ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-6947/10 от 06.10.2010 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-6947/2010

06 октября 2010 г.

29 сентября 2010 г. оглашена резолютивная часть решения

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи Гурьевой И. Л.

при ведении протокола судебного заседания Гурьевой И. Л.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Калининградский винодельческий завод» о признании незаконными и об отмене постановлений Калининградской таможни от 17 августа 2010 года по делам об административных правонарушениях № 10226000-771/2010, № 10226000-772/2010, № 10226000-773/2010, № 10226000-774/2010, № 10226000-775/2010, № 10226000-776/2010,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.09.2010г.,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 13.09.2010г., ФИО3 по доверенности от 13.09.2010г., ФИО4 по доверенности от 08.09.2010г., ФИО5 по доверенности от 08.09.2010г., ФИО6 по доверенности от 08.09.2010г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Калининградский винодельческий завод» (далее – общество, заявитель) обратилось в суд с заявлениями об отмене постановлений Калининградской таможни от 17 августа 2010 года по делам об административных правонарушениях № 10226000-771/2010, № 10226000-772/2010, № 10226000-773/2010, № 10226000-774/2010, № 10226000-775/2010, № 10226000-776/2010.

Определением суда от 29 сентября 2010 года на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела по оспариванию вышеуказанных постановлений объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А21-6947/2010.

Оспариваемыми постановлениями общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Заявитель полагает, что поскольку ввезенный обществом товар «спирт коньячный» не включен в Единый перечень товаров к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, ввоз такого товара может осуществляться без предоставления лицензии Минпромторга РФ.

Представители таможни считают вынесенные постановления законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения представителей сторон, обозрев материалы дел об административных правонарушениях, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заявителя к вышеуказанной ответственности послужили протоколы об административном правонарушении от 06 июля 2010 года и другие материалы дел об административном правонарушении, согласно которым общество продекларировало Калининградской областной таможне по грузовым таможенным декларациям №№10226060/150110/П000407, 10226060/150110/П000409,10226060/230110/П000840,10226060/120210/П001911,10226060/060310/П003135,10226060/060310/П003135 в режиме свободной таможенной зоны товар «коньячный спирт (Ref. 6114С) четырехлетний, объемной долей этилового спирта 61,3%, полученный в результате дистилляции виноградного материала с последующей выдержкой дистиллята, наливом в цистерне (код ТНВЭД ТС 2208208900), изготовитель «C.I.C.G», Франция» без предоставления лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Действия (бездействие) общества квалифицированы по части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, оспариваемыми постановлениями общество привлечено к ответственности по указанной норме с назначением штрафа в размере 50 000 рублей по каждому.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Согласно статье 13 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (вывозу с этой территории), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении определенных требований и условий.

Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, является обязательным условием выпуска товаров наряду с отсутствием нарушений таможенного законодательства, выполнением условий помещения товаров под избранный таможенный режим, уплатой таможенных пошлин, налогов или обеспечением их уплаты (ст. 149 ТК РФ).

К ограничениям экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (далее - Соглашение), Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (раздел 2.18.) и Положением о применении ограничений (положение к разделу 2.18) импорт этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется заявителями на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства - члена таможенного союза (далее - уполномоченный орган), на территории которого зарегистрирован заявитель.

На основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" с 1 января 2010 года положения Международных соглашений имеют приоритет над соответствующими нормами российского законодательства.

Согласно Протокола от 06.10.2007 №1 "О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним" Высший орган таможенного союза определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза (далее -Перечень), который состоит из двух частей: часть первая - международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС, часть вторая - международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" входит в часть вторую - международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза. В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 №19 данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 255-ФЗ.

Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»: совершено 25.01.2008г., ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008г. № 255-ФЗ «О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», вступило в силу с 01.01.2010г. (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»). Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»: совершено 09.06.2009г., ратифицировано Федеральным законом от 28.11.2009 N 300-ФЗ «О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», вступило в силу с 01.01.2010г. (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).

Решения Комиссии Таможенного союза и Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭс не являются международными договорами (соглашениями), подлежащими ратификации Российской Федерации.

Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определившее дату вступления в силу вышеуказанных Соглашений: опубликовано в Российской газете 30.11. 2009г.

«Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положение о применении ограничений» (далее – Единый перечень товаров): утвержден 27.11.2009г. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», применяется с 01.01.2010 (Решение комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).

Решение комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определившее, с какого времени применяются запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень опубликовано в Российской газете 30.11.2009г.

Согласно изложенному и в соответствии с пунктом 4 статьи 403 ТК РФ с 1 января 2010 года таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с Международными соглашениями запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень.

В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»:

"импорт товара" - ввоз товара на таможенную территорию государства Стороны или на единую таможенную территорию с таможенных территорий третьих стран без обязательства об обратном вывозе;

"лицензия" и (или) "разрешение" - специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров;

"уполномоченный государственный орган исполнительной власти" - орган исполнительной власти государства Стороны, наделенный правом выдачи лицензий и (или) разрешений.

Статьей 13 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определен порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий", согласно которого Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и (или) его территориальные органы выдают участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий: а) разовая лицензия, б) генеральная лицензия, в) исключительная лицензия. Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом Минпромторга РФ от 30.12.2009 №1212 во исполнение Решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года №19 и Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" в части организации работы по выдаче лицензий на осуществление экспортно-импортных операций распределены полномочия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров. Данным приказом установлено, что Территориальные органы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров в том числе - спиртные напитки (группа 2208 за исключением спирта этилового и водки).

Товар, оформленный ООО «Калининградский винодельческий завод» по ГТД №10226060/150110/П000407 - «коньячный спирт питьевой» (код ТН ВЭД ТС 2208208900), включен в п. 2. «Товары, ограниченные к перемещению через границу таможенного союза», п.п. «2.18 Этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при импорте» Единого перечня. В соответствии с п. 3 Положение к п.2.18 о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на таможенную территорию таможенного союза, «импорт этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется заявителями на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель».

Доводы заявителя о том, что поскольку «спирт коньячный» является спиртосодержащей пищевой продукцией, не включенной в Единый перечень товаров, получение соответствующей лицензии для его ввоза не требуется, являются ошибочными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции;

алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

Таким образом, отнесение коньячного спирта к категории пищевой продукции, не исключает отнесение его к алкогольной продукции, для ввоза которой требуется оформление соответствующей лицензии.

Данная позиция подтверждается и мнением Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, изложенным в письме от 20.06.2010г. №Р7181, в котором, помимо прочего, указано, что на аналогичный товар – спирт коньячный, обществу выдавались лицензии.

Факт отсутствия лицензии на рассматриваемый товар подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения в установленном порядке и содержат исчерпывающий ответ на вопрос о необходимости получения лицензии на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.

Следовательно, обоснованным является вывод таможенного органа о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.3 КоАП РФ.

Суд установил, что таможней выполнены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении общества к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в 13-й апелляционный суд.

Судья И. Л. Гурьева