ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-7387/2021 от 07.06.2022 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21-7387/2021

10

июня

2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2022г.

Полный текст изготовлен 10 июня 2022г.

Арбитражный суд Калининградской области в составе: судьи Талалас Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Клушиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236040, <...>, дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: ООО «Коммунальные услуги», МУ «Администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ»

об оспаривании действий,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности, удостоверению;

от ТУ ФАУГИ: не явился, извещен;

от Администрации: не явился, извещен;

от ООО «Коммунальные услуги»: ФИО3 по доверенности, паспорту; ФИО4 по доверенности, удостоверению;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее – ТУ ФАУГИ)  о признании незаконным распоряжения № 157-р от 08.05.2020г. об утверждении схемы расположения земельные участки с кадастровым номером 39:17:010009:760.

В судебном заседании заявитель поддержал уточненные заявленные требования.

Уточнения приняты судом к рассмотрению.

ТУ ФАУГИ и Администрация в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Судебное заседание проведено в порядке ст.156 АПК РФ.

 Представитель ООО «Коммунальные услуги» возражал против заявленных требований, ссылался на отсутствие доказательств нарушения прав заявителя.

Заслушав заявителя и третье лицо (ООО «Коммунальные услуги»), исследовав доказательства по делу, дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ИП ФИО1 с 11.05.2012г. является собственником нежилого здания, деревообделочной мастерской с кадастровым номером 39:17:010009:154 площадью 203,8 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Хуторская, дом №4 (далее - здание), что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № 39-АБ 037181 от 11.05.2012г. и записью в ЕГРН № 39-39-03/250/2012-063 от 11.05.2012г.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010009:73, общей площадью 1479 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для эксплуатации пилорамы, расположенном по адресу: <...> (далее - земельный участок 73, з/у 73), находящемся в собственности МО «Светлогорский городской округ», что подтверждается записью в ЕГРН № 39-39-03/192/2011-578 от 05.07.2011г.

17.05.2010  земельный участок  с кадастровым номером 39:17:010009:73  предоставлен администрацией МО «Светлогорский городской округ» Предпринимателю в аренду сроком с 28.04.2010г. до 27.04.2059г. по договору аренды № 12/05-2010 от 17.05.2010г. с целью: размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (для эксплуатации пилорамы), что подтверждается договором аренды № 12/05-2010 от 17.05.2010г. и записью в ЕГРН № 39-39-03/169/2010-619 от 07.06.2010г.

Принадлежащие Предпринимателю объекты недвижимости используются им в  своей предпринимательской деятельности для производства пилопродукции, осуществляемого с помощью пилорамы, расположенной в здании.

Для реализации производства пилопродукции здании изначально было обустроено двое ворот: южные и северные, подъезд к которым осуществляется через имеющиеся на з/у 73 южный и западный проезды, а сам процесс производства построен следующим образом:

-через южный проезд на з/у 73 грузовой автомобиль, груженный материалом для пилорамы (бревнами, кругляком леса), подъезжает к южным воротам здания;

-далее бревна разгружаются и складируются на южной части участка з/у 73 перед южными воротами в здание;

-далее бревна вносятся в здание через его южные ворота к пилораме, расположенной в здании, и с помощью пилорамы изготавливается пилопродукция;

-далее грузовой автомобиль задним ходом подъезжает к северным воротам здания через западный проезд на з/у 73;

-далее готовая пилопродукция через северные ворота здания выносится на северную часть з/у 73, где либо загружается для перевозки в грузовой автомобиль, либо складируется в ожидании погрузки.

Таким образом, эксплуатация пилорамы предполагает наличие двух подъездов к зданию: через южный и западный проезды на з/у 73, которыми, как указывает Предприниматель, он пользовался с 2002 года.

Для подъезда к указанным проездам на грузовом автотранспорте Предприниматель до 05.03.2021г. безвозмездно использовал полевую дорогу, соединяющую улицу Хуторскую г. Светлогорска и арендуемый мной з/у 73 с юга и с запада, которая являлась дорогой общего пользования.

Наличие двух подъездов к зданию через южный и западный проезды з/у 73 отражено в ГПЗУ № RU39518101-078 от 25.01.2011г., что подтверждается копией указанного ГПЗУ.

05.03.2021г. Предприниматель обнаружил, что проезд грузового автотранспорта к зданию, как через южный, так и через западный проезды земельного участка 73, перекрыты путем установления бетонной плиты посредине полевой дороги прямо перед южным проездом з/у 73.

По данному факту Предприниматель обратился в МО МВД России «Светлогорский» с заявлением КУСП № 927 от 05.03.2021г., по которому полицией была проведена проверка.

В ходе проверки выяснилось, что проезд к зданию Предпринимателя был перекрыт владельцем земельного участка с КН № 39:17:010009:760 площадью 27 278 кв.м. (далее - з/у 760), который мотивировал свои действия тем, что часть полевой дороги, начиная от начала южного проезда з/у 73 и до западного проезда з/у 73, включена в состав з/у 760 и дорогой общего пользования более не является.

