ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-7088/13 от 05.12.2013 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

ул. Рокоссовского, д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-7088/2013

«13»

Декабря

2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2013 года. В полном объеме

решение изготовлено 13 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе: Судьи Шанько О.А.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Чумаковым B.C.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Локкенен»

К Администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный район»

3-лицо: Администрация муниципального образования «Пограничное сельское поселение»

О признании незаконным отказа во внесении изменений в договор аренды земельного участка.

При участии: от заявителя - ФИО1 по дов., паспорт; ФИО2 по дов., паспорт.

от заинтересованного лица - ФИО3 по дов., паспорт, от 3-лица: ФИО4 по дов., паспорт

установил: общество с ограниченной ответственностью «Локкенен» (далее - ООО «Локкенен»,Общество) (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный район» (далее - Администрация) (ОГРН <***>, ИНН <***>) и просит признать незаконным отказ Администрации от 02.08.2013 в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению дополнительного соглашения к договору № 758 аренды земельного участка от 03.11.2009 на основании заявления ООО «Локкенен» 30.07.2013 по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 Административного регламента; обязать администрацию устранить допущенные нарушения в течение десяти дней после вступления в законную силу решения суда: принять решение о внесении изменений в договор аренды № 758 от 03.11.2009 земельного участка с кадастровым номером 39:01:031111:72, расположенного по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, п. Яблочкино, площадью 33600 кв.м. в связи с изменением разрешенного использования с «под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма» на «для сельскохозяйственного использования»; заключить с ООО «Локкенен» дополнительное соглашение к договору аренды № 758 от 03.11.2009 земельного участка с кадастровым номером 39:01:031111:72, площадью 33600 кв.м. в связи с изменением вида разрешенного использования с «под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма» на «для сельскохозяйственного использования».

Определением суда от 14.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования «Пограничное сельское поселение» (далее - администрация Пограничного сельского поселения).

В судебном заседании представители ООО «Локкенен» доводы заявления поддержали в полном объеме.

Администрация с требованиями заявителя не согласилась, представитель поддержал доводы отзыва.

Администрация Пограничного сельского поселения также требования ООО «Локкенен» считает необоснованными по мотивам, изложенным в отзыве заинтересованного лица.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил.

03.11.2009 между Администрацией (Арендодатель) и ООО «Локкенен» (Арендатор) заключен Договор № 758 аренды земельного участка площадью 33 600 кв.м. с кадастровым номером 39:01:031111:72, сроком на 49 лет расположенного по адресу: Калининградская область, Багратиновский район, п. Яблочкино, под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма (далее - договор аренды).

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 22.12.2009.

Как следует из пояснений заявителя, на основании пп.3 п.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Постановлением администрации муниципального образования «Пограничное сельское поселение» от 27.12.2012 № 155 в установленном законом порядке был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:01:031111:72, расположенного по адресу: Калининградская область, Багратиновский район, п. Яблочкино, площадью 33600 кв.м. с «под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма» на «для сельскохозяйственного использования».

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на основании Постановления администрации муниципального образования «Пограничное сельское поселение» Калининградской области от 27.12.2012 № 155 по заявлению ООО «Локкенен» были внесены соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (копия кадастровой выписки от 14.02.2013 № 39/13-ВС-23288 приобщена к материалам дела).

30.07.2013 ООО «Локкенен» обратилось в Администрацию с заявлением о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка в форме дополнительного соглашения, оформленного по установленному образцу.

02.08.2013 Администрация отказала заявителю во внесении изменений в договор аренды по причине того, что изменение вида разрешенного использования администрацией Пограничного сельского поселения и ООО «Локкенен» с Администрацией не согласовывалось; внесение изменений в договор аренды повлечет за собой снижение поступлений арендной платы в бюджет муниципального образования.

ООО «Локкенен» полагая, что отказ Администрации во внесении изменений в договор аренды земельного участка нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

ООО «Локкенен» считает, что решение Администрации от 02.08. 2013 года не соответствует нормам Административного регламента, поскольку в соответствии с п.2.14 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

1) предоставление неполного комплекта документов, указанных в пункте 2.7. Административного регламента или предоставление недостоверных сведений;

2) наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;

3) заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка;

4) право распоряжения земельным участком отсутствует у Администрации;

5) внесение изменений в договор аренды земельного участка противоречит
 первоначальной процедуре предоставления земельного участка по данному договору,
 а также условиям договора.

По мнению ООО «Локкенен» отказ носит формальный характер и не содержит правового обоснования причин, послуживших основанием для принятия указанного решения. Более того, решение Администрации об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка нарушает права и законные интересы ООО «Локкенен» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку, как отмечает заявитель, арендатор неосновательно несет бремя расходов по арендной плате в размере 388 758 руб. 72 коп. в год. В случае заключения к договору аренды дополнительного соглашения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:01:031111:72 размер арендной платы уменьшится до 631 руб. 68 коп. в год.

Администрация и третье лицо - администрация Пограничного сельского поселения требования считают необоснованными в связи с тем, что договором аренды предусмотрено условие использования земельного участка исключительно для целей под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма. Изменение разрешенного использования земельного участка договором не предусмотрено. Земельные участки для сельскохозяйственного использования предоставляются по другой процедуре, предусматривающей, в том числе, публикацию в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. Ссылку заявителя на постановление Администрации Пограничное сельское поселение от 27.12.2012 № 155 Администрация считает несостоятельной, так как была нарушена процедура публичных слушаний в муниципальном образовании «Пограничное сельское поселение» (публичные слушания были проведены менее чем за 15 дней; не была проведена регистрация участков слушаний; решение, принятое на публичных слушаниях не было опубликовано в средствах массовой информации).

Право организации обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов государственной власти и (или) местного самоуправления предусмотрено ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Удовлетворение такого заявления возможно при установлении в ходе судебного разбирательства двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушения ими прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Как отмечено выше, спорный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Локкенен» под создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма.

Земельный участок был предоставлен заявителю в порядке ст. 34 ЗК РФ с публикацией информации в районной газете о возможности предоставлении земельного участка.

Земельные участки для сельскохозяйственного использования предоставляются по другой процедуре, предусматривающей, в том числе, публикацию в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.

В соответствии с п.2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать Администрацию, выступающий арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

В п. 4.2.1 договора аренды предусмотрено, что Арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с требованиями, изложенными в постановлении администрации муниципального образования от 29.10.2009 № 1740, исключительно для целей, обозначенных в п. 1.3 настоящего договора. Таким образом, приняв на себя права и обязанности по указанному договору, ООО «Локкенен» как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования (создание рекреационной зоны с целью организации сельского туризма), тем самым реализовав свое право, предусмотренное п. 3 ст. 85 ЗК РФ.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.

В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Следовательно, в рассматриваемом случае у Администрации как у арендодателя отсутствует обязанность изменять вид разрешенного использования земельного участка по требованию арендатора, в том числе в судебном порядке.

Равным образом арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.

В то же время арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования (данная правовая позиция изложена в Постановлении от 25.06.2013 № 1756/13 Президиума ВАС РФ).

Таким образом, отказ Администрации во внесении изменений в договор аренды земельного участка является правомерным и соответствующим действующему законодательству.

Ссылку ООО «Локкенен» на постановление администрации Пограничного сельского поселения от 27.12.2012 № 155 суд считает несостоятельной, в связи с тем, что был нарушен порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Пограничное сельское поселение» (нарушены положения ст. 6, 9, 10, 11 Положения о публичных слушаниях в МО «Пограничное сельское поселение»), а обратного суду не доказано.

Руководствуясь ст. ст. 110, 169-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Локкенен» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ

Шанько О.А.