Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-6225/2010
«21» сентября 2010 года
«14» сентября 2010 года оглашена резолютивная часть решения
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи Гурьевой И. Л.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Гурьевой И. Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Рыбопромышленная компания «Рыбфлот-Фор» к Пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя – Иотченко Ф. Ф. по доверенности от 07.09.2010г., Яковлев А. В. по доверенности от 15.01.2010г., Денисенко Е. В. по доверенности от 10.09.2010г.
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
установил:
Закрытое акционерное общество«Рыбопромышленная компания «Рыбфлот-Фор» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2010г. № 2109/189/10 Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области (далее – Управление, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности за нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) - по статье 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 12 июля 2010 года Арбитражный суд Мурманской области передал дело на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области.
В судебном заседании представители общества поддержали заявленные требования, свою позицию обосновывают отсутствием в действиях общества состава вмененного деяния.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте заседания извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие административного органа.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 08 сентября 2010 года до 14 сентября 2010 года.
Выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения Управлением проверки порядка прохождения морской контрольной точки установлено, что принадлежащее обществу судно К-1864 «Валерий Джапаридзе» в период с 05 февраля 2010 года 01:44 мск по 05 февраля 2010 года 07:46 мск в указанных в постановлении координатах осуществило выход из исключительной экономической зоны Российской Федерации с нарушением, по мнению административного органа, порядка прохождения морского контрольного пункта (точки) «Север-1». В частности, в нарушение требований пункта 3 Положения о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек), утвержденного Приказом ФСБ России и Минсельхоза России от 14 июня 2007 года №311/324 (далее – Положение) указанным судном не был пройден морской контрольный пункт (точка) «Север-1»; в нарушение требований пункта 4 Положения, с судна не было подано уведомление о прохождении морского контрольного пункта (точки) «Север-1».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 11 мая 2010 года. Постановлением от 25 мая 2010 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество оспорило его законность в арбитражном суде.
Статьей 18.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Данная норма является отсылочной.
Положениями Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", регулируется промысел (промышленное рыболовство) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 191-ФЗ под исключительной экономической зоной Российской Федерации (далее - исключительная экономическая зона) понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Охрану исключительной экономической зоны, ее водных биоресурсов и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 35 Закона N 191-ФЗ), к которым, в частности, относится Федеральная служба безопасности Российской Федерации (статья 11.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 191-ФЗ лица, осуществляющие рыболовство, обязаны регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы безопасности России и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.06.2007 N 311/324 утверждено Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек) (далее - Положение). Данный акт действовал в рассматриваемый период.
В силу пункта 1 раздела I Положения морские контрольные пункты (точки) устанавливаются в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях осуществления контрольно-проверочных мероприятий за соблюдением настоящего Положения российскими и иностранными судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов и ведение морских ресурсных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, при входе этих судов с указанными целями в исключительную экономическую зону Российской Федерации и при выходе из нее.
Согласно пункту 4 Положения старшие групп (при групповом плавании) или капитаны (при одиночном плавании) судов не позднее чем за 24 часа до пересечения линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации или выхода из промыслового района, кроме перемещений в Охотском море, а также переходов между Петропавловско-Командорским и Северо-Курильским промысловыми районами, направляют информацию (радиограммой или по факсимильной связи) в координационные центры пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) по принадлежности контрольных пунктов согласно Системе с указанием данных для группового и одиночного плавания по установленной форме (приложения 2 и 3 к настоящему Положению).
В приложении 1 к Положению приводится перечень морских контрольных пунктов в зонах ответственности пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации, в частности морским контрольным пунктом Север-1 является пограничное управление ФСБ России по Мурманской области.
Факт ненаправления судном «Валерий Джапаридзе» сообщения в указанный выше координационный центр контрольного пункта (точки) «Север-1» установлен судом, подтвержден материалами дела, не оспаривается заявителем.
