ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-7023/10 от 18.10.2010 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело № А21-7023/2010

«22»

октября

2010 года

Резолютивная часть решения объявлена

«18»

октября

2010 года

Решение изготовлено в полном объеме

«22»

октября

2010 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи: Коневой В.В.

при ведении протокола судебного заседания: судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску: Государственного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения судебных участков»

к Управлению вневедомственной охраны при УВД Калининградской области

о понуждении заключить договор

при участии в судебном заседании:

от истца: Ахмедьянов А.Д. – представитель

Онопко А.А. - директор

от ответчика: Мороз А.И. – представитель

Романовский Г.В. - представитель

установил: Государственное учреждение Калининградской области «Центр обеспечения судебных участков» обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению вневедомственной охраны при УВД Калининградской области о понуждении заключить Государственный контракт на оказание услуг по охране материальных ценностей объектов – помещений судебных участков мировых судей Калининградской области на безвозмездной основе.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования.

Правовыми основаниями заявленных исковых требований истец указал: Закон РФ от 18.04.91 г. № 1026-1 «О милиции», Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 886 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 1629-р, а так же Постановление Калининградской областной Думы от 22.12.2005 г. № 837, Постановление Правительства Калининградской области от 30.01.2006 г. № 28.

Истец считает, что в соответствии с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 886 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 1629-р ответчик должен был произвести расчет сил и средств для обеспечения выполнения нормативных актов и направить соответствующие заявки на выделение дополнительного финансирования в соответствующие инстанции. В виду того, что ответчиком не были предприняты надлежащие меры по дополнительному финансированию, а так же увеличению численного состава для обеспечения исполнения вышеназванных Постановлений Правительства РФ, без охраны остались судебные участки мировых судей Калининградской области.

Истец считает, что услуги по охране объектов, подлежащих обязательной охране, в соответствии с указанными Постановлениями Правительства РФ должны оказываться ответчиком на безвозмездной основе.

Ответчик отклонил исковые требования по следующим основаниям:

-деятельность подразделений вневедомственной охраны при ОВД России по обеспечению охраны физических и юридических лиц не является коммерческой, финансирование подразделений вневедомственной охраны полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета. Все денежные средства, в соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 02.11.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов» поступающие на счет подразделений вневедомственной охраны перечисляются в доход федерального бюджета;

-по смыслу п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Ни в одном из действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны не содержится положений об обязанности вневедомственной охраны оказывать охранные услуги на безвозмездной основе.

-ссылка истца на Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 1629-р не обоснованна, поскольку данным Постановлением конкретизирован только перечень объектов, подлежащих охране подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел России и не устанавливает обязанность ответчика по принятию данных объектов под охрану на безвозмездной основе.

Заслушав представителей сторон, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд установил:

В ст. 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» указаны основные задачи милиции общественной безопасности, в числе которых так же указаны: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка…

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок, создание, реорганизация и ликвидация которых определяется министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, из диспозиции данной статьи Закона следует, что и подразделения милиции вневедомственной охраны финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ № 589 от 14.08.1992 г. основной задачей (и основным видом деятельности) органов вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров, что соответствует задачам милиции в целом.

Следовательно, подразделения милиции вневедомственной охраны являются государственными органами исполнительной власти, регулирующими цели и задачи милиции (в частности, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности). Финансирование указанных подразделений осуществляется за счет средств, поступающих на основе договоров (п.35 Закона РФ «О милиции»).

Пунктом 10 Положения так же предусмотрено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающим по договорам от собственников. Формирование цен (тарифов) на охрану объектов, а так же направления расходования полученных денежных средств регламентируется ведомственными нормативными актами.

Как следует из предоставленного в материалы дела Государственного контракта (далее Контракт) от 11.01.2010 г. № 1427/9, заключенного между Управлением вневедомственной охраны при УВД Калининградской области – Исполнитель и Государственным учреждением Калининградской области «Центр обеспечения судебных участков» -Заказчик, в пунктах 1.1 и 1.1.1 стороны указали: Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по охране объектов и имущественных ценностей Заказчика с помощью технических средств, выведенных на пульт централизованного наблюдении подразделений вневедомственной охраны Исполнителя

В п. 2.1 Государственного контракта стороны указали: контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств Сторон по настоящему Контракту, но не влечет освобождение Сторон от ответственности за нарушение в ходе его исполнения.

Вместе с тем, в п. 2.3 Государственного Контракта указан срок оказания услуг с 01.01.2010 г. по 31.03.2010 г.

В разделе № 3 Контракта сторонами были определены цена и порядок расчетов.

В п. 3.2 стороны указали на то, что Заказчик оплачивает оказанные Исполнителем услуги в течение 15 банковских дней после предоставления счета и акта исполнения услуги Заказчику.

Как пояснили в судебном заседании представители сторон, задолженности по оплате оказанных Исполнителем услуг нет, платежи поступали своевременно. Причиной прекращения оказания услуги охраны Исполнителем связаны не только с прекращением срока, указанного в п. 2.3 Контракта, но и в связи с отсутствием у Заказчика финансирования.

Кроме того, представители ответчика в судебном заседании заявляли о том, что не отказываются от заключения Контракта и на следующий срок, но на условиях оплаты оказанных услуг, в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Принимая во внимание изложенное, а так же отсутствие в действующих нормативных актах Правительства Российской Федерации и Министерства Внутренних Дел России прямого указания на оказание органами вневедомственной охраны безвозмездных услуг по охране объектов, перечисленных в Перечне, утвержденном Правительством РФ от 02.11.2009 г. № 1629-р, суд

Руководствуясь статьями 167-170Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Государственному учреждению Калининградской области «Центр обеспечения судебных участков» в удовлетворении требований о понуждении Управления вневедомственной охраны при УВД Калининградской области заключить с 01.07.2010 г. Государственный контракт на оказание услуг по охране муниципальных ценностей объектов- помещений судебных участков мировых судей Калининградской области на безвозмездной основе.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

В.В.Конева

(подпись, фамилия)