Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Калининград Дело № А21-6809/2018
« 13 » августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена « 06 » августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен « 13 » августа 2018 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сычевской С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Учакиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственности «Жилкомсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 238710, <...>)
об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (место нахождения: 236007, г. Калининград, Дм. Донского, 1) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 200/2018 от 23.05.2018,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, паспорт № <...>, доверенность от 28.03.18г.;
от заинтересованного лица: ФИО2, паспорт № <...>, дов-ть от 02.02.18г.
установил:
оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по абз.2,3 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. в связи с нарушением п.п. 1.2, 2.1, 2.1.1, 2.1.5, 2.1.7, 2.7, 3.1 Правил благоустройства муниципального образования «Неманский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов от 21.02.2017 № 28:
- в период с 12 часов 57 минут 27 марта 2018 года до 16 часов 43 минут 30 марта 2018 года по адресам: <...>. 11,2; <...> возле стадиона ул.Луговая, 2; ул.Полевая, 5; ул.Полевая 16а; ул.Красноармейская,12; пер.Железнодорожный 7 общество допустило накопление бытового и прочего мусора на территории контейнерных площадок, своевременно не приняло меры к его уборке.
- после выгрузки мусора из контейнеров ООО «Жилкомсервис» не производит уборку контейнерной площадки в радиусе 5 метров;
- бытовой и прочий мусор разбросан на территории, прилегающей к контейнерам.
Не согласившись с постановлением, общество 15.06.2018 обралось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, что свидетельствует о соблюдении заявителем срока обжалования постановления (ч. 2 ст. 208 АПК РФ) и отсутствии оснований для восстановления срока на его оспаривание.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Представитель Министерства, заявленные требования не признал, находя оспариваемое постановление законным и обоснованным.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 30 июля 2018 года, объявлялся перерыв до 06 августа 2018 года, о чем было вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с абз. 2,3 ч. 1 ст. 73 ККОАП нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся: в оставлении лицом, производившим погрузку твердых коммунальных отходов после их выгрузки из контейнеров в транспортное средство, выпавших при погрузке твердых коммунальных отходов; в выставлении (оставлении) тары, тары с мусором, прочего мусора (веток, листвы, смета) на территории муниципального образования в местах, не отведенных для этих целей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1.2 Правил благоустройства муниципального образования «Неманский городской округ», принятых решением Советом депутатов Неманского городского округа от 21. февраля 2017 г. № 28 (далее - Правила) «настоящие Правила являются нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории Неманского городского округа. Правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, которым принадлежат на определенном праве земельные участки независимо от категории земельного участка и его целевого назначения, а также расположенные в их границах здания, сооружения, объекты благоустройства независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности».
Согласно п. 2,1 Правил «В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, благоустройства и содержания территории городского поселения физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, в собственности, полном хозяйственном ведении, аренде, постоянном бессрочном пользовании которых находятся земельные участки независимо от целевого назначения, за счет собственных средств обязаны в границах землепользования обеспечить:
2.1.1. Содержание отведенных территорий в чистоте и порядке, надлежащем санитарном состоянии, недопущение захламления и загрязнения бытовым и строительным мусором, своевременное выкашивание (высота травы должна быть не более 20 см), вывоз травы и сорняков, своевременное проведение подрезки кустарников, деревьев, высадку цветочной рассады в цветники и цветочницы и надлежащий за ними уход (полив, прополка от сорняков и т.д.).
2.1.5. Благоустройство и уборку прилегающих территорий, включая подъездные пути, места парковки автотранспорта, пешеходные тротуары, ограждения.
2.1.7. Сбор, хранение и вывоз бытового, строительного мусора, упаковочной тары, скошенной травы, веток при обрезке деревьев и кустарников, дворового смета и т.п. в соответствии с санитарными требованиями для утилизации отходов. Указанные действия с опасными отходами осуществляются по договору с организациями, имеющими лицензию на оказание данного вида услуг. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
В силу п.3.1 Правил благоустройства «предприятия жилищно-коммунального комплекса производят механизированную и ручную уборку проезжей части дорог и площадей планово, а вывоз твердых бытовых отходов - по договорам с организациями и гражданами.
Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнерных площадок, выгребных ям, чистоту и порядок вокруг них несут их собственники, арендаторы индивидуальных жилых домов, предприятия жилищно-коммунального комплекса.
После выгрузки мусора из контейнеров работник специализированного предприятия обязан произвести уборку контейнерной площадки в радиусе 5 метров».
Вместе с тем, в п. 3.1.1 Правил указано, что «Сбор бытового мусора может осуществляться в контейнеры различного вида и объема, определяемые исходя из наличия машин и механизмов, обеспечивающих удаление отходов. Предпочтительно использовать контейнеры закрытого способа хранения. Конкретное количество и объем контейнеров определяются расчетами генеральной схемы санитарной очистки территории Немаиского муниципального района. Контейнеры могут храниться на территории владельца или на специально оборудованной площадке».