Однако суд признает обоснованным довод общества об отсутствии у принадлежащего ему судна обязанности по соблюдению порядка прохождения морского контрольного пункта (точки) «Север-1» ввиду отсутствия в материалах дела доказательств пересечения судном внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Согласно статье 44 Закона №191-ФЗ Правительству Российской Федерации предложено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом №191-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №230 «О формировании банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны Российской Федерации» (в редакции от 14.12.2009 № 1005) на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по формированию банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны Российской Федерации и делимитационных линиях, определенных международными договорами Российской Федерации.
На данную Службу возложена обязанность совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
осуществлять подготовку и представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации для последующего внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, и перечень географических координат точек, заменяющих линии внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации;
контролировать правильность отображения на картографических материалах линий внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Данным постановлением на Министерство обороны Российской Федерации возложены обязанности осуществлять с использованием банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны Российской Федерации издание морских карт с нанесением линий внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации и делимитационных линий, определенных международными договорами Российской Федерации;
опубликовывать в "Извещениях мореплавателям" перечни географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, и перечни географических координат точек, заменяющих линии внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации, после их утверждения Правительством Российской Федерации.
Из четырех писем должностных лиц Министерства обороны, имеющихся в материалах дела, следует, что до настоящего времени линии внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации законодательно не установлены и не утверждены и, как следствие, не нанесены на морские навигационные карты и официально не опубликованы в "Извещениях мореплавателям". Морские границы Российской Федерации к востоку от линии полярных владений будут опубликованы и нанесены на навигационные морские карты после заключения установленным порядком соответствующего соглашения между Российской Федерацией и Королевством Норвегия.
В соответствии со статьей 2 Закона №191-ФЗ делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.
Делимитацией (от лат. Delimitatio - установление границ) признается определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору картах. Согласно комментируемой статье делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права. Так, согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного суда, в целях достижения справедливого решения. В ст. 38 Статута указано, что Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
До заключения соглашения заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации.
Когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации исключительной экономической зоны, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.
На момент привлечения общества к административной ответственности, а также рассмотрения настоящего дела, между Российской Федерацией и Норвегией было подписано (27 апреля 2010 года) лишь предварительное Соглашение по разграничению спорных территорий в Баренцевом море.
Лишь после подписания межправительственного соглашения вышеуказанные уполномоченные органы осуществляют подготовку перечня географических координат точек, заменяющих линии внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации; перечни координат, утвержденные Правительством Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации публикуются в «Извещениях мореплавателям»; Министерство обороны Российской Федерации издает карты с указанием внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации; копии перечней координат и копии карт с указанием внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конвенции ООН по морскому праву передаются Министерством иностранных дел Российской Федерации Генеральному секретарю ООН.
Административный орган в оспариваемом постановлении ссылается на приказ Всесоюзного рыбопромышленного объединения (ВРПО) «Севрыба» от 06.01.1986г. №3 «О введение в действие оптимальных координат границ режимных зон иностранных государств», в котором указаны координаты линий запретных зон на все районы промысла.
Суд считает данный документ не подлежащим применению поскольку, во-первых, данный приказ является ведомственным актом, во-вторых, после вступления в силу Закона №191-ФЗ, постановления Правительства от 16 марта 2000 года №230 указанный документ не может использоваться ввиду его противоречия приведенным нормативным правовым актам.
Вследствие чего ссылка на выдачу Мурманским рыбным портом комплектов навигационных карт с границами режимных зон, нанесенных по координатам, указанным в приказе ВРПО «Севрыба», является в рассматриваемом случае необоснованной.
При таких обстоятельствах суд считает, что в материалах административного дела отсутствуют надлежащие и достаточные доказательства как объективной, так и субъективной стороны вмененного обществу деяния.
Судом проверен порядок привлечения общества к административной ответственности, нарушений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.167-170, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от 25.05.2010 года №2109/189/10 признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в 13-й арбитражный апелляционный суд.
Судья И. Л. Гурьева