: Автономная некоммерческая организация «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018»;

Государственное казенное учреждение Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства»;

Общество с ограниченной ответственностью «ЗЕМЛЕМЕР»,

компания «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.»

о признании недействительным (в части) постановления от 30.12.2014г. № 929

при участии в заседании:

от заявителя: Гриценко П.П. – директор по паспорту, Булычев А.В. – по доверенности от 15.09.2015 и паспорту

от Правительства КО: Готовчик А.Л. – по доверенности от 12.02.2018 и паспорту

от Компании «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.»: Булычев А.В. – по доверенности от 15.09.2015 и паспорту

установил:

Открытое акционерное общество "Балтик Экспо", место нахождения: 236000, Калининградская область, Калининград, Октябрьская улица, дом 3А, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884 (далее - ОАО "Балтик Экспо", Общество), обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области с рядом требований, предъявленных к органам и к должностным лицам исполнительной власти Калининградской области.

Заявление ОАО "Балтик Экспо" принято к производству: делу присвоен номер А21-4363/2015.

Позднее определением суда первой инстанции от 05.08.2016 по указанному делу часть требований Общества была выделена в отдельное производство - с присвоением делу номера А21-5926/2016. После принятия судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений от заявителя его заявление к правительству Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство КО), содержало следующие требования:

1. Признать частично недействительным постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест" (далее - Постановление N 929) в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. В том числе в части: образования земельного участка N 138 площадью 105 076 кв. м "Для размещения объектов транспортной инженерной инфраструктуры" (пп. 2 пункта 2 "земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2") в части включения в него земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а.

Признать также недействительным "Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест" (далее - Проект межевания), разработанный следующими организациями: автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018" (далее - АНО "Дирекция Калининград 2018"), государственным казенным учреждением Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - ГКУ КО "РУЗКС"); а также обществом с ограниченной ответственностью "Землемер" (далее - ООО "Землемер"), утвержденный Постановлением N 929 в части, касающейся:

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в пп. 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд";

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. в пп. 138 таблицы 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в участок 138 таблицы 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства".

- включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в таблицу "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства;

- "красных линий", проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. метров в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящих по зданию выставочного комплекса площадью 3045,2 кв. м литера "В" и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв. м литера "А", включенных в "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

2. Обязать Правительство КО, АНО "Дирекция Калининград 2018", ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер" устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов ОАО "Балтик Экспо" и компании "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" в течение месячного срока после вступления в законную силу решения по настоящему делу, а именно:

- внести изменения в Постановление правительства КО N 929 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, путем исключения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из земельного участка N 138 площадью 105 076 кв. м "Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры" (пп. 2 пункта 2 "земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2");

- подготовить и внести изменения в Проект межевания, утвержденного Постановлением КО N 929, в части касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а именно: привести Проекта межевания в соответствие с "Градостроительным планом земельного участка" от 26.06.2014 N RU39301000-5015 и постановлением Мэра Калининграда от 09.04.2003 N 731, которыми на данном земельном участке ОАО "Балтик Экспо" разрешено строительство: экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью: 4 - 16 этажей, в том числе:

- исключить названный земельный участок из подпункта 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд";

- исключить данный земельный участок из подпункта 138 таблицы N 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" части земельного участка площадью 8749 кв. м;

- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, из участка 138 таблицы N 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из таблицы "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- исключить "красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящие по зданию выставочного комплекса пл. 3045,2 кв. м литера "В" и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв. м литера "А", из "Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- привести "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" в соответствие с "красными линиями", предусмотренными Градостроительным планом земельного участка от 26.06.2014 N RU39301000-5015.

К участию в выделенном арбитражном деле N А21-5926/2016 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АНО "Дирекция Калининград 2018"; ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер"; а также компания "CZECHOSLOVAK ENERGY, a.s".

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Балтик Экспо" отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2018 вышеуказанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области в ином составе суда.

В ходе нового рассмотрения Обществом дополнено основание заявления и уточнен предмет спора и просит:

1. Признать недействительным постановление № 929 в части, касающейся:

- нахождения земельного участка площадью 8 749 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в содержании пп.43 таблицы № 2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков) подлежащих изъятию для государственных нужд» проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929, как земельного участка подлежащего изъятию для размещения объектов инфраструктуры в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года;

- нахождения земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в составе земельного участка 138 (Т-2) пл. 105076 кв.м. «Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры» (пп.2) пункта 2 "земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2").

