ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-5954/2023 от 05.02.2024 АС Калининградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Рокоссовского, д. 2, г. Калининград, 236040

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А21-

5954

/2023

05

февраля

2024 года

г. Калининград

Резолютивная часть решения объявлена

22 января 2024 года.

Решение в полном объёме изготовлено

05 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Глухоедова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём Вердян Н.С., при участии в судебном заседании от истца представителей по доверенности от Прокуратуры ФИО1, от МБУ «ОКС» ФИО2, от ООО «СК «Запад-Строй» Илии Д.А., от ГКУ «РУЗКС» ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Калининградской области (далее – Прокурор) о признании недействительным дополнительных соглашений № 4 от 03.06.2022, № 5 от 05.07.2022, № 9 от 14.03.2023, заключенное между муниципальным бюджетным учреждением «Отдел капитального строительства Балтийского муниципального района» (место нахождения: 238520, <...>, ОГРН: <***>; ИНН: <***>; далее – МБУ «ОКС», Учреждение) и обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЗАПАД-СТРОЙ» (адрес:  238324, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>; далее – Общество) к муниципальному контракту №0335200014921004683/2021 от 27.12.2021 (далее – Контракт).

Прокурор просил применить последствий недействительности сделки в виде обязанности вернуть аванс в размере 30 953 972 рубля 07 копеек, аванс в размере 68 098 738 рублей 55 копеек, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 609 315 рублей 24 копейки.

Определениями Арбитражного суда Калининградской области 28.08.2023 и 25.12.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное казённое учреждение Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» (далее - ГКУ «РУЗКС»), администрация муниципального образования «Балтийский городской округ» (далее – Администрация).

В обоснование заявленных требований Прокуратура указала, что в ходе проверки исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов выявлен факт увеличения цены муниципального контракта на выполнение работ по строительству дошкольного образовательного учреждения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), а также факт подписания дополнительных соглашений, предусматривающих дополнительное авансирование выполняемых в рамках муниципального контракта работ.

От ответчиков и третьих лиц в суд поступили отзывы на иск, в которых участники процесса возражали против удовлетворения иска, указав, что действия по заключению спорных дополнительных соглашений обоснованы пунктом 65.1 статьи 112 Закон № 44-ФЗ.

В судебном заседании представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, представил пояснения и судебную практику.

Представитель сторон и третьих лиц продержал доводы в отзывах, просили в удовлетворения иска отказать, указав, что большая часть работ по муниципальному контракту на сумму 231 612 734,10 рублей уже выполнена, сдана Заказчику и последним оплачена.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) в судебном заседании 15 января 2024 года объявлялся перерыв до 22 января 2024 года до 08 часов 35 минут.

Заслушав представителей Прокуратуры, сторон, и третьих лиц, исследовав доказательства по делу, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, прокуратурой  Калининградской области проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства при реализации приоритетных  национальных проектов выявлен факт необоснованного увеличения цены муниципального контракта на выполнение работ по строительству дошкольного образовательного учреждения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах и развития РФ на период до 2024 года» утверждены основные направления деятельности Правительства РФ на период до2024 года, которыми определены цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства РФ в том числе при реализации национального проекта «Демография».

В ходе исполнения вышеуказанного направления разработан региональный проект Калининградской области «Содействие занятости женщин - доступность дошкольного  образования для детей», в рамках которого между Учреждением (заказчик) и Обществом (генеральный подрядчик) 27.12.2021 заключен муниципальный контракт  №0335200014921004683/2021 от 27.12.2021 по объекту «Строительство детского сада на 225 мест по адресу: Шоссе Морской пехоты, г. Балтийск, Калининградской области».

В первоначальной редакции цена контракта по п. 3.1 составила 309 539 720 рублей 68 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 %.

Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта.

Генеральный подрядчик обязался выполнять работы в соответствии с проектной документацией и результатами инженерных изысканий, техническим заданием, графиком выполнения строительно-монтажных работ.

К данному контракту был заключен ряд дополнительных соглашений.

Согласно дополнительному соглашению № 4 стороны согласовали авансирование работ в размере 10 % от цены контракта, именно: 30 953 972 рубля 07 копеек.

Согласно дополнительному соглашению № 5 стороны согласовали авансирование работ в размере до 32 % от цены контракта, именно до  99 052 710 рублей 62 копейки за покупку оборудования, строительных материалов и оплату отдельных видов работ.

Дополнительным соглашением № 8 от 12.12.2022 стороны изложили пункт 2.2 контракта в следующей редакции: «Начало выполнения работ: январь 2022 года. Окончание строительства – не позднее 31.05.2023 года. Ввод в эксплуатацию – не позднее 30.06.2023 года».

Дополнительным соглашением № 9 от 14.03.2023 стороны договорились увеличить цену контракта не более чем на 30 % на сумму 75 055 334 рубля 10 копеек. Цена контракта составила 384 595 054 рубля 79 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 63 682 014 рублей 38 копеек по налоговой ставке 20 %.