Согласно основным понятиям, данным в п. 1.4 Правил благоустройства, предприятия жилищио-коммуиальиого комплекса - предприятия, обеспечивающие содержание и ремонт жилого фонда, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, благоустройство территорий, сбор, вывоз и утилизацию ТКО, в том числе: МУП "Благоустройство", МУП "Водоканал", МУП "Теплосеть", ТСЖ, управляющие компании;
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образ)тощимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы);
несанкционированное размещение отходов - размещение отходов вне специально оборудованных площадок;
контейнер - емкость для сбора твердых бытовых отходов (ТКО);
специализированная организация - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), оказывающие потребителю услуги по возмездному договору. В случаях, предусмотренных законодательством, специализированная организация обязана иметь соответствующую лицензию на оказание данного вида услуг.
Таким образом, исходя из совокупности основных понятий, данных в п. 1.4 Правил благоустройства, предприятия жилищно-коммунального комплекса несут ответственность за техническое и санитарное состояние контейнерных площадок.
Вместе с тем, в силу п. 2.1 Правил благоустройства ООО «Жилкомсервис» не является лицом, ответственным за нарушение п. 2.1.1, п. 2.1.5 и 2.1.7, поскольку указанные пункты предусматривают ответственность только тех физических лиц, юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, в собственности, полном хозяйственном ведении, аренде, постоянном бессрочном пользовании которых находятся земельные участки независимо от целевого назначения. ООО «Жилкомсервис» не является собственником, арендатором, пользователем земельных участков, на территории которых расположены контейнерные площадки. Территория контейнерных площадок находится на земельных участках, являющихся государственной собственностью, распоряжение которыми осуществляется администрацией Неманского городского округа.
Не содержится в постановлении и каких-либо доказательств того, что генеральный директор ООО «Жилкомсервис» не организовал после выгрузки мусора из контейнеров в транспортное средство уборку выпавших при погрузке твердых коммунальных отходов в радиусе 5 м.
Представленные фототаблицы доказывают лишь факты наличия мусора на территории контейнерных площадок, но из данных фототаблиц невозможно установить, что этот мусор образовался именно после выгрузки мусора из контейнеров в транспортное средство, то есть выпал при погрузке и не был затем убран.
Правилами благоустройства предусмотрено понятие несанкционированного размещения отходов - размещение отходов вне специально оборудованных площадок.
В то же время ООО «ЖилКомСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>,) на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол конкурса от «17» января 2018г. №1) является с 1 марта 2018 года управляющей организацией для многоквартирного дома по адресу: <...> и других многоквартирных домов, указанных в оспариваемом постановлении.
Согласно Приложению 3 к Договору управления многоквартирным домом от 05 февраля 2018 года (условия которого были определены в конкурсной документации администрацией Неманского городского округа) в Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в расчете на 1 кв.м. общей площади в многоквартирном доме входит уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома.
При этом в соответствии с Договором № 18 возмездного оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 01 марта 2018 года ООО «Жилкомсервис» в лице генерального директора ФИО3 (Исполнитель) обязуется оказывать услуги ООО «ЖилКомСервис» в лице директора ФИО4 (Заказчику) по вывозу твердых коммунальных отходов с учетом крупногабаритного мусора, услуги по организации мест накопления коммунальных отходов, по сбору отходов I-IV классов опасности (отработанных ртуть-содержащих ламп и др.) и их передаче в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению таких отходов.
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов ООО «Жилкомсервис» согласно графика вывоза ТКО в городе Немане и поселках Неманского муниципального района на 2018 год - ежедневно, время уборки 8:00-17:00.
Таким образом, в обязанности общества как специализированной организации не входит ликвидация несанкционированных свалок, а входит лишь вывоз твердых коммунальных отходов из контейнеров и уборка того мусора, который выпал при погрузке.
Уборка мусора с территории контейнерных площадок входит в обязанности управляющей организации ООО «ЖилКомСервис», если контейнерная площадка, расположена на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, или в обязанности администрации Неманского городского округа, если контейнерная площадка находится на земельном участке, относящемся к муниципальной собственности или к неразграниченной государственной собственности, распоряжение которым осуществляется администрацией Неманского городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Ввиду вышеперечисленных обстоятельств административным органом не представлено суду достаточных, убедительных доказательств, подтверждающих виновность общества.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Одним из принципов арбитражного процесса является состязательность, которая выражается в том, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ООО «Жилкомсервис» (ОГРН <***>; ИНН <***>) удовлетворить.
Постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23 мая 2018 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №200/2018 признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Н. Сычевская