В том числе, признать также недействительным Проект межевания, разработанный следующими организациями: АНО "Дирекция Калининград 2018", ГКУ КО "РУЗКС"; а также ООО "Землемер", утвержденный Постановлением N 929 в части, касающейся:

- нахождения земельного участка площадью 8 749 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, в содержании пп. 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд", как земельного участка подлежащего изъятию для размещения объектов инфраструктуры в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018;

- нахождения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а. в составе земельного участка 138 (Т-2) площадью 105076 кв.м. таблицы 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- нахождения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м. в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в составе земельного участка 138 площадью 105076 кв.м. в содержании таблицы 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства".

- нахождения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м. в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а в содержании таблицы "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства;

- "красных линий", проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18, площадью 29 459 кв.м. в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящих по зданию выставочного комплекса площадью 3045,2 кв. м литера "В" и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв. м литера "А", включенных в "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства".

2. Обязать Правительство Калининградской области, АНО "Дирекция Калининград 2018", ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер" устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов ОАО "Балтик Экспо" и компании "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" в течение месячного срока после вступления в законную силу решения по настоящему делу, а именно:

- внести изменения в Постановление правительства Калининградской области N 929 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, путем исключения земельного участка площадью 8 749 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, из содержания пп.43 таблицы № 2 «Перечень земельных участков (частей земельных участков) подлежащих изъятию для государственных нужд» проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденного постановлением № 929 и исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из состава земельного участка N 138 площадью 105 076 кв. м "Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры" (пп. 2 пункта 2 "земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2");

- подготовить и внести изменения в Проект межевания, утвержденного Постановлением КО N 929, в части касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а именно: привести Проект межевания в соответствие со сложившимся у ОАО «Балтик Экспо» землепользованием согласно постановлению Мэра Калининграда от 09.04.2003 N 731 и договором аренды № 001764 на передачу в аренду городских земель от 09.06.1998, заключенном между Мэрией г. Калининграда и ОАО «Балтик Экспо» (в редакции соглашения № 001764-4 от 19.12.2008), которым на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а ОАО «Балтик Экспо» разрешено строительство: Экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневые гаражи и т.д. Этажностью 4-16 этажей, в том числе:

- исключить земельный участок площадью 8 749 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из содержания пп. 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд";

- исключить с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из состава земельного участка 138 площадью 105 076 кв.м. таблицы N 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" части земельного участка площадью 8749 кв. м.;

- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, из состава земельного участка 138 площадью 105 076 кв.м.таблицы N 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а из содержания таблицы "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

- исключить "красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв.м в Московском районе Калининграда по Октябрьской улице 3а, а также проходящие по зданию выставочного комплекса пл. 3045,2 кв.м литера "В" и зданию выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м литера "А", из "Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";

Привести "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" в соответствие с землепользованием, сложившимся у ОАО «Балтик Экспо» согласно договором аренды № 001764 на передачу в аренду городских земель от 09.06.1998, заключенном между Мэрией г. Калининграда и ОАО «Балтик Экспо» (в редакции соглашения № 001764-4 от 19.12.2008).

Представитель Правительства Калининградской области возражал против удовлетворения заявленных требований, представил отзыв на заявление.

Представитель компания «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.» заявленные требования поддержал.

АНО "Дирекция Калининград 2018"; ГКУ КО "РУЗКС" и ООО "Землемер"в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд установил.

Как следует из материалов дела ОАО "Балтик Экспо" является собственником двух объектов недвижимости (здания выставочного комплекса площадью 3045,2 кв.м, а также здания выставочного павильона площадью 1927,8 кв.м), расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м, находящемся по адресу: Калининград, Октябрьская улица, дом N 3а.

Указанный земельный участок принадлежит Обществу на праве аренды согласно договору от 09.06.1998 N 001764, заключенному правопредшественником с мэрией Калининграда.

Письмом от 13.03.2015 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки (утвержденный Распоряжением N 1735-р) и на Проект межевания (утвержденный Постановлением N 929) уведомило ОАО "Балтик Экспо" о формировании в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения на нем транспортной и инженерной инфраструктуры, а также о необходимости изъятия в связи с этим обстоятельством как арендуемого Обществом участка, так и находящихся на нем объектов недвижимости.

ОАО "Балтик Экспо" посчитало названный Проект межевания в части арендуемого земельного участка незаконным и несоответствующим упомянутому Проекту планировки, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с настоящим заявлением.

По существу рассматриваемых требований суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по следующим мотивам.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

В связи с проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу принят Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ), предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Названным Законом N 108-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым нормы Закона N 108-ФЗ подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Статьей 27 Закона N 108-ФЗ установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, под которыми согласно пункту 25 статьи 2 Закона понимаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

Согласно части 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Статьей 30 Закона N 108-ФЗ допускаются изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также изъятие расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Данной статьей установлены особенности изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимости для размещения объектов инфраструктуры.

