ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-7437/19 от 17.07.2019 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4,  Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.  Калининград

Дело № А21-7437/2019

«19» июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена «17» июля 2019 года.

Решение изготовлено  в  полном объеме «19» июля 2019 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Глодян В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Евромебель»  

к    Калининградской областной таможне

о  признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2019 № 10012000-604/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Лавриненко С.В.  по доверенности от 15.02.2019,

от заинтересованного лица: Виноградов О.Е. по доверенности от 19.12.2018, Шерстобаева О.А. по доверенности от 19.12.2018.

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Евромебель», ОГРН 1073906023157, ИНН 3906176665, место нахождения: г. Калининград, ул. А.Невского, д. 89 (далее – Общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003, место нахождения: г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 26, стр. 1 (далее – Таможня, административный орган) от 07.05.2019 № 10012000-604/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

        В обоснование ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку несоответствие  заявленных в декларации сведений не повлекло за собой негативных последствий, в частности, освобождение от уплаты таможенных пошлин. В случае отклонения судом данных доводов просит применить статью 2.9 КоАП РФ.

        Представитель Таможни требования не признал, ссылаясь на наличие в действиях Общества события правонарушения и вины, указал на отсутствие признаков малозначительности совершенного правонарушения.

        Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд установил следующее.

24.02.2019 Обществом на Московском таможенном посту Таможни была зарегистрирована транзитная декларация (далее - ТД) № 10012040/240219/0001429для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товара Евразийского экономического союза (далее - Союза), для его перевозни (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза (Калининградская область) на другую часть таможенной территории Союза через территорию государства, не являющегося членомСоюза.

Под таможенную процедуру таможенного транзита помещены товары - шины пневматические резиновые бывшие в употреблении, код ТН ВЭД ЕАЭС -4012200009, в количестве 657 штук (грузовых мест), в том числе: 645 штук для легковых автомобилей и 12 штук для грузовых автомобилей.

Отправитель товара - Общество (г. Калининград), получатель - ИП Чиркин Д.В. (Ростовская область, г. Волгодонск).

В качестве транзитной декларации в таможенный орган представлен пакет документов, составляющих эту ТД, в том числе: международная товарно-транспортная накладная (CMR) б/н от 24.02.2019, счет № 1 от 22.02.2019, декларация на товары (далее - ДТ) № 10012020/080219/0012653.

Статус указанного товара, как товара Союза, подтвержден декларантом ДТ № 10012020/080219/0012653 (таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40).

По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10012040/260219/000085) выявлена часть товара - «шины пневматические резиновые бывшие в употреблении», общим количеством 359 штук (из них, для легковых автомобилей - 345 шт., для мотоциклов – 3 шт., для грузовых автомобилей – 11 шт.), сведения о котором не соответствовали сведениям, заявленным в документах (ДТ), представленным в подтверждение статуса этого товара, как товара Союза, в том числе: о торговых марках, странах происхождения и других качественных характеристиках.

        Таким образом, по результатам таможенного контроля выявлен товар - «шины пневматические резиновые бывшие в употреблении», статус которого, как товара Союза, представленными декларантом документами не подтверждался.

        По данному факту Таможней в отношении Общества был составлен протокол от 04.04.2019 № 10012000-604/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.

07.05.2019 административным органом вынесено постановление № 10012000-604/2019 о привлечении Общества к ответственности по названной статье и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

        Посчитав данное постановление незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

        Суд признал требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

        В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

Частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, товаров Союза применяется таможенная процедура таможенного транзита.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).

        В качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной (пункт 3 статьи 107 ТК ЕАЭС).

На основании пункта 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру,

В соответствии с пунктом 2 статьи 143 ТК ЕАЭС условия помещения товаров Союза под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, определены статьями 304 - 306 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 304 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, под таможенную процедуру таможенного транзита является: представление документов и (или) сведений, которыми подтверждается статус товаров Союза, за исключением случаев, определяемых Комиссией.

Документы и (или) сведения, которыми подтверждается статус товаров Союза в целях применения статьи 304 ТК ЕАЭС, определяются Комиссией (пункт 3 статьи 304 ТК ЕАЭС).

Перечень документов, подтверждающих статус товаров Союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза» (далее - Решение).

Подпунктом б) пункта 1 Решения установлено, что в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны, указанной в пункте 1 статьи 455 ТК ЕАЭС, на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, документами, подтверждающими статус товаров Союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита являются: декларация на товары, в соответствии с которой товары были выпущены в государстве - члене Союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или таможенной процедурой реимпорта, транзитная декларация, подтверждающая ввоз товаров Союза на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, иные документы, используемые в соответствии с законодательством государств - членов Союза для подтверждения статуса товаров Союза в значении подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

На основании части 8 статьи 15.1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в отношении товаров Союза, перемещаемых с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Союза, совершаются таможенные операции, связанные с подтверждением их статуса как товаров Союза, путем представления в таможенный орган документов, установленных правом Союза и (или) названным Федеральным законом.

Таким образом, под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 10012040/240219/0001429 мог быть помещен только товар Союза, выпущенный в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10012020/080219/0012653, статус которого, как товара Союза, подтверждается этой таможенной декларацией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Как следует из примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, относящиеся к другим товарам.

Из материалов дела усматривается, что Общество при таможенном декларировании товара представило в таможенный орган в качестве подтверждения его статуса, как товара Союза, ДТ № 10012020/080219/0012653 (таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), которая подтверждала такой статус только в отношении товаров, выпущенных по этой ДТ.

По результатам таможенного контроля обнаружена часть иного товара, статус которого, как товара Союза, представленной таможенной декларацией не подтвержден и на который отсутствовали документы, подтверждающие его происхождение.

Таким образом, представленные заявителем документы (ДТ) не относятся к указанному товару и, соответственно, в смысле примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ являются недействительными документами, которые могли в дальнейшем послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.  

С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии события правонарушения отклоняются судом, как основанные на неправильном толковании норм права.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

        В данном случае Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с таможенным декларированием товаров, обязано было должным образом организовать проверку соответствия товара документам, представляемым в таможенный орган в подтверждение их статуса, как товаров Союза, однако этого не сделало.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, однако не предприняло надлежащих действий по его соблюдению.

При таких обстоятельствах вывод административного органа о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения  является обоснованным.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к ответственности Таможней соблюден.

Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений, изложенных в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В рассматриваемом случае суд не усматривает исключительности обстоятельств правонарушения, совершенного вследствие пренебрежительного отношения Общества к возложенным на него обязанностям в сфере таможенного регулирования.

Вместе с тем, в данном случае суд считает возможным изменить меру примененного Таможней административного наказания, то есть заменить назначенный заявителю административный штраф на предупреждение. 

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела П Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество совершило правонарушение впервые, с 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как микропредприятие.

С учетом вышеприведенных норм права, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, отсутствие доказательств наступления каких-либо вредных последствий деяния, суд пришел к выводу о том, что постановление Таможни подлежит изменению в части вида административного наказания, то есть за допущенное административное правонарушение суд заменяет Обществу наказание в виде административного штрафа на предупреждение, чем будут достигнуты цели административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

        Постановление Калининградской областной таможни от 07 мая 2019 года № 10012000-604/2019 отменить в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью «Евромебель» (ОГРН 1073906023157, ИНН 3906176665) административного наказания по части 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей и заменить его на предупреждение.

        Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                          И.С.Сергеева