ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-6325/15 от 01.12.2015 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2

                                       E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http: www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 6325/2015

«08»

декабря

2015  года

Резолютивная часть оглашена 01 декабря 2015 года. В полном объеме решение изготовлено

08 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи

Ефименко С.Г.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем Шадриной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

Муниципального предприятия «Теплоэлектроцентраль-8» городского округа «Город Калининград» (ИНН 3906073941, ОГРН 1023901000298)

к

Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (ИНН 3905031762, ОГРН 1023900773192)

о признании отказа незаконным, об обязании совершить определенные действия

при участии:

от заявителя: Дудинская О.В., доверенность

от заинтересованного лица: Силко О.Ю., доверенность,

установил:

Муниципальное предприятие «Теплоэлектроцентраль-8» городского округа «Город Калининград» (ИНН 3906073941, ОГРН 1023901000298) (далее - МП «ТЭЦ-8», Предприятие, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (ИНН 3905031762, ОГРН 1023900773192) (далее - Служба) о признании незаконным решения и действия Службы, выразившихся в отказе в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год, об обязании Службу установить индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ОАО «Янтарьэнерго» и МП «ТЭЦ-8» на 2016 года в соответствии с обоснованными расчетами, предоставленными МП «ТЭЦ-8» (то есть установить одноставочный тариф (без учета НДС) 1033,12 руб/МВт*ч на 1 полугодие 2016 года и 1045,75 руб./МВт*ч на 2 полугодие 2016 года, двухставочный тариф (без учета НДС) из расчета на первое полугодие 2016 года: ставка за содержание электрических сетей 362 723,97 руб/МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь)- 918,57 руб/МВт*ч; на второе полугодие 2016 года: ставка за содержание электрических сетей 358 850,46 руб/МВт*мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь)- 918,57 руб/МВт*ч).

В ходе судебного заседания, состоявшегося 24 ноября 2015 года, представитель Предприятия заявление поддержал в полном объеме, ссылаясь на представленные в дело материалы, просил суд требования удовлетворить.

Представитель Службы заявление не признал, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве аргументы, просил суд в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 15 час. 50 мин. 01 декабря 2015 года; судебное заседание продолжено после перерыва с участием представителей сторон.

Как дополнительно пояснили представители сторон, в порядке статьи 65 АПК РФ ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Правила), предусмотрено, что организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, подает заявление на утверждение регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования до 01 мая текущего года.

В соответствии с пунктом 12 указанных Правил Предприятие письмом от 28 апреля 2015 года обратилось в Службу с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» между сетевыми организациями ОАО «Янтарьэнерго» и МП «ТЭЦ-8» на 2016 год, с приложением пояснительной записки, материалов и расчетов.

Однако письмом от 06 мая 2015 года № 1093 Служба отказала Заявителю в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год, поскольку предложение о размере тарифов на услуги по передаче электроэнергии не соответствует форме согласно приложению, установленному стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24, а именно: не соответствует пункту 9.1 Правил.

Полагая названный отказ Службы неправомерным и необоснованным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в обоснование которого привело следующие аргументы.

Согласно пункту 9.1 Правил, регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Параметры раскрытия информации указаны в пункте 9 Постановления Правительства РФ от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии».

В частности, субъекты рынков электрической энергии, к которым относится Предприятие, раскрывают следующую информацию: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178. При этом в соответствии с пунктом 10.3 Постановления № 1178, субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 по форме согласно приложению.

В этой связи Предприятие отмечает, что оно раскрыло на своем сайте информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 по форме согласно приложению к Постановлению № 1178.

В ответ на повторный запрос Предприятия от 15 мая 2015 года с просьбой пояснить причины отказа в открытии дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям и о указании конкретной формы, согласно которой необходимо было предоставить информацию, письмом от 27 мая 2015 года Служба указала, что предложение Предприятия не соответствует форме, указанной в пункте 10.3 и утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24.

Однако Заявитель указывает, что из прилагаемых документов следует, что опубликованная на интернет-сайтах МП «ТЭЦ-8» информация соответствует форме согласно приложению, установленному стандарту раскрытия информации и формам, утвержденным пунктом 10.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24.

Предприятие отмечает, что им были предоставлены все документы, обосновывающие расчет индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год, а именно: пояснительная записка на 29 листах, обосновывающие материалы на 2080 листах и на электронном носителе. Служба, отказав Предприятию в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год, сообщила, что планирует установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год с учетом отклонений фактических параметров расчетов тарифов по итогам 2014 года.

По мнению Предприятия, Службой были нарушены права Заявителя, поскольку решение и действия (бездействие) Службы не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы МП «ТЭЦ-8» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку отказ в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год лишает Предприятие возможности получения документально обоснованных тарифов на 2016 год, более того, тот факт, что при установлении тарифов на 2016 год Службой будут применены данные с учетом отклонений фактических параметров расчетов тарифов по итогам 2014 года.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения предъявленных Предприятием требований. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 1 Регламента, установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

В соответствии с пунктом 9 (1) Правил, а также пунктом 5 Регламента, регулирующий орган обязан отказать в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (Стандарты).

Согласно абзацу второму пункта 1 Стандартов, под раскрытием информации в названном документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных названным документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Раскрытие информации не только позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с предложением о размере цен (тарифов), но и делает прозрачным и доступным само государственное регулирование.

В соответствии с пунктом 10 (3) Стандартов, субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 Стандартов, по форме согласно приложению N 1, согласно которой раскрытию подлежат фактические показатели за год, предшествующий базовому периоду, показатели, утвержденные на базовый период и предложения на расчетный период.

В числе подлежащих раскрытию показателей значатся: выручка; прибыль (убыток) от продаж; показатели рентабельности организации; необходимая валовая выручка по регулируемым видам деятельности; выпадающие, излишние доходы (расходы) прошлых лет; показатели численности персонала и фонда оплаты труда по регулируемым видам деятельности и т.д.

Судом установлено, что на момент подачи заявления об установлении тарифа Заявителем не была раскрыта информация по данной форме в полном объеме на сайте Предприятия в сети Интернет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 764 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации (далее - Правила).

Подпунктом «д» пункта 2 Правил установлено, что контроль осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий - по вопросам государственного регулирования тарифов. Данным уполномоченным органом в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области № 189 от 28 марта 2011 года является Служба.

Согласно пункту 4 Правил, контроль осуществляется в отношении:  

а) факта раскрытия информации;

б) источника опубликования информации, избранного субъектом регулирования;

в) сроков и периодичности раскрытия информации;

г) полноты раскрытия информации;

д) порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации;

е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм;

ж) достоверности раскрытой информации;

з) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.

В соответствии с пунктом «б» статьи 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)») государственный контроль осуществляется также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в коммунальном комплексе, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что в результате мониторинга раскрытия регулируемыми организациями информации о предложениях о размере цен (тарифов) на 2016 год, проведенного Службой в мае 2015 года, выявлено, что МУП «ТЭЦ-8» по состоянию на май месяц 2015 года также не раскрыло информацию в соответствии с установленной Стандартами формой; данная информация не была опубликована Предприятием в установленном законом порядке и на тот период времени.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Служба правомерно и обоснованно отказа Предприятию в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям МП «ТЭЦ-8» на 2016 год.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таком положении, в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья    С.Г. Ефименко