ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-6309/10 от 05.10.2010 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-6309/2010

“05”

октября

2010 года

29 сентября 2010г. оглашена резолютивная часть решения

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи

Гурьевой И. Л.

при ведении протокола судебного заседания

судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Администрации городского округа «Город Калининград»

к

Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области

о

признании недействительным представления

при участии в заседании:

от заявителя: Воропаев С. В. по доверенности от 25.08.2010г., Комарова О. Б. по доверенности от 25.08.2010г., Машкина С. В. по доверенности от 23.06.2010г.,

от заинтересованного лица: Путинцева Е. А. по доверенности от 07.09.2010г.

установил:

Администрация городского округа «Город Калининград» (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее – ответчик, Управление, административный орган) о признании недействительным представления от 08.07.2010г. №35-02-07/1467 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на незаконности изложенных в оспариваемом акте выводов.

Представитель ответчика с заявлением не согласен, изложены доводы в соответствии с представленным отзывом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 21.01.2010г. №43-01-02-25/183 главным контролером-ревизором Управления проведена проверка использования Администрацией субвенций, выделенных из Федерального фонда компенсаций на осуществление переданных органам государственной власти Калининградской области полномочий Российской Федерации по регистрации актов гражданского состояния за 2009 год.

В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки от 07 июня 2010 года допущение Администрацией нарушений статей 86, 133, 140, 162, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В частности, административным органом сделан вывод о том, что за счет средств субвенции на исполнение государственных полномочий сотрудникам Управления ЗАГС и отделов ЗАГС Администрации, осуществляющим функции по исполнению переданных государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния, выплачена заработная плата по нормативам формирования расходов на оплату труда, установленным для муниципальных служащих и превышающим установленные для федеральных государственных гражданских служащих, что является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

По результатам проверки 08 июля 2010 года Управлением вынесено представление №35-02-07/1467, которым Администрации предложено его рассмотреть и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, выразившихся в нецелевом использовании средств федерального бюджета и проинформировать о результатах исполнения представления с приложением заверенных копий подтверждающих документов в срок до 05.08.2010г.

Этим же ненормативным правовым актом Администрация предупреждена об административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение представления.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

В соответствии со статьей 15 БК РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно статье 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:

1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и устанавливаются в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Законом Калининградской области от 28.12.2005 №720 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» органам местного самоуправления городского округа «Город Калининград» переданы государственные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Для реализации переданных государственных полномочий в бюджет городского округа «Город Калининград» была передана субвенция, рассчитанная в соответствии с Методикой расчета общего объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденной приложением к вышеуказанному Закону Калининградской области.

Указанная Методика не содержит нормативов по оплате труда служащих, осуществляющих функции по исполнению указанных полномочий. Объем субвенций, предоставляемый определенному муниципальному образованию, зависит от количества и видов совершенных этим муниципальным образованием актов гражданского состояния и иных юридически значимых действий, но не от количества служащих органов ЗАГС и размера их заработной платы. Более того, ни один нормативный правовой акт не регулирует объем финансовых средств из общего объема субвенций, подлежащих направлению на финансирование оплаты труда служащих, исполняющих обязанности по исполнению переданных государственных полномочий.

Как видно из материалов дела, управление ЗАГС Администрации является структурным подразделением Администрации (решение окружного Совета депутатов города Калининграда от 03.12.2008 №297 «О внесении изменений в структуру администрации городского округа «Город Калининград», а его сотрудники включены в штатное расписание администрации и в соответствии с Реестром муниципальных служащих администрации городского округа являются лицами, замещающими должности муниципальной службы, с которыми главой администрации заключены трудовые договоры. Распоряжением главы администрации от 30.12.2008 №510-р утверждены положения об управлениях ЗАГС и отделах управления ЗАГС.

Денежное содержание муниципальных служащих Администрации, в том числе муниципальных служащих управления ЗАГС, определяется и формируется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Калининградской области от 05.12.2008 №301 «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области».

Установление должностных окладов муниципальным служащим управления ЗАГС и отделов управления ЗАГС администрации, выплаты различных доплат, надбавок и премиальных вознаграждений в 2009 году осуществлялись в соответствии с Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16 июля 2008 года № 186 «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и лиц, не являющихся муниципальными служащими и исполняющими обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград», избирательной комиссии городского округа «Город Калининград».

Ссылка ответчика на нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы и условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, не состоятельная, так как эти акты не могут регламентировать оплату труда муниципальных служащих.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства нецелевого использования Администрацией бюджетных средств.

Денежные средства, выделенные в виде субвенции на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, заявителем зачислены в местный бюджет, распределены по соответствующим кодам бюджетной классификации, израсходованы на цели, связанные с исполнением переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Судом отклоняется довод ответчика о том, что оспариваемое представление не нарушает права Администрации.

В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Подпунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств), отнесены пунктом 2 статьи 284 Кодекса к мерам принуждения.

В силу части 4 указанной статьи Кодекса действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

Таким образом, обжалуемое представление влечет юридические последствия для Администрации в случае его неисполнения.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.167-171,176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области от 08 июля 2010 года №35-02-07/1467 признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

(подпись, фамилия)

И. Л. Гурьева