ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-755/14 от 05.05.2015 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2

                                       E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http: www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 755/2014

«05»

мая

2015 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи

Ефименко С.Г.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

Муниципального унитарного предприятия «ЖКХ «Ковровского сельского поселения» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии: без вызова сторон

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ «Ковровского сельского поселения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Предприятие, Заявитель, ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области (далее - Инспекция, Служба) об отмене вынесенного Инспекцией постановления от 27.11.2014 № 527/2014 по делу об административном правонарушении.

Указанное заявление подано Предприятием с соблюдением правил подведомственности и подсудности, требований к форме и содержанию заявления, установленных статьями 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заявление содержит предусмотренные частями 1 и 2 статьи 227 АПК РФ признаки, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства. При этом ограничения, установленные частью 4 статьи 227 АПК РФ, отсутствуют.

На основании определения от 10 марта 2015 года заявление Предприятия принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства в порядке статей 226 - 228 АПК РФ.

От Инспекции в материалы дела представлен отзыв на заявление и дополнительные доказательства, в котором Служба не согласилась с предъявленными требованиями, просила суд в удовлетворении заявления отказать.

Судебное заседание проведено без вызова сторон.

Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по факту обращения ФИО1, проживающей по адресу: <...>, по вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, Инспекцией 07.11.2014 вынесен приказ № 2430 о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения Предприятием обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами.

По результатам проверки Службой составлен акт проверки от 18.11.2014, а 19.11.2014 Инспекция в отношении Заявителя составила протокол № 554 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, согласно которой нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением Инспекции от 27.11.2014 № 527/2014 по делу об административном правонарушении (далее - постановление) Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 40 000 рублей штрафа.

Полагая, что указанное постановление является неправомерным и необоснованным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене вынесенного Инспекцией постановления. В обоснование упомянутого требования Заявитель привел следующие аргументы.

Заявитель не признает факт ненадлежащего исполнения обязательств по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома; ЖКХ является коммерческой организацией, основанной на праве оперативного управления; собственником имущества является администрация муниципального образования «Ковровское сельское поселение».

Предприятие не является муниципальным органом власти и не имеет полномочий, позволяющих начинать отопительный сезон. Отопительный сезон должен начинаться в соответствии с «Правилами подготовки и проведения отопительного сезона», которые в муниципальном образовании «Ковровское сельское поселение» не были приняты.

В данном муниципальном образовании начало и конец отопительного сезона назначаются распоряжением главы муниципального образования «Ковровское сельского поселение», что относится к полномочиям муниципального образования на основании Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Как указывает Заявитель, такое распоряжение необходимо, поскольку начало и конец отопительного сезона влекут массу юридических и экономических последствий; по состоянию на 17 ноября 2014 года в адрес Предприятия не поступало распоряжение главы муниципального образования «Ковровское сельского поселение» о начале отопительного сезона.

При этом распоряжением главы муниципального образования «Ковровское сельское поселение» от 16 октября 2014 года № 59 согласован вывод из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <...>; данное распоряжение принято на основании протокола собрания собственников помещений жилого дома № 12 по ул. Офицерской в пос. Романово Зеленоградского района Калининградской области от 11 августа 2014 г., согласно которому собственники жилых помещений большинством голосов решили отключиться от центральной системы отопления и перейти на автономное отопление.

На основании вышеуказанных аргументов ЖКХ в своем бездействии не видит признаков правонарушения, поскольку «Правила подготовки и проведения отопительного сезона» в муниципальном образовании «Ковровское сельское поселение» отсутствуют, также не было соответствующего распоряжения главы муниципального образования «Ковровское сельское поселение» о начале отопительного сезона.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления и отмены вынесенного Инспекцией постановления. При этом суд исходит из следующего.

Частью 6 статьи 201 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд находит необоснованным довод ЖКХ о том, что по состоянию на 17 ноября 2014 года главой муниципального образования «Ковровское сельское поселение» не был издан приказ о начале отопительного сезона, а также о том, что собственниками принято решение об отключении систем отопления от центральной котельной и переходе на автономное газовое отопление, поскольку в соответствии с распоряжением главы муниципального образования «Ковровское городское поселение» от 24 октября 2014 г. № 63 о начале отопительного сезона на территории муниципального образования «Ковровское сельское поселение» отопительный сезон начался с 24 октября 2014 года.

Кроме того, отсутствие распоряжения о начале отопительного сезона само по себе не исключает обязанности управляющей организации осуществлять подготовку многоквартирных домов к отопительному сезону в рамках взятых на себя обязательств, однако данный факт Заявителем был проигнорирован.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Согласно требованиям пункта 2.3. части 2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения управляющими компаниями, то есть в нем перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор.

Согласно п. 5.2.1 указанных Правил эксплуатации, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замену неисправных кранов на отопительных приборах; наладку системы отопления; ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Однако на момент проведения проверки в жилом помещении <...> система отопления не налажена, не поддерживается оптимальный температурный режим, не обеспечен равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

Согласно п. 2.6.5 Правил эксплуатации, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.

Кроме того, должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле. Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период. Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.

Однако на момент проверки Предприятием не представлен паспорт готовности многоквартирного дома к работе в зимних условиях 2014- 2015 годов.

Согласно п. 2.6.10 Правил эксплуатации, готовность объектов жилищно - коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. кв.м. уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября, однако на момент проверки Заявителем не представлен паспорт готовности дома к работе в зимних условиях 2014-2015 годов.

Согласно п. 5.2.10 Правил эксплуатации, промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).

Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3-5 - кратного расчетного расхода теплоносителя. Для промывки используется водопроводная или техническая вода. Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается. Диафрагмы и сопла гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты. После промывки система сразу должна быть наполнена теплоносителем. Держать системы отопления опорожненными не допускается. Теплообменники перед пуском системы следует очистить химическим или механическим способом.

Судом установлено, что акт о промывке и опрессовке сетей отопления Предприятием не представлен. Материалами дела подтверждается, что со стороны ЖКХ в ходе управления многоквартирным домом допущено грубое нарушение Правил эксплуатации.

Так, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

В силу вышеперечисленных норм закона и подзаконных актов Предприятие обязано разрабатывать и доводить до собственников план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности надлежащим образом.

Заявителем не представлено в Инспекцию доказательств, свидетельствующих об объективных причинах несоблюдения требований законодательства, напротив, у ЖКХ имелась возможность для соблюдения упомянутых выше Правил, и в рамках возложенных на него обязанностей принять своевременные меры по их выполнению.

Однако данная обязанность Предприятием по неизвестным причинам исполнена не была; доказательств принятия исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований Заявителем также не представлено. Между тем, являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, Предприятие должно было знать соответствующие требования законодательства, следить за их изменением и исполнять их.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое Предприятием постановление Инспекции является законным и обоснованным.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таком положении, в удовлетворении заявления Предприятия следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 226 - 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья    С.Г. Ефименко