Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail:kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21- 6508/2012
«15»
октября
2012 года
Резолютивная часть решения объявлена
«9»
октября
2012 года
Решение изготовлено в полном объеме
«15»
октября
2012 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи З.Б.Лузановой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Ю.Киселевич
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску:
ФИО1
к МРИ ФНС № 1 по Калининградской области
о признании недействительным решения, взыскании ущерба и судебных издержек
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО2 по доверенности.
от ответчика: ФИО3 по доверенности.
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области (далее – МРИ ФНС № 1 по Калининградской области, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.06.2012 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «БиС» (далее – ООО «БиС», Общество) при его создании и взыскании ущерба в сумме 9 300 руб., из которых 4 000руб. - расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, 300 руб. – расходы по оплате услуг нотариуса за заверение подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации и 5 000 руб. – расходы по оплате юридических услуг по подготовке учредительных документов ООО «БиС»; кроме того, просит взыскать судебные издержки в сумме 32 800 руб., из которых 30 000 руб. – стоимость услуг представителя , 2 200 руб. – расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд и 600 руб. – стоимость услуг нотариуса за удостоверение доверенности представителя.
В обоснование заявления указывает, что считает неправомерным отказ оспариваемым решением в регистрации Общества со ссылкой на то, что в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) отсутствует такой адрес как г. Калининград, населенный пункт СТ «Портовик» улица Центральная аллея, дом 275, поскольку считает, что по такому адресу зарегистрировано жилое строение, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права.
МРИ ФНС № 1 по Калининградской области с заявлением не согласно, указывая, что государственная регистрация юридического лица по несуществующему адресу невозможна, поскольку противоречит установленному порядку регистрации.
Установлено, что 24.04.2009 Управлением Росреестра по Калининградской области был зарегистрирован переход к ФИО4 права собственности на жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, площадь строения 78,9 кв. метров, по адресу Россия, <...> с/т «Портовик», Центральная аллея, д. 275, о чем выдано свидетельство серии 39-АА № 700588.
06.06.2012 в налоговый орган ФИО1 были поданы документы для государственной регистрации ООО «БиС» при его создании, при этом в заявлении по форме Р11001 указан адрес места нахождения ООО «БиС»: Калининградская область, г. Калининград, СТ «Портовик», ул. Центральная аллея, д. 275.
Решением налогового органа от 14.06.2012 со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) было отказано в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления надлежащего документа об уплате государственной пошлины, поскольку, по мнению налогового органа, указанный заявителем адрес отсутствует в Федеральной информационной адресной системе.
На запрос налогового органа был получен ответ Комитета архитектуры администрации городского округа «Город Калининград» от 27.08.2012 № И-50-8735, согласно которому в перечне типов элементов планировочной структуры города Калининграда отсутствует такой тип как садоводческое товарищество; в адресном реестре г. Калининграда отсутствуют такие элементы как СТ «Портовик» или Центральная аллея; садоводческие товарищества не участвуют в адресации, на их территории не присваиваются адреса.
Заявитель не оспаривает того факта, что ФИАС не содержит сведения о такой улице в г. Калининграде, как Центральная аллея, однако не считает это основанием отказа в регистрации Общества.
Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии со статьями 5, 6 Закона о регистрации сведения, включенные в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными и представляют собой официальную информацию о всех юридических лицах, включенных в данный реестр.
В силу статей 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе. Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Включение в ЕГРЮЛ недостоверной информации, содержащейся в представляемых для государственной регистрации документах, противоречит смыслу, задачам и целям законодательства, регулирующего вопросы регистрации юридических лиц. Заявление, не отвечающее вышеуказанным признакам, не может быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
Исходя из этого, документы, предоставляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о регистрации, в том числе и заявление по форме N Р11001, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности.
Суд считает подтвержденным довод налогового органа о том, что заявитель указал несуществующий адрес в качестве места регистрации Общества, при этом указанный заявителем в заявлении по форме Р11001 адрес не соответствует и адресу, по которому зарегистрировано жилое строение, принадлежащее ФИО4
При таких обстоятельствах суд считает, что заявителем в регистрирующий орган был представлен неполный пакет документов, что в силу статьи 23 Закона о регистрации является основанием для отказа внесения соответствующих изменений в ЕГРЮ, в силу чего требование о признании недействительным оспариваемого решения не подлежит удовлетворению.
В связи с этим не подлежат удовлетворению и требования о взыскании ущерба и судебных издержек.
Кроме того, суд считает необоснованным требование о взыскании убытков в сумме 9 300 руб., в том числе 4 000руб. - расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, 300 руб. – расходы по оплате услуг нотариуса за заверение подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации и 5 000 руб. – расходы по оплате юридических услуг по подготовке учредительных документов ООО «БиС», поскольку данные расходы заявителя не являются убытками.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названных норм лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (статья 333.17 НК РФ).
Обязанность по уплате государственной пошлины лежит на заявителе и не зависит от действий налогового органа.
Расходы по оплате услуг нотариуса и на оплату юридических услуг также являются следствием исполнения намерения заявителя зарегистрировать юридическое лицо, а не принятия оспариваемого решения налогового органа.
Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 14.06.2012 об отказе в государственной регистрации ООО «БиС» и взыскании убытков отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
(подпись, фамилия)
З.Б.Лузанова