Как полагал истец, Дополнительные соглашения № 4, № 5 и № 9 к муниципальному контракту являются недействительными в силу их ничтожности в связи с несоответствием их условий требованиям Закона № 44-ФЗ.

На основании дополнительных соглашений перечислен аванс в общей сумме 99 052 710 рублей 62 копейки.

Прокуратура полагала, что заключение дополнительных соглашений по пересмотру первоначально определенной стоимости работ по контракту не допускается, а также не допускается изменения сроков выполнения работ и выплате аванса, Прокурор обратился в арбитражный суд с иском.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав представителя истца, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Право прокурора на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки, совершенной юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, предусмотрено статьей 52 АПК РФ.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

По смыслу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 года №16402/10 прокурор вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности истца.

Требования по настоящему иску предъявлены прокурором в защиту публичных.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

В пункте 4 статье 426 ГК РФ определено, что Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им органы исполнительной власти могут издавать дополнительные правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны.

Между Учреждением и Обществом заключен муниципальный контракт.

Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных в указанной статье случаях.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Статьей 6 Закона № 44-ФЗ установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона № 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.

Сторонами к Контракту заключены дополнительное соглашение №4 от 03.06.2022, которым стороны согласовали авансирование в размере 10% Контракта, а именно 30 953 972,07 рублей, подлежащее оплате в течение 10 рабочих дней с даты предоставления счёта на оплату; дополнительное соглашение №5 05.07.2022, которым стороны согласовали авансирование в размере 32% цены Контракта, а именно 99 052 710,62 рублей, дополнительное соглашение №9 от 14.03.2023, которым увеличили цену Контракта на 30%, т.е. на 75 055 334,10 рублей, до 384 595 054,79 рублей.

Прокуратура полагала, что дополнительные соглашения недействительным в силу его ничтожности, в связи с несоответствием его условий требованиям части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, которая не допускает изменение существенных условий контракта при его исполнении, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной статье.

В тоже время, Прокуратурой не учитывает ряд нормативных правовых актов, действовавших в период заключения спорных соглашений.

Так, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, согласно которой соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.б статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации,  муниципальных нужд соответственно.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 505 от 29.03.2022 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» гласит, что получатели средств федерального бюджета вправе в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внести по соглашению сторон в заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определенных в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, с соблюдением размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта), устанавливаемого в соответствии с частью б статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства Российской Федерации №680 от 16.04.2022 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных  контрактов, предметом которых является  выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются следующие изменения существенных условий контракта:

а)        изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся;

б)        изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;

в)        изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;

г)         изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;

л)        установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;

е)        изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта,  результатов выполненных работ.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1315 от 09.08.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учётом положений настоящего постановления.

С учетом приведенных нормативных актов 04.04.2022 в адрес Главы администрации «Балтийского городского округа» направлено письмо №3118/мс-2 от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, согласно которому во исполнение протокольных поручений от 31.03.2022 №AA-20/пртк, данных на совещании у Губернатора Калининградской области по вопросу «О проблемных вопросах, возникающих при завершении строительства на объектах, реализуемых в рамках национальных проектов» 14.03.2022. Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Запад-Строй» по объекту «Строительство детского сада на 225 мест по адресу шоссе Морской пехоты, г. Балтийск, Балтийского городского округа. Калининградской области», рекомендовано проработать вопрос увеличения цены контракта.

Протоколом №2 заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с изменениями существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Балтийского городского округа от 11.05.2022 единогласно решено предусмотреть авансирование контракта по заявке Генерального подрядчика ООО «СК «Запад-строй» на основании договоров, подтверждающих поставку строительных материалов, но не выше суммы обеспечения исполнения контракта, подтвержденной банковской гарантией, т.е. не выше 10% цены Контракта.

Распоряжением №294р Главы Администрации Балтийский городской округа от 03.06.2022 Заказчику МБУ «Отдел капитального строительства Балтийского муниципального района» поручено предусмотреть авансирование Контракта в размере 10% от цены контракта и подготовить в связи с этим дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта.

На основании обращения генерального подрядчика Общества «СК «Запад-Строй» об авансировании Контракта в размере 32% его цены ввиду существенного роста цен на строительные материалы и оборудование, с учетом предоставления последним банковской гарантии на сумму испрашиваемого авансирования, а также справки №95435 об исполнении подрядчиком обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, Протоколом №4 заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с изменениями существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Балтийского городского округа от 04.07.2022 единогласно решено предусмотреть авансирование контракта по заявке генерального подрядчика Общества «СК «Запад-строй» на основании договоров, подтверждающих поставку строительных материалов, но не выше суммы обеспечения исполнения контракта, подтвержденной банковской гарантией.

Распоряжением №34 4р Главы Администрации Балтийский городской округа от 04.07.2022 Заказчику - МБУ «Отдел капитального строительства Балтийского муниципального района» поручено предусмотреть авансирование Контракта в размере 32% от цены контракта и подготовить, в связи с этим дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта.

