ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-6180/19 от 02.07.2019 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2

                                      E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http: www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 6180/2019

«09»

июля

2019  года

Резолютивная часть оглашена 02 июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2019 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.

рассмотрев дело по заявлению ООО «Интер - Инвет» о признании незаконным и отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора)  Калининградской области  от 23.04.2019 №ДС-72/131-19 о назначении административного наказания,

          при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по паспорту и доверенности от 07.03.19 г.,

от заинтересованного лица: ФИО3 по паспорту и доверенности от 09.01.19 г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Интер - Инвет» (далее – ООО «Интер - Инвет», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора)  Калининградской области  от 23.04.2019 №ДС-72/131-19 о назначении административного наказания (далее – заявление).

 Информация о месте и времени проведения судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просила снизить размер административного штрафа.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, ходатайство о снижении размера штрафа оставил на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что на основании приказа от 14.02.2019 № СН-93/пр заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области  проведена внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Интер Инвест».

В ходе проверки деятельности Общества по исполнению требований законодательства об участии в долевом строительстве в части привлечения денежных средств участников долевого строительства 48-квартирного, 4-этажного жилого дома № 2 (2 этап строительства), расположенного по адресу: <...> (далее - дом № 2), и 48-квартирного, 4-этажного жилого дома № 3 (2 этап строительства), расположенного по адресу: <...> (далее - дом № 3), было установлено следующее.

Общество осуществляет строительство дома № 2 и № 3 на основании разрешения на строительство от 28.12.2016 № 39-RU39301000-381-2016 со сроком действия до 28.12.2017 (продлено до 28.10.2018) на земельном участке с кадастровым номером 39:15:110813:112.

Денежные средства участников долевого строительства дома №3 привлечены Обществом без нарушения обязательных требований законодательства в сфере долевого строительства.

Согласно протоколу от 09.09.2017 № 2017-09-ИИ внеочередного общего собрания участников Общества единогласно было принято решение о разделе земельного участка общейплощадью 10160 кв. м. с кадастровым номером 39:15:110813:112 по адресу: <...> на три обособленных земельных участка, поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на эти земельные участки.

После разделения земельного участка под строительство было сформировано три обособленных земельных участка:

-кадастровый номер 39:15:110813:237 площадью 5436 кв.м. под строительство дома №2 и дома№3;           

-кадастровый номер 39:15:110813:239 площадью 4704 кв.м. под строительство дома №1  без привлечения денежных средств участников долевого строительства;

-кадастровый номер 39:15:110813:238 площадью 20 кв.м. под строительство трансформаторной подстанции без привлечения денежных средств участников долевого строительства.

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 07.05.2018 №39/001/035/2018-8825 проведена государственная регистрация первого ДДУ № С.М-02-К31 на строительство дома №2 от 27.04.2018, заключенного Обществом с физическим лицом ФИО4 на однокомнатную квартиру объекта долевого строительства, расположенного по адресу: <...>.

После государственной регистрации первого ДДУ на строительство дома №2 Общество 04.06.2018            направило в Министерство проектную декларацию на строительство
дома № 2 и необходимые сведения и документы для получения заключения о соответствии
застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ (далее - ЗОС), на которую получило отказ в выдаче заключения от 25.06.2018 исх. № СН-777.

Общество повторно не направляло в Министерство проектную декларацию на строительство дома № 2 и необходимые сведения и документы для получения ЗОС и не имело его на дату составления акта внеплановой документарной проверки.

Между Обществом и физическим лицом ФИО5 09.06.2018 заключен второй по счету ДДУ № С.М-02-К39 на строительство дома № 2 (государственная регистрация: 12.07.2018) на сумму 1 500 000,00 рублей.

Первые денежные средства по ДДУ № С.М-02-К39 поступили на расчетный счет Общества № 40702810514380007563 в Филиале № 7806 Банка ВТБ (ПАО) г. Санкт-Петербург по платежному поручению от _30.07.2018 № 880496 в сумме 1 000 000,00 рублей, что подтверждается данными карточки счета 51 «Расчетные счета» за 3 квартал 2018 года и привлечены Обществом для строительства дома № 2 с нарушение требований части 2 статьи 3 и части 2 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ, так как у Общества отсутствует заключение о соответствии застройщика и проектной декларации на строительство дома № 2 требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ.

16.04.2019 заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения ООО «Интер - Инвет»административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела ООО «Интер - Инвет»23 апреля 2019 года привлечено к административной ответственности согласно постановлению №ДС – 72/131-19 по вышеуказанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 750 000 руб.

Не согласившись с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в привлечении денежных средств  гражданина лицом, не имеющим на это право в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

По смыслу названной нормы субъектами ответственности могут являться:

- застройщики, привлекающие денежные средства и не выполняющие требования Закона N 214-ФЗ.

- иные лица, привлекающие денежные средства граждан для целей строительства жилья, если такое право не предусмотрено в законодательстве.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) предусмотрено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, или договора аренды такого земельного участка.

Имея своей целью обеспечить защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, Закон N 214-ФЗ определяет специальные требования, касающиеся привлечения денежных средств граждан для строительства, и устанавливает запрет на их привлечение в нарушение закрепленных требований. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения этих денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только одним из трех указанных способов:

- на основании договора участия в долевом строительстве;

- путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

- жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ право на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения, которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

Довод общества об отсутствии события административного правонарушения в связи с  тем, что на Общество требования по получению заключения о соответствии застройщика и проектной декларации перед началом привлечения денежных средств участников долевого строительства не распространяются, поскольку разрешение на строительство им получено до 01.07.2018, судом отклоняется.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года, положения статьи 2, второго предложения части 1.1, частей 2 - 2.2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.

Так согласно внесенным изменениям право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, при наличии выданного до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства в соответствии с частью 2.1 статьи 19 настоящего Федеральное закона заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

            В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.01.2017, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирногодома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Согласно части 2 статьи 3 указанного закона право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, требованиям, установленным в части 2 данной указанной статьи.

Частью 2 статьи 19 Закона установлена обязанность застройщика по направлению в уполномоченный орган проектной декларации до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства.

Согласно части 2.1 статьи 19 уполномоченный орган в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации выдает застройщику заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения.

В силу части 2.2 статьи 3 Закона застройщики, не удовлетворяющие требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не имеют права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что до направления в уполномоченный орган проектной декларации и получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, застройщик не вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства.

Оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, поскольку заявителем не представлено доказательств совершения правонарушения при исключительных обстоятельствах.

Вместе с тем, административный штраф назначен Обществу в размере 750 000 рублей, то есть выше минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.28 КоАП РФ.

При этом в оспариваемом постановлении в нарушение требований статьи 4.1 КоАП РФ отсутствует какое-либо обоснование наложения административного штрафа в таком размере.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Учитывая, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено (в оспариваемом постановлении на это не указано, соответствующих доказательств в материалах дела не имеется), суд считает необходимым признать незаконным и изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 750 000 рублей, определив размер административного штрафа в 500 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

                                                      Р Е Ш И Л:

          Признать недействительным постановление №ДС-72/131-19 от 23.04.2019 в части назначения наказания, превышающего 500 000 руб. Снизить размер назначенного ООО «Интер - Инвет»наказания в виде штрафа до 500 000 рублей.

           В отстальной части требований ООО «Интер - Инвет» отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                        ФИО1

  (подпись, фамилия)