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, объемы и источники финансирования и особенности осуществления мероприятий с учетом государственных программ Российской Федерации и входящих в их структуру федеральных целевых программ, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти. Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая строительство в Калининграде стадиона на 35 000 зрительских мест (в том числе временные трибуны на 10 000 зрительских мест), Солнечный бульвар, (в редакции постановления от 20.02.2015 N 148) с финансированием проектных и изыскательских работ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, строительно-монтажных работ - за счет федерального бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенная для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Приложением N 2 к Основной части проекта планировки является Характеристика проектной улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева.

На основании данного Проекта планировки постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 со ссылкой на статью 27 Закона N 108-ФЗ утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест.

В общих положениях основной части Проекта планировки указано, что проект разработан для территории в границах следующих участков: территория Московского района г. Калининграда в границах рек Новая и Старая Преголя. Спорный земельный участок Общества находится в указанных границах.

Данным постановлением в границах территории, подлежащей межеванию образованы земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно приложению N 2, в том числе участок N 138 общей площадью 105 076 кв. м включающий арендуемый Обществом земельный участок, для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

На это указано также и в письме Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 03.02.2016 №А26-09-5472891 (листы дела 62-65 том 17).

Указанные выше Проект планировки и Проект межевания опубликованы в порядке, установленном частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса.

Проект планировки со всеми приложениями является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется. Отображение в Проекте планировки зон и границ образованных земельных участков, предназначенных для размещения объектов строительства, полностью соответствует требованиям статей 41 - 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и публично-правовым целям по обеспечению функционирования вышеуказанной территории г. Калининграда не только на период проведения чемпионата мира по футболу, но и в последующем.

Графическая часть проекта планировки (приложения N 5) утверждена Правительством Российской Федерации в составе чертежей: чертеж границ зон планируемого размещения объектов; чертеж красных линий; чертеж объектов транспортной инфраструктуры; чертеж объектов инженерной инфраструктуры.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015, оставленным без изменения определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 отказано в удовлетворении требований заявителей об оспаривании в части Распоряжения N 1735-р. Указанное решение вступило в законную силу.

Таким образом, распоряжение N 1735-р является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется.

Решением от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, ОАО "Балтик Экспо" отказано в признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке предложений о внесении изменений в Основную часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, ранее утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего. Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца и набережную Генерала Карбышева.

Действующим законодательством не регламентирован порядок оспаривания документации по планировке территории отдельно от правовых актов, которыми они утверждены.

В соответствии с пунктом 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" официальным является текст распоряжения Правительства РФ, впервые опубликованный в одном из официальных изданий Российской Федерации.

В силу пунктом 2, 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием актов Правительства РФ считается их публикация в Собрании законодательства РФ и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения иными способами.

Опубликованный в вышеуказанном порядке текст правового акта является официальным и подлежащим исполнению всеми лицами, на которые распространяется его действие.

В связи с чем, судом отклонено ходатайство Общества о фальсификации и исключении из числа доказательств копии распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 года № 1735-р, имеющейся в распоряжении Правительства Калининградской области и заверенную, якобы, Руководителем отдела Департамента делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации Пушилиной И. и копии указанного распоряжения, заверенного Заместителем директора Департамента делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации Овсянниковым В.Б., поступившую в суд от 21.03.2018 из Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации за подписью Линченко Н.

Также не подлежит удовлетворению заявление ОАО «Балтик Экспо» о привлечении к судебном штрафу Директора Департамента делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации Ряховского Андрея Дмитриева за неисполнение определения суда от 05.03.2018 об истребовании доказательств, поскольку законные основания для наложения судебного штрафа отсутствуют.

В части обязания Правительства Калининградской области на внесение изменений в постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, следует указать, что документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры согласно части 9 статьи 27 Закона N 108-ФЗ, как и документация по межеванию территории, утверждается без проведения публичных слушаний. Законом исключена возможность непосредственного участия населения при осуществлении органами государственной власти своих градостроительных функций в рамках подготовки государства к чемпионату мира по футболу 2018 года, что обусловлено особой значимостью объектов строительства, тогда как требование Общества о возложении такой обязанности на Правительство Калининградской области предполагает широкое понимание Закона N 108-ФЗ и нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Доводы заявителя о несоответствии опубликованных чертежей проекта планировки чертежам, утвержденным распоряжением № 1735-р не подтверждены какими-либо доказательствами.