Действуя в порядке подчиненности и во исполнение всех указанных выше нормативных актов, Заказчик подготовил и заключил с Генеральным подрядчиком обжалуемые дополнительные соглашения №4 и №5 к Контракту.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений настоящего постановления.

Со ссылкой на указанное Постановления Правительства РФ №1315, 04.04.2022 в адрес Главы администрации «Балтийского городского округа» было направлено письмо №3118/мс-2 от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, согласно которому во исполнение протокольных поручений от 31.03.2022 №АА-20/пртк, данных на совещании у Губернатора Калининградской области по вопросу «О проблемных вопросах, возникающих при завершении строительства на объектах, реализуемых в рамках национальных проектов» 14 марта 2 022 года, Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Запад-Строй» по объекту «Строительство детского сада на 225 мест по адресу шоссе Морской пехоты, г.Балтийск, Балтийского городского округа, Калининградской области», рекомендовано проработать вопрос увеличения цены контракта.

Письмом Министерства финансов Калининградской области №06 -02/1272 от 07.04.2022г. Главам муниципальных образований Калининградской области разъяснено, что изменение существенных условий контракта в соответствии с ч.65.1 ст.112 №44 -ФЗ на муниципальном уровне допускается с учетом требований, установленных настоящей статьей на основании решения главы соответствующего муниципального образования.

В адрес Главы администрации «Балтийского городского округа» 24.05.2022 направлено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области №4983/мс-2, аналогичное по содержанию письму №3118/мс-2 от 04.04.2022г., с требованием отчитаться о проделанной работе.

В целях исполнения указанных поручений Администрацией «Балтийского городского округа» совместно с Генеральным подрядчиком велась работа по оформлению сметной документации, перечня материалов (оборудования), подлежащих замене, с обоснованием стоимости для предоставления в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с изменениями существенных условий контракта для подготовки распоряжения об увеличении цены контракта.

По итогам рассмотрения обращения Генерального подрядчика Общества «СК «Запад-Строй» с информацией, отражающей перерасчет сметной документации в сумме 38 478 940, 50 рублей установлено, что увеличение цены контракта ориентировочно составит 14,4% и связано со значительным ростом цен на строительные материалы и оборудование, в связи с чем Протоколом №3 заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с изменениями существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Балтийского городского округа от 08.06.2022 единогласно решено предусмотреть увеличение цены контракта при условии проведения государственной экспертизы подготовленной Генеральным подрядчиком сметной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Распоряжением №318р от 21.06.2022 Главы Администрации Балтийский городской округа с учетом изменений, внесенных Распоряжением №603р от 03.11.2022 установлено, что при исполнении спорного Контракта допускается по соглашению сторон изменение его условий в части увеличения до 30% цены Контракта в соответствии с заключением государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

МБУ «ОКС БМР» совместно с Обществом «СК «Запад-Строй» произвели перерасчет сметной стоимости выполнения работ без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений. Подготовить дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта.

Государственным автономным учреждением Калининградской области «Центр проектных экспертиз и ценообразования в строительстве» 01.12.2022 утверждено положительное заключение повторной государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства детского сада на 225 мест в г.Балтийске.

При этом внесение изменений в смету контракта и порядок такого внесения, предусмотрены пунктом 3.4. спорного Контракта.

На основании всего вышеизложенного Заказчик подготовил и заключил 14.03.2023 с Генеральным подрядчиком обжалуемое дополнительное соглашение.

Таким образом, оснований для признания дополнительных соглашений не имеется.

Ссылка Прокуратуры на судебную практику отклоняется судом, поскольку решения по аналогичным делам вынесены до изменения действующего законодательства по спорным вопросам (до внесение изменений в статью 112 Закона № 44-ФЗ).

Отклоняется судом и ссылка Прокуратуры о том, что увеличение цены работ по правилам пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в рассматриваемом случае не применимо, поскольку изначальный срок выполнения работ по Контракту составлял менее одного года.

Указанный довод приведен без учёта того обстоятельства, что сторонами дополнительным соглашением № 8 срок исполнения спорного контракта увеличен до 30.06.2023. При этом Прокуратурой не принято во внимание положения пункта 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, согласно которым в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в 2021-2023 года, положения пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок не менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капительного строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Кроме того, согласно пункту 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторона допускается изменения существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Поскольку дополнительные соглашения заключены на основании решения Правительства Российской Федерации и местной администрации в соответствии с действующим на дату их заключения законодательством, оснований для удовлетворения иска не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Статьёй 112 АПК РФ предусмотрено, что в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешается вопрос о судебных расходах.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При подаче искового заявления Прокурор освобождён от оплаты государственной пошлины как государственный органа на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому государственная пошлина в доход федерального бюджета не взыскивается.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Калининградской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Прокуратуре Калининградской области отказать.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.

       Судья                                                                                   М.С. Глухоедов