Арбитражный суд Калининградской области
ул.Рокоссовского, д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
г. Калининград | Дело № А21-7115/2021 |
27 апреля 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2022 2022 года
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2022 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Пахомовой Т. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Татьяниной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению АО «Региональная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 236003, <...>) (далее – истец, АО «РЭК», Компания) к Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 238055, г. <...>) (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 2 817 971, 81 руб. задолженности по контракту № 0135300013218000011.2018.82320 от 13.03.2018г., 52 071, 86 руб. процентов.
Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченоООО «Пранкор»(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 238050, <...>).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности и паспорту;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности, паспорту;
от третьего лица: явка представителя не обеспечена.
Суд,
УСТАНОВИЛ:
В целях обеспечения муниципальных нужд 13 марта 2018 года по итогам электронного аукциона между АО «Региональная энергетическая компания» и Администрацией муниципального образования «Гусевский городской округ» заключен энергосервисный контракт № 0135300013218000011.2018.82320 (далее - контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, по проведению энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения города Гусева, а именно: исполнитель должен осуществить демонтаж существующих светильников и произвести монтаж новых светильников соответствующих техническим требованиям условий контракта - Приложению № 1 к Техническому заданию к энергосервисному контракту в общем количестве 1060 штук, согласно которому, устанавливаемые новые светильники, в том числе должны иметь режим димминга, то есть изменять свою яркость в зависимости от времени суток.
Согласно пункту 1.2 контракта Исполнитель обязуется обеспечить предусмотренную в пункте 5.1 контракта экономию потребления Заказчиком энергетических ресурсов в натуральном выражении, а Заказчик обязуется выплачивать в течение срока действия контракта процент экономии потребления Заказчиком энергетических ресурсов в натуральном выражении, выраженной в процентом и денежном выражении, определенный в пункте 6.4 Контракта.
Согласно пункту 5.1 контракта Исполнителем в результате исполнения контракта за весь срок действия контракта (срок действия контракта согласно п. 14.1 контракта составляет 5 лет), должен обеспечиваться следующий размер экономии энергетических ресурсов в процентном соотношении 58 % от энергетического базиса в год согласно Приложению № 2 к контракту, то есть в натуральном выражении 413 501 кВт*час электрической энергии ежегодно на сумму 12 296 767 рублей 92 копейки за 5 лет (пункт 1.3.1. приложения № 9 к Контракту).
Согласно пункту 4.1. контракта объем потребления энергетических ресурсов Заказчиком до выполнения Исполнителем всех или части мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий, принимается Сторонами от фактического объёма потребления электрической энергии объектами наружного (уличного) освещения за базисный период (Приложение № 2 к Контракту), а при необходимости - с учетом сопоставимых условий работы оборудования.
В соответствии с пунктом 5.4. контракта размер экономии потребления заказчиком энергетических ресурсов определяется как разница между объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за период, равный календарному периоду достижения установленного в контракте размера экономии, определенного до начала выполнения Перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса, определенным после выполнения исполнителем Перечня мероприятий с учетом влияния различных факторов на объем потребления электрической энергии заказчиком, определенных в соответствии с Приложением № 4 к Контракту.
13.06.2021 года истец фактически осуществил демонтаж существующих светильников и произвел монтаж новых светильников, о чем имеется подписанный сторонами Акт сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ).
Согласно письму завода - изготовителя светильников ООО «Пранкор» (имеется в материалах дела) монтированные истцом новые светильники запрограммированы на режим работы димминга, то есть установленные истцом по контракту светильники изменяют свою яркость от времени суток.
В связи с тем, что в нарушение пункта 7.3 контракта заказчик не направлял в адрес исполнителя Акты определения величины экономии энергетических ресурсов (в натуральном выражении) и Акты определения величины экономии энергетических ресурсов (в денежном выражении) за отчетные периоды, не предоставлял в соответствии с пунктом 3.4.4. контракта сведения об изменениях Объекта энергосервиса, в том числе, связанных с дополнительной установкой или сокращением осветительных приборов и иного оборудования, любыми перестройками Объекта энергосервиса, включая его расширение, которые могут повлиять на эффективность мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, а так же в соответствии с пунктом 3.4.9. Контракта показания приборов учета электрической энергии по которым производится расчет за потребленный энергетический ресурс, 16.09.2019 года, между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение № 1 к Контракту предусматривающее применение расчетно-измерительного способа, в случае отсутствия данных об объеме потребления энергоресурса на объектах энергосервиса, определенных при помощи приборов учета, в соответствии с «Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности», утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 04.02.2016г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (далее -Приказ).
Согласно приказу, при отсутствии данных об объеме потребления энергоресурса на объектах энергосервиса, определенных при помощи приборов учета, при исчислении объема потребления электрической энергии в отчетных периодах определяется на основании данных о времени работы светильников и их мощности, с учетом снижения потребления мощности потребляемыми световыми приборами в результате использования технологий интеллектуального управления системой наружного освещения (димминга).
Таким образом, при отсутствии данных у истца о количестве потребленной электрической энергии светильниками за определенный период расчет процента экономии осуществлялся следующим образом: количество новых смонтированных по Контракту светильников умножается на их мощность и на их время работы (режим работы светильников ранее был представлен ответчиком) с учетом димминга и получается фактическое потребление электрической энергии светильниками за определённый временной период (месяц), то есть истцом применен расчетно-измерительный способ объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении согласно Приказу.
С целью вычисления процента экономии за определенный период (месяц) по Контракту, истец из энергетического базиса, установленного Приложением № 2 к Контракту, за определенный период, вычитает полученное расчетно-измерительным способом фактическое потребление электрической энергии светильниками за определённый временной период (месяц) и таким образом получает размер экономии электрической энергии истцом в натуральном выражении получает процент экономии энергоресурса, и переводит экономию в денежное выражение подлежащее оплате истцу.
Неисполнение Администрацией платежных обязательств по контракту явилось основанием для обращения Компании в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Администрации 3 655 386, 40 руб. задолженности по контракту за период с сентября 2020 года по февраль 2022 года, 276 507, 97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 13.04.2022г.
Также Компания просила суд обязать администрацию муниципального образования «Гусевский городской округ» исполнять условия контракта, в том числе, предоставлять сведения об изменениях объекта энергосервиса, связанных с дополнительной установкой или сокращением осветительных приборов и иного оборудования, любыми перестройками объекта энергосервиса, включая его расширение, которые могут повлиять на эффективность мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком, а также направлять в адрес акционерного общества «Региональная энергетическая компания» показания приборов учета электрической энергии по которым производится расчет за потребленный энергетический ресурс по контракту.
Судебное заседание проведено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик по иску возражал, оспаривая методику начисления задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ закреплено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены, или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Суд, исследовав представленные доказательства, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Требованиями к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 (далее - Постановление N 636), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом суд исходил из следующего.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты).
Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 2 ст. 21 Федерального закона от 23.11т2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании части 3 статьи 108 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом Требований к условиям энергосервисного контракта и Особенностей определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота), установленных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 (далее Постановление № 636).
При заключении энергосервисного договора (контракта) в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов (часть 14 статьи 108 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным договором (контрактом), является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении (ч. 14 ст. 108 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Согласно части 18 статьи 108 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010г. № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее - Постановление) «Определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:
-при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;
-при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса: при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;
-расчетно-измерительным способом в соответствии с «Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности», утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 04.02.2016г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
В качестве способа определения объема потребления энергетического ресурса стороны согласовали расчетно - измерительный способ предусмотренный приказом Министерства энергетики РФ от 04.02.2016г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Возражая против иска, Администрация ссылалась на отсутствие в спорный период экономии бюджетных средств по оплате энергоресурса и оспаривала метод расчета.
Учитывая возражения Администрации, определением суда от 21.12.2021 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «НЦ «Балтэкспертиза» эксперту ФИО3, имеющей высшее инженерное образование, сертификаты соответствия «СУДЭКС» в области проведения судебно-экспертной деятельности по судебно-экспертной специальности, стаж работы по специальности 37 лет, экспертной деятельности 15 лет, и специалисту ФИО4, имеющему высшее инженерное образование, сертификат о повышении квалификации в ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» по курсу «Оперативно-технологическое управление оборудованием подстанций и сетей 110-0,4 кВ».
На разрешение экспертам были поставлены следующие вопросы:
Вопрос №1: Определить наличие фактически достигнутой величины экономии энергетических ресурсов (в натуральном выражении) и величины экономии энергетических ресурсов (в денежном выражении) по контракту от 13.03.2018г.
Вопрос №2: Проверить правильность расчетов фактической экономии энергетических ресурсов и расчетов, подлежащего уплате исполнителю (Компании) процента от такой экономии по контракту.
15.02.2022 года в суд от ООО «НЦ «Балтэкспертиза» поступило заключение эксперта № ЗЭ0021-2021 от 14.02.2022 года.
Эксперты установили наличие фактически достигнутой величины экономии энергетических ресурсов (в натуральном выражении) и величины экономии энергетических ресурсов (в денежном выражении) по контракту, а также правильности расчетов фактической экономии энергетических ресурсов и расчетов подлежащего уплате исполнителю процента от такой экономии по контракту.
Заключение экспертизы соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 АПК РФ, оно выполнено специалистами, имеющими высшее техническое образование. В заключении отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, оно является ясным и полным. В выводах экспертов содержатся ответы на все поставленные судом вопросы, противоречия в его выводах отсутствуют. Ответы экспертов на поставленные судом вопросы понятны, следуют из проведенного исследования и подтверждены фактическими данными. Эксперты были надлежащим образом предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Исследовав представленные доказательства с учетом экспертного заключения, суд считает, что применение Компанией расчетно-измерительного способа объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении, выполнен согласно Приказу. С целью вычисления процента экономии за определенный период (месяц) по контракту, истец из энергетического базиса, установленного Приложением № 2 к контракту, за определенный период, вычитает полученное расчетно-измерительным способом фактическое потребление электрической энергии светильниками за определённый временной период (месяц) и таким образом получает размер экономии электрической энергии истцом в натуральном выражении получает процент экономии энергоресурса, и переводит экономию в денежное выражение подлежащее оплате истцу.
Соответственно, истцом согласно условиям контракта, правомерно применен способ определения объема потребления энергетического ресурса электрической энергии на объекте энергосервиса в отчетных периодах и полностью обеспечена предусмотренная контрактом экономия в натуральном выражении.
В данном случае примененный расчет в отсутствие показаний, которые Администрация должна направлять в адрес Компании ежемесячно, является правомерным и обоснованным.
Условиями контракта за нарушение обязательств в отношении заказчика (Администрации) предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Факт просрочки оплаты по контракту судом установлен. Проверив расчет процентов по состоянию на 13.04.2022г., суд находит его правомерным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 3 655 386, 40 руб. задолженности по контракту за период с сентября 2020 года по февраль 2022 года, 276 507, 97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 13.04.2022г.
Рассмотрев требование истца об обязании ответчика исполнять условия контракта, суд находит его также подлежащим удовлетворению, исходя из того, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что Администрацией без уведомления Компании были подключены к объекту дополнительные осветительные приборы, а также не представлялись ежемесячные сведения о потребленном ресурсе. Поскольку отсутствие таких данных у исполнителя вызывает затруднения в осуществлении расчета по контракту, а также способствует возникновению разногласий между сторонами, суд считает правомерным обязать заказчика исполнять свои обязательства в данной части контракта.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Применительно к указанным статьям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 37 350 руб. в возмещение расходов по уплаченной государственной пошлине, 75 000 руб. в счет проведения судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Региональная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 655 386, 40 руб. задолженности по контракту за период с сентября 2020 года по февраль 2022 года, 276 507, 97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 13.04.2022г., 75 000 руб. расходов по оплате судебной экспертизы, 37 350 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Обязать администрацию муниципального образования «Гусевский городской округ» исполнять условияконтракта, в том числе, предоставлять сведения об изменениях объекта энергосервиса, связанных с дополнительной установкой или сокращением осветительных приборов и иного оборудования, любыми перестройками объекта энергосервиса, включая его расширение, которые могут повлиять на эффективность мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком, а также направлять в адресакционерного общества «Региональная энергетическая компания» показания приборов учета электрической энергии по которым производится расчет за потребленный энергетический ресурс по контракту.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его вынесения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.В. Пахомова