В то же время, Правительством Калининградской области представлена схема, подготовленная Государственным бюджетным учреждением Калининградской области «Региональный градостроительный центр» (лист дела 64 том 16), с наложением (фрагмента Проекта планировки, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р и Проекта межевания, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 № 929, в части спорного земельного участка, с указанием границ (поворотных точек с координатами). На указанной схеме наложение в части Проекта планировки и Проекта межевания полностью соответствует друг другу в части поворотных точек.

Таким образом, Проект межевания, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 № 929, в части определения границ подлежащего изъятию спорного земельного участка с точностью, определенной в координатах поворотных точек, соответствует Проекту планировки, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-p.

Учитывая изложенное, внесение каких-либо изменений в действующие Проект межевания и Проект планировки, равно как принятие и утверждение новых Проектов, не требуется. Понуждение Правительства Калининградской области к совершению указанных действий предполагает расширительное понимание закона и возлагает на орган государственной власти субъекта РФ обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

Кроме того, Апелляционным определением Верховного суда от 14.02.2018 № 71-АПК17-10 отказано в удовлетворении заявления ОАО «Балтик Экспо» о признании Генерального плана городского округа "Город Калининград" (далее также - Генеральный план), утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 (далее также - Решение N 255), не действующими в части установления функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18, расположенного по ул. Октябрьской, 3а в Московском районе г. Калининграда.

Как следует из указанного определения отображение в Генеральном плане границ функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 полностью соответствует Основной части проекта планировки территории, а чертежи проекта планировки направлены на реализацию разделов 5. "Улично-дорожная сеть и транспортное обслуживание" и 6. "Инженерная инфраструктура", то есть содержат комплексное планирование, в том числе необходимость развития улично-дорожной сети. Отсутствие на самом Генеральном плане (в оспариваемой его части) отображения объектов местного, регионального или федерального значения, для размещения которых установлены функциональные зоны, требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит.

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Российской Федерации в определении № 71-АПК17-10 сделан вывод о том, что отнесение земельного участка к функциональным зонам «зона смешанного функционального назначения» и «зона улично-дорожной сети» не противоречит нормам градостроительного законодательства и нормативных правовым актам.

Утверждения заявителя, со ссылкой на письма Министерства спорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 07-5-16/3396, письма Правительства КО от 20.10.2015 N 15-881/9-140 и письма главы городского округа "Город Калининград" от 25.10.2016 N 110/и (листы дела 55-57, 60 том 6) относительно того, что строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную генерала Трибуца и набережную генерала Карбышева фактически не предусматривается, судом отклоняются.

Вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 21.09.2017 N 3а-47/2017 отказано ОАО "Балтик Экспо" о признании частично недействующим постановления Правительства Калининградской области от 15 марта 2016 года N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 31 октября 2013 года N 800 "О программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" в части, касающейся включения в Приложение N 3 "Мероприятия, объемы и источники финансирования программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" следующего дополнительного мероприятия:

- пункт 32. Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде с объемом финансирования за счет бюджета Калининградской области в размере 345 млн. рублей. Прогнозный срок ввода объекта - декабрь 2017 года. Соисполнитель - Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.

Как установлено в указанном решении, строительство в Калининграде за счет бюджета субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, предусмотрено подпрограммой "Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры", являющейся составной частью Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".

Хотя непосредственно строительство вышеуказанного надземного пешеходного перехода в названную федеральную программу не включено, осуществление за счет средств бюджета Калининградской области в рамках региональной программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году проекта по строительству надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Адмирала Трибуца и набережную Генерала Карбышева в г.Калининграде на федеральном уровне предусмотрено разделом 16 "Инфраструктурное обеспечение эффективного функционирования объектов спортивной инфраструктуры, возводимых в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году" Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1014).

Строительство указанного надземного пешеходного перехода предусмотрено также распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года N 1735-р. В Приложении N 2 к Основной части проекта планировки "Характеристика проектной улично-дорожной сети" указан объект "Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева".

Суд также отмечает, что пунктом 4 главы 1 Программы, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800 усматривается, что вновь созданная и модернизируемая инфраструктура, необходимая для подготовки к проведению чемпионата мира, после проведения мирового футбольного первенства останется для дальнейшего использования жителями Калининградской области на период максимальной эксплуатации возведенных и реконструированных объектов.

Таким образом, проект планировки со всеми приложениями является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется. Отображение в Проекте планировки зон и границ образованных земельных участков, предназначенных для размещения объектов строительства, полностью соответствует требованиям статей 41-43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и публично-правовым целям по обеспечению функционирования вышеуказанной территории г. Калининграда не только на период проведения чемпионата мира по футболу, но и в последующем.

На основании изложенного, в удовлетворении заявления Обществу следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья С.Ю. Любимова