В ходе проведения полицейской проверки бетонная плита посредине полевой дороги прямо перед южным проездом з/у 73 была демонтирована, и ИП ФИО1 вновь получил возможность проезда к зданию пилорамы через южный проезд з/у 73.

20.04.2021г. Предприниматель был ознакомлен с материалами полицейской проверки, из которых ему стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 39:17:010009:760 образован на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 08.05.2020 № 157-р. Указанным распорядительным актом утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по инициативе Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги», являющегося собственником объектов недвижимого имущества.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:17:010009:760 зарегистрировано 24.07.2020.

На основании распоряжения Территориального управления от 17 августа 2020 года № 303-р «О предоставлении в аренду за плату ООО «Коммунальные услуги»   земельного   участка   с   кадастровым   номером   39:17:010009:760, находящегося в собственности Российской Федерации,  вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Коммунальные услуги» на 49 лет.

Также выяснилось, что часть полевой дороги, соединяющей улицу Хуторскую г. Светлогорска и начало южного проезда з/у 73, входит в состав земельного участка с КН № 39:17:010009:349 площадью 906 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общее пользование территории (далее - з/у 349), т.е. эта часть полевой дороги является дорогой общего пользования.

Таким образом, 20.04.2021г. Предпринимателю стало, известно об образовании ответчиком земельного участка с КН 39:17:010009:760 в существующих границах, при котором он утратил возможность использовать южный проезд з/у 73 для подъезда к южным воротам своего здания и его западный проезд для подъезда к северным воротам здания, что, как он указывает, нарушило его права.

21.05.2021г. Предприниматель обратился в ТУ ФАУГИ с заявлением от 21.05.2021г. вх. ТУ 39-166-ж, в котором просил предоставить информацию о том, когда, на основании каких актов (решений) были образованы земельные участки с КН 39:17:010009:760 и с КН 39:17:010009:349, и на основании каких межевых планов были образованы границы указанных земельных участков, а также предоставить копии этих документов (проекта планировки территории, на которой расположен земельный участок с КН 39:17:010009:73, а также земельные участки с КН 39:17:010009:760 и с КН 39:17:010009:349; акта (актов) об утверждении Схем (схемы) расположения на кадастровом плане территории земельного участка с КН 39:17:010009:760 и земельного участка с КН 39:17:010009:349; межевых планов земельных участков с КН 39:17:010009:760 и с КН 39:17:010009:349).

В ответе на запрос №39-ак-04/3613 от 24.06.2021 указано, что земельный участок с кадастровым номером 39:17:010009:760 образован на основании Распоряжения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 08.05.2020 № 157-р. (далее - Распоряжение), которым утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по инициативе ООО «Коммунальные услуги», являющегося собственником объектов недвижимого имущества, расположенных в границах предполагавшегося к образованию земельного участка, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:17:010009:760 зарегистрировано 24.07.2020г., что на основании ст.ст. 39.6 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации указанный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Коммунальные услуги» (договор аренды от 21.08.2020) на 49 лет, что информацией относительно оснований и обстоятельств образования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 39:17:010009:349 Территориальное управление не располагает.

Заявитель, указывая, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 08.05.2020 № 157-р об утверждении схемы расположения земельного участка не основан на нормах законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу положений указанной выше нормы ГК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, статей 199-201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственном регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) площадь и описание местоположение границ земельного участка относятся к основным сведениям о земельном участке как объекте недвижимости, то есть это характеристики объекта в качестве индивидуальной определенной вещи, а также характеристики, которые определяются, изменяются в результате образования земельных участков, уточнениях местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкций зданий и сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

Площадь и описание местоположения границ земельного участка взаимосвязаны, так как площадь земельного участка является геометрической фигурой, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (статья 22 Федерального закона N 218-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельных участков их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

По смыслу статей 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласование границ при межевании земельного участка осуществляется с целью исключить нарушения прав землепользователя, в частности исключить захват участка (или его части) смежного землепользователя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (пункт 2 указанной статьи).

Согласно пункту 3 этой же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.

Кадастровый учет участка с кадастровым номером 39:17:010009:760 был проведен позднее кадастрового учета  земельного участка с КН 39:17:010009:73, в связи с чем, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности и статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» при межевании участка, принадлежащего Российской Федерации и предоставленного в аренду ООО «Коммунальные услуги», требовалось проведение согласования границ со смежными землепользователями. Доказательства такого согласования в материалы дела не представлены.

Определением от 22 марта 2022, суд истребовал из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области землеустроительное дело в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:010009:760, расположенного по адресу: <...> образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 39:17:010009:113.

31.03.2022г. в материалы дела поступили копии дел правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с КН 39:17:010009:760, однако сведения о согласовании местоположения границ в них отсутствуют.

На основании изложенного, суд, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает  права и законные интересы  Предпринимателя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным распоряжениеТерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)  от 08.05.2020 № 157-р.

Взыскать сТерриториального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)  в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)  300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1  (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) из федерального бюджета 5 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца  со дня его принятия.

Судья                                                                                   Е.А. Талалас

(подпись, фамилия)