Арбитражный суд Калининградской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21-7023/2007
“08”
февраля
2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 01.02.08г.
Полный текст решения изготовлен 08.02.08г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи
Залужной Ю.Д.
При ведении протокола судебного заседания
судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Балтмонтаж»
к
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, Мэрии г.Калининграда, третье лицо – Управление Роснедвижимости по Калининградской области, ЗАО «Селен»
о
признании недействительными распоряжений №1175 от 22.08.05г., №310-р от 15.07.05г.
при участии
от истца:
ФИО1, доверенность от 01.10.07г., ФИО2, доверенность от 10.11.07г., ФИО3, директор, паспорт, выписка из ЕГРЮЛ
от ответчика:
ТУ ФАУФИ - ФИО4, доверенность от 27.06.07г., Мэрия г.Калининграда – ФИО5, доверенность от 25.01.08г.
от третьего лица:
ЗАО «Селен» - ФИО6, доверенность от 08.10.07г.
установил: ОАО «Балтмонтаж» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными распоряжений: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области далее (ТУ ФАУФИ по Калининградской области) №310-р от 15.07.05г. «О проведении землеустройства по земельному участку, находящемуся в собственности Российской Федерации, расположенному в <...>» и Комитета муниципального имущества Мэрии г.Калининграда №1175 от 22.08.05г. «Об утверждении проекта границ земельных участков по проспекту Московскому, 188 в Ленинградском районе». В обосновании заявления сослалось на нарушение ответчиками ст.22, 69 Земельного кодекса РФ, Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002г. №396, ст.49 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании представители истца требования поддержали, указав, что нарушена процедура проведения межевания, геодезическая съемка участка не проводилась, в связи с чем на топогорафическом плане не отражены все существующие объекты, граница вновь образуемых земельных участков с кадастровыми номерами (далее КН) 39:15:13 28 06:0046 и 39:15:13 28 06:0047 прошла по крыше административного здания, извещение о проведении межевания в землеустроительном деле отсутствует, задание на проведение землеустройства датировано после издания распоряжений.
Представитель ТУ ФАУФИ по Калининградской области требования истца признала (протокол судебного заседания от 28.01.08г.), пояснив, что в реестре федеральной собственности числится земельный участок с предыдущим кадастровым номером 39:15:13 28 06:0019. Распоряжение было преждевременным и неправильным, так как не учитывало интересы заявителя, адрес земельного участка указан неверно.
Определением суда от 28.01.08г. Мэрия г.Калининграда заменена в порядке ст.48 АПК РФ на Администрацию городской округ «Город Калининград».
Представитель Администрации городской округ «Город Калининград» в судебных прениях сделал заявление о признании заявленных требований, указав на то, что полномочия лиц, подписавших проект территориального землеустройства, не проверялись, представленные документы свидетельствуют о том, что результаты межевания согласованы и подписаны неуполномоченным лицом.
Определением суда от 14.01.08г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ЗАО «Селен».
Представитель ЗАО «Селен» в удовлетворении требований просил отказать, так как считает, что отмена распоряжений повлечет нарушение его прав как собственника 1,2,4 этажей административного здания, находящегося на земельных участках с КН 39:15:13 28 06:0046 и 39:15:13 28 06:0047, поскольку будет препятствовать ему получению земельного участка под строением в собственность. Считает, что оспариваемые распоряжения не противоречат закону.
Третье лицо - Управление Роснедвижимости по Калининградской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
19.04.1999г. между мэрией г.Калининграда и АООТ «Балтмонтаж» (правопредшественник ОАО «Балтмонтж») был заключен договор аренды №000137, согласно которого Обществу был передан земельный участок под существующую производственную базу с кадастровым номером 39:15613:331:19 (впоследствии номер участка изменен на КН 39:15613-28-06:0019 – выписка из ГКЗ том 1 л.д.105) площадью 1,8365 га по Московскому проспекту, 188а в Ленинградском районе г.Калининграда сроком на 49 лет.
Указанный договор был зарегистрирован Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Калининградской области в ЕГРП 21.03.02г. за №39-01/00-32/2002-260.
Распоряжением №310-р от 15.04.05г. ТУ ФАУФИ по Калининградской области определило создать путем раздела из земельного участка с КН 39:15613-28-06:0019, общей площадью 18356,0 кв.м., расположенного по адресу: <...> земельные участки:
- земельный участок №1 площадью 576,0 кв.м., в том числе 466,0 кв.м. охранная она ВЛ, с разрешенным использованием - под административное здание;
- земельный участок №2 общей площадью 13989,0 кв.м., в том числе:
часть 1 участка площадью 644 кв.м., - охранная зона ВЛ,
часть 2 участка площадью 109,0 кв.м. – охранная зона ВЛ с разрешенным использованием – под существующую производственную базу;
-земельный участок №3 общей площадью 3807,0 кв.м. с разрешенным использованием – под склады.
Распоряжением председателя Комитета муниципального имущества Мэрии г.Калининграда №1175 от 22.08.05г. был утвержден проект границ указанных выше земельных участков с установленным для каждого участка видом разрешенного использования.
В результате проведенных работ по землеустройству на государственный кадастровый учет были поставлены земельные участки с КН 39:15:13 28 06:0046 (площадь 575 кв.м.), 39:15:13 28 06:0047 (площадью 13989 кв.м.), 39:15:13 28 06:0048 (площадью 3807 кв.м.).
В ходе рассмотрения судебного дела А21-2910/2007 ОАО «Балтмонтаж» стало известно о наличии указанных распоряжений, которые Общество посчитало противоречащими закону и нарушающими его права и интересы и обжаловало их в суд.
Суд считает, что требования ОАО «Балтмонтаж» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений может выступать земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона №28-ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре» земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков подлежат государственному кадастровому учету.
В силу ст.1 Закона "О государственном земельном кадастре" целью государственного кадастрового учета является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" порядок постановки земельного участка на кадастровый учет производится в заявительном порядке. При этом заявитель помимо заявления должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о его межевании, которые необходимы для внесения в государственный земельный кадастр сведений о границах земельного участка.
Согласно ст.15 Федерального закона №78-ФЗ от 18.06.01г. «О землеустройстве» порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002г. №396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при межевании.
Во исполнение указанного Положения о проведении территориального землеустройства 17 февраля 2003 г. Руководителем федеральной службы земельного кадастра России ФИО7 утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочению существующих объектов землеустройства.
Согласно пункту 7.1 Методических рекомендации при образовании новых упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков).
Проект территориального землеустройства составляется в соответствии с заданием на выполнение работ. Составление проекта территориального землеустройства включает: подготовительные работы; составление проекта; согласование проекта; утверждение проекта; формирование землеустроительного дела; сдачу землеустроительного дела заказчику.
Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке путем писем или подписей на титульном листе и проектном плане заверенных соответствующими печатями.
В соответствии с пунктом 7.11 Методических рекомендаций проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство). Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью.
Из представленного в материалы дела проекта территориального землеустройства следует, что он согласован директором ОАО «Балтмонтаж» ФИО8, о чем свидетельствует его подпись, а также печать Общества на титульном листе проекта, акт согласования границ земельного участка также подписан указанным лицом 02.08.05г.
Однако, на момент проведения работ по землеустройству ФИО8 не являлся законным представителем Общества.
Из представленного заявителем постановления Центрального районного суда г.Калининграда от 22.01.08г. по делу №3-231/4/2007 следует, что в отношении бывшего генерального директора ОАО «Балтмонтаж» ФИО8 возбуждено уголовное дело СЧ СУ при УВД по Калининградской области по ч.4 ст.159 УК РФ.
Согласно объявления, опубликованного ОАО «Балтмонтаж» в газете «Каскад» за 27.07.04г. №135(1633) генеральным директором Общества на годовом собрании акционеров, состоявшемся 23.07.04г., избран новый директор - ФИО9, которому было поручено изъять старую печать у ФИО8 26.07.04г., в связи с утверждением новой печати.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ за №2634-Р по состоянию на 01.12.04г., а также выписки от 05.12.07г. за №16294 (том 2 л.д.28-31, 18-24) следует, что директором ОАО «Балтмонтаж» на момент издания оспариваемых распоряжений и проведения работ по землеустройству являлся ФИО2
Таким образом, в указанном землеустроительном деле отсутствует согласование границ земельного участка с собственником размежевываемого земельного участка, что противоречит п.7.11 Методических рекомендаций.
Кроме того, из проекта территориального землеустройства следует, что задание на проектирование не содержит сведений о дате его утверждения руководителем ТУ ФАУФИ ФИО10 (лист дела 110-113 том 1), адрес вновь формируемых земельных участков указан неверно – Московский проспект,188, фактический адрес земельного участка – Московский проспект,188а. Согласно письма зам.директора ООО «Геоид» от 12.12.07г. (том 2 л.д.42) разделяемый участок был учтен геодезистским способом по ранее проведенной съемке, что явилось причиной отсутствия на топографическом плане земельного участка имущества, появившегося в период между съемкой и межеванием.
Согласно ст.16 Федерального закона №78-ФЗ «О землеустройстве» №78-ФЗ при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:
местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
иные характеристики земель.
Статьей 17 вышеназванного закона закреплено, что межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии со ст.20 Федерального закона «О государственном земельном кадастре»в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку проект границ и документы о межевании выполнены с нарушением требований Положения о проведении территориального землеустройства, Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996г., размежевание земельного участка с КН 39:15613-28-06:0019 (площадью 1,8371 га) и постановку на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков с КН 39:15:13 28 06:0046 (площадь 575 кв.м.), 39:15:13 28 06:0047 (площадью 13989 кв.м.), 39:15:13 28 06:0048 (площадью 3807 кв.м.) нельзя считать произведенной на законных основаниях.
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если установит, что такие действия (бездействие), решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования ОАО «Балтмонтаж» удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Комитета муниципального имущества мэрии г.Калининграда №1175 от 22.08.05г. «Об утверждении проекта границ земельных участков по Московскому проспекту, 188 в Ленинградском районе» и распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Калининградской области №310-р от 15.07.05г. «О проведении землеустройства по земельному участку, находящемуся в собственности РФ, расположенному в <...>.
Обязать ответчиков – Администрацию городского округа «Город Калининград» и ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Калининградской области совершить действия по оформлению документов, необходимых для восстановления сведений о земельном участке площадью 18365 кв.м., расположенном по адресу: <...> а (предыдущий кадастровый номер 39:15:13: 331:19) и постановке его на государственный кадастровый учет
Взыскать с ответчиков в пользу ОАО «Балтмонтаж» судебные расходы по госпошлине в размере по 2000 рублей с каждого, всего 4000 рублей.
В соответствии с п.7 ст.201 АПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.
Судья
Залужная Ю.Д.
(подпись, фамилия)