ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-6833/20 от 28.07.2021 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236035

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Калининград                                                                    Дело № А21-6833/2020

3 августа  2021года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2021года.

Решение изготовлено в полном объеме 3 августа  2021года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д., при ведении протокола судебного заседания  секретарем Радченко Ю.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Калининградского регионального благотворительного общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области

третьи лица: Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерство финансов Калининградской области  о взыскании субсидии в сумме 254 200, 78 рублей

при участии в судебном заседании:

от истца: Быков А.И. по доверенности от  и паспорту,

от ответчика: не явились извещены, ранее участвовали в судебных заседаниях,

от третьего лица ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения»: Сбродова И.И. по доверенности и паспорту,

от третьего лица Минфина КО: не явились извещены, ранее участвовали в судебных заседаниях.

   Министерством социальной политики Калининградской области направлено ходатайство в суд об отложении дела по причине нахождения работников в отпуске и их большой загруженностью. Суд отклоняет данное ходатайство в связи с отсутствием уважительных причин неявки в судебное заседание как основания отложения дела, предусмотренных законом, и с учетом положений статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово», ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691, место нахождения: Калининградская область, Гвардейский район, пос. Орехово (далее – Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области, ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007, место нахождения: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63 (далее – Министерство, Минсоц, ответчик) о взыскании субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, в сумме 254 200, 78 руб.

        В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что им были оказаны социальные услуги гражданке Шагаевой А.В., нуждающейся в социальной реабилитации, в соответствии с разработанной Индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в связи с чем Фонд имеет право на компенсацию затрат, связанных с предоставлением этих услуг. Кроме того указывает, что по делу № А21-8875/2019 заявлены  требования и рассмотрены только в части затрат на сумму 31 129 руб. 56 коп, которая указана в иске по делу № А21-8875/2019 ошибочно, тогда как сумма затрат составляет 285 330,34 руб.

В отзыве Министерство социальной политики, а также и представитель Областного государственного казенного учреждения Калининградской области  «Центр социальной поддержки населения» (далее- Центр) указали на рассмотрение тех же требований по делу № А21-8875/2019.

Министерство финансов в отзыве и дополнении к нему просит в удовлетворении требований отказать.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

                                                        установил:

Как следует из материалов дела, 11.05.2017 Управлением социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» Калининградской области составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг № 1803-01/07 для гражданки Шагаевой А.В. (далее - Индивидуальная программа).

На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Шагаевой А.В. (получатель) заключен договор № 24 от 11.05.2017 на предоставление социальных услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме (далее - Договор).

Согласно пункту 3 Договора Поставщик предоставляет Получателю услуги на условиях частичной оплаты в размере 2 594 руб. 13 коп. в месяц, что составляет 75 % от ежемесячного среднедушевого дохода Получателя. В соответствии с пунктом 11 Индивидуальной программы среднедушевой доход на 11.05.2017 г. составил 3458 руб. 84 коп. в месяц.

10.05.2018 г. сторонами Договора составлен акт о предоставлении социальных услуг.

13.05.2019 Фондом в адрес Центра социальной поддержки населения представлено заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, с приложением соответствующих документов.

Письмом от 22.05.2019 № 6006 Центр отказал в предоставлении субсидии и возвратил документы в адрес Фонда, ссылаясь на положения Порядка в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 03.11.2017 № 588 и от 19.11.2017 № 690, в частности, на необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство.

Решением суда по делу № А21-8875/20-19г., вступившим в законную силу, установлен факт оказания услуг истцом Шагаевой А.В., основания оплаты данных услуг публично- правовым образованием, но в результате ошибки при подаче иска по указанному делу взыскана только часть затрат в размере 31 129 руб. 56 коп.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском на оставшуюся часть невозмещенных затрат.

          Определение суда от «20» ноября  2020 г. о прекращении производства по делу на основании части 1 пункта  2 статьи 150 АПК РФ, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции  от 25.01.2021г., постановлением кассационного суда от 25.03.2021г. с направлением дела на новое рассмотрение,  отменено. Кассационная инстанция указала в постановлении на отсутствие оснований для прекращения в связи с тем, что предмет иска по настоящему делу не совпадает с предметом иска по делу №А21- 8875/2019.

Суд не усматривает оснований для прекращения дела и оставления иска без рассмотрения, предусмотренных статьями 148 и 150 АПК РФ и рассматривает иск по существу.

        Суд признал заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с частью 8 статьи 30 названного Закона если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьями 4 и 5 Закона Калининградской области от 11.11.2014 № 358 «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области» определены полномочия Правительства Калининградской области в сфере социального обслуживания и полномочия уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере социальной защиты населения, которым является Министерство.

В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 № 807, которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).

Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии,   требования к отчетности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, следовательно, имеет право на получение субсидии.

В соответствии с пунктом 10 Порядка (в редакции до 03.11.2017) для получения субсидии поставщик представляет в отделение Центра социальной поддержки населения следующие документы:

-   заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику
затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по
установленной форме;

-     список получателей социальных услуг по установленной форме с
приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о
предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;

- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.

Пунктом 15 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии:

1)невыполнение поставщиком социальных услуг условий договора с получателями о предоставлении им социальных услуг;

2)представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего порядка, и (или) недостоверных сведений;

3)несоответствие документов, представленных заявителем,
требованиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего порядка.

        Судом установлено и материалами дела подтверждено, что все указанные в пункте 10 Порядка документы представлены Фондом в Центр социальной поддержки населения.

        Таким образом, у Центра не было оснований для отказа в предоставлении субсидии.

        Судом отклоняются доводы Министерства о необходимости в рассматриваемом случае применять положения Порядка в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 03.11.2017 № 588 и от 19.11.2017 № 690, т.е. в редакции, действующей на дату обращения Фонда с заявлением о выдаче субсидии.

       При этом суд исходит из следующего. Социальные услуги оказывались Фондом на основании утвержденной  Индивидуальной программы от 11.05.2017 и Договора, заключенного с получателем услуг от 11.05.2017, т.е. в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 № 807.

        Новая редакция Порядка от 03.11.2017 предусматривает конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и заключение соглашения с Министерством после прохождения такого конкурсного отбора.

        Таким образом, в связи с существенным изменением Порядка предоставления субсидии после 03.11.2017 не представляется возможным Фонду выполнить условия измененного Порядка по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.

        Кроме того, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

        Постановление Правительства Калининградской области от 03.11.2017 № 588 не содержит указания о применении его положений к правоотношениям, возникшим до его принятия.

        Следовательно, в данном случае подлежат применению положения Порядка в редакции до 03.11.2017.   

Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг оказаны, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт о предоставлении услуг от 10.05.2018 г.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

    В соответствии с приведенным расчетом субсидии, с учетом решения суда по делу А21-8875/2019г.  размер субсидии, подлежащей выплате Фонду на возмещение затрат и невозмещенной ответчиком, составляет 254 200, 78 рублей

Ответчик и третье лицо не представили возражений по расчету взыскиваемой истцом компенсации за оказанные услуги.

        Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), суд пришел к выводу о том, что взыскиваемая истцом сумма предъявлена в качестве убытков (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления № 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Министерство, которое в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальных услуг гражданину, возлагается на Калининградскую область в лице Министерства социальной политики Калининградской области.

При обращении в суд истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, Министерство от уплаты пошлины освобождено.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

    Отказать в удовлетворении ходатайства Министерства социальной политики Калининградской облатси об отложении дела.

        Взыскать с Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ОГРН 1023901019922) за счет имущества казны Калининградской области в пользу Калининградского регионального благотворительного общественного Фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» (ОГРН 1023900001718) субсидию в размере 254 200 руб.78  коп. на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателем.

        Решение в части спора по существу может быть обжаловано в течение месяца

в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд со дня принятия.

 Судья                                                                 Кузнецова